Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать степень влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков. В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека;
2. Проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на подростков;
3. Провести исследование агрессивности подростков 13-14-ти лет с разной степенью увлеченности компьютерными играми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков 8
1.1. Компьютерные игры как фактор влияния на агрессивное поведение подростков 8
1.1.1. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект 8
1.1.2. Психология компьютерных игр 18
1.2. Агрессия и компьютерные игры 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков 33
2.1. Программа исследования 48
2.2. Методики исследования 49
2.2.1. Опросник, определяющий уровень увлеченности компьютерными играми 49
2.2.2. Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки) 49
2.3. Результаты исследования 51
2.3.1. Опросник, определяющий уровень увлеченности компьютерными играми 51
2.3.2. Методика «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки) 52
2.4. Выводы 53
Заключение 57
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

2.4. Выводы

Результаты  эмпирического исследования позволили  выявить связь соотношения актуального  состояния увлеченности компьютерными  играми и уровнем агрессивности  подростков и сделать следующие  выводы: 
• У подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными играми уровень индекса агрессивности ниже, чем у подростков со средним и высоким уровнем увлеченности компьютерными играми. 
• У подростков с низким уровнем увлеченности компьютерными играми показатели по шкале «Раздражительность» особенно отличаются от таковых у подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми.  
• У подростков со средним уровнем увлеченности компьютерными играми уровень индекса агрессивности и всех шкал соответствует возрастной норме. 
• У подростков с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми в некоторых случаях зафиксированы данные, превышающие возрастной диапазон.  
Вышесказанное позволяет сформулировать рекомендации для родителей современных подростков. Ниже приводится текст обращения к родителям. 
« Дорогие родители! Совсем запретить пользоваться компьютером не выход и нужно делать все постепенно и с умом, а не просто запретить и все. Для начала, можно максимально уменьшить его негативное влияние. Вот несколько советов как это можно сделать.  
1. Больше общайтесь с ребенком. Статистика свидетельствует, что в большинстве компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.  
2. Войдите в доверие ребенка, так что бы он не боялся и рассказывал вам, в какие игры играет и какие больше всего любит. Тогда вы сможете плавно рассказывать ему о негативном влияние таких игр, и например, заинтриговать его какой-то другой интересной игрой, необязательно компьютерной, которая будет менее опасна для него. Ведь существуют много разных интересных не компьютерных игр.  
3. Больше уделяйте внимания ребенку, играйте в игры вместе с ним. И так, постепенно заменяйте компьютерные игры настольными играми. Главное побольше общения, внимания. Возможно, ребенок внезапно сам увлечется спортом или запишется в какой-то творческий кружок, когда влияние компьютера ослабнет. Сейчас, да и раньше всегда было очень много интересных и развивающих настольных игр - например, экономические настольные игры, в которых можно покупать недвижимость, машины, акции, получать приятные сюрпризы. Дети очень любят такие игры, так как в них, как и в компьютерных играх, можно зарабатывать деньги и покупать на них все, что захочется (в рамках игры). Такие игры очень интересные и развивающиеся, особенно экономические. Ребенок начинает понимать настоящую цену деньгам, основы экономики, термины, например, что такое актив, пассив, дебет, кредит и т.д. Единственно что, от вас требуется так это играть и принимать участие в играх с вашим ребенком. Ведь в настольные игры не поиграешь один! Это одна из причин, почему дети больше играют в компьютерные игры, ведь там есть с кем играть - с искусственным интеллектом. Родители стали мало уделять времени для своего ребенка и играть с ним, многие сами становятся причиной тому, что ребенок начинает играть в компьютерные игры - покупают ему компьютер и тот молча сидит и играет, одним словом никому не мешает. Родители начали меньше играть с детьми в настольные игры, в солдатиков, в машинки, в куклы и т.д., да во что угодно, кроме компьютерных игр. Причина для всех одна и та же - стремление зарабатывать все больше и больше. Переключитесь с себя на ребенка.  
4. Станьте лучшим другом для своего ребенка. Время от времени (чем чаще, тем лучше) интересуйтесь его делами, самочувствием, интересами, происходящем в сегодняшнем дне и т.д. Если ребенок вам ничего не рассказывает, то вы ничего не добьетесь положительного. Крики, злость, наказания - не помогут, а только навредят. Лучший выход из этой ситуации - стать другом своему ребенку. На время, станьте для него не родителями, а друзьями. Не кричите, и не ругайте своего ребенка, и ни в коем случае не вините его ни в чем. Когда у вас получиться стать друзьями с вашим ребенком, то он будет вам все рассказывать, начиная с того, как начался день, что делал на протяжении дня, с кем общался и т.д.  
5. Разнообразьте жизнь ребенка. Многие дети могут быть не заинтересованными в компьютерных играх, а могут проводить сутками, ночами в чатах и заниматься виртуальным общением и знакомствами. В таком случае ребенку явно не хватает живого общения, то ли от своих родителей, то ли нет своих реальных друзей. С вашим общением с ребенком все понятно, а вот как быть с друзьями-ровесниками. Запишите своего ребенка на какой-то интересный кружок. Это может быть как спортивная секция - футбол, баскетбол, теннис, волейбол, плавание и т.д. Или же что-то творческое для души - пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Главное выбирайте кружок не тот, что вам нравиться и вам по душе, а тот, который ребенок сам выберет. Дайте ребенку свободу выбора и не навязывайте, а только предложите ему и предоставьте право выбора. Вы же не будете выбирать невесту (жениха) за ребенка? 
6. Искусственные же ограничения не дают никакого положительного эффекта. Ребенку расти и жить в том мире, который мы имеем — с тем компьютерным бумом, который мы наблюдаем. Оградить ребенка от компьютера означает вызвать у него неадекватную реакцию, когда он все-таки столкнется с этим проявлением современного мира. Другое дело, что нужно отдавать себе отчет: если папа предпочитает общению с мамой сидение перед дисплеем компьютера, если маме легче погрузиться в переживания «мыльной оперы», нежели поговорить с сыном или дочерью, то ожидать от ребенка другой реакции на компьютер или телевизор, по крайней мере, наивно. Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что нам самим, взрослым, удобнее заменить ими непосредственное общение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В теоретической  главе курсовой работы были освещены вопросы взаимосвязи между увлеченностью компьютерными играми и агрессивностью подростков. Для этого был проведен теоретический анализ разных подходов к изучению агрессивности человека и влияния компьютерных игр на психику подростков, изучена психология компьютерных игр, психологический аспект увлеченности компьютерными играми.  
Детальное изучение психолого-педагогической литературы по проблеме влияния компьютерных игр на уровень агрессивности подростков позволило выдвинуть гипотезу: подростки 13-14 лет, увлекающиеся компьютерными играми и часто проводящие время за ними обладают более высоким уровнем агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми. 
Для ее подтверждения был подобран диагностический  инструментарий и проведено экспериментальное исследование взаимосвязи уровня увлеченности компьютерными играми и уровнем агрессивности у подростков. Первым этапом в доказательстве гипотезы стало проведение анкетирования родителей. По результатам анкетирования были сформированы три группы подростков. В первую экспериментальную группу вошли подростки с низким уровнем увлеченности компьютерными играми, во вторую со средним уровнем увлеченности компьютерными играми, в третью вошли подростки с высоким уровнем увлеченности компьютерными играми. Суть второго этапа состояла в выявлении связи уровня агрессивности и степенью увлеченности компьютерными играми. Результаты методики «Диагностика состояния агрессии» табулировались, анализировались и сопоставлялись между собой во всех трех группах подростков. Были построены диаграммы, которые позволили наглядно представить результаты и заметить закономерность увеличения индекса агрессивности в зависимости от увеличения степени увлеченности компьютерными играми. Выявлено также, что у подростков с низким и средним уровнем  увлеченности компьютерными играми показания по всем шкалам методики, в том числе индекса агрессивности, находятся в пределах возрастной нормы, а у подростков с высоким уровнем  увлеченности компьютерными играми  в некоторых случаях зафиксированы данные, превышающие возрастной диапазон.  
         Был сделан итоговый вывод: у подростков, увлекающихся компьютерными играми и часто проводящих время за ними зафиксирован более высокий уровень агрессивности по сравнению с подростками не увлекающимися компьютерными играми.   
Итак, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Значит, проведенная работа является эффективной.  
Актуальность полученных данных в том факте, что современным подросткам расти и жить в мире с компьютерным бумом. Искусственные ограничения со стороны родителей не дают никакого положительного эффекта. Родителям необходимо принять этот факт и строить свое общение с ребенком, учитывая приведенные выше рекомендации. 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004. 
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб. 2002. 
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия, СП, 1997. 
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - №6. –1966.  
5. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004. 
6. Гримак Л.П., Бодрствование как активная фаза гипноза // Прикладная психология. - №5. -1998. 
7. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. - М. - 2004. 
8. Краткий психологический словарь. Сост. Л. А. Карпенко, под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. 2005.  
9. Лоренц Конрад. Агрессия. Издательская фирма «Универс». Перевод на русский язык Г.ф. Швейника, 1994. Издательская группа «Прогресс», 1994. 
10. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.: Наследие, 1996. 
11. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.  
12. Общая психодиагностика. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1997.  
13. Паренс Г. Агрессия наших детей. М, 1997.  
14. Парыгин В. Д. Научно-технический прогресс и про¬блема самореализации личности // Психология личности и образ жизни. – 2001. 
15. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990.  
16. Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной М.: ТЦ «Сфера», 1997.  
17. Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 2004.  
18. Разумова Т. Компьютерный яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002. 
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер с нем. – М.: Мир, 2004.  
20. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. –М: Владос, 2005.  
21. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.- 2006. 
22. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2001. 
23. Фрейд З., Я и Оно / Труды разных лет (в двух томах). Тбилиси: Мерани, 1991.  
24. Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М. – 1986.  
25. Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и человек. Свет. - № 8. – 2000. 
26. Шапкин А. Компьютерные игры: новая область психологических исследований. Психологический журнал, 2007. №1. 
27. Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998. 
28. Шмелев А. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. –2008, №3. 
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.  
30. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного / Аналитическая психология. М.: Мартис, 1997.  
31. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ; СПб.: Университетская книга, 1996. 

 

 


Информация о работе Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков