Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 09:36, дипломная работа
С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Это определило цель нашего исследования - изучить влияние компьютерных игр.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы
самовоспитания индивида
1.1 Теоретическое обоснование теории воспитания
1.2 Понятие о психологическом барьере. Причины возникновения,
способы преодоления
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические
предпосылки самовоспитания
1.4 Методы самовоспитания и их характеристика
Выводы к 1 главе
Глава 2. Исследование влияния компьютерных технологий на самовоспитание
детей и подростков
2.1 Программа исследования
2.2. Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их
родителей по профилактике компьютерной зависимости
Заключение
Список литературы
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.
Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).
Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль, за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие, методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым.
Среди значительных работ по самовоспитанию хотелось указать труды А.И. Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге «Как заниматься самовоспитанием» раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мышления, способностей, речи и т.д.
В книге «Воспитай себя» А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги А.И. Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И. Кочетова «Организация самовоспитания школьников» адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.[19]
Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга «Личность воспитывает себя» посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно, интересно и увлекательно с множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова «Самопознание и самовоспитание характера». Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.
Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.
Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на наш взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания, как ученикам, так и учителям.
1.2 Понятие о психологическом барьере. Причины возникновения, способы преодоления
В процессе познания какого-либо явления у человека появляется чувство понятности, усвоенности материала. В нем фиксируется некоторый определенный уровень глубины познания, что защищает познание от разрушения, цементирует его так, чтобы на его результаты можно было опираться в последующем. Для этого необходимо, во-первых, чтобы память не хранила следов первоначальных чувств непонимания, а во-вторых, память должна выдавать усвоенные понятия и представления в своего рода защитной упаковке, в прочных, закрытых «футлярах». Этим «футляром» является знак (термин), содержанием которого является краткая дефиниция, выраженная через понятия низлежащих ярусов также в виде знаков (терминов).[7]
Но знак и чувство понятности, являющиеся необходимым защитным механизмом мышления, при необходимости нужно вторично сделать объектом познания, чтобы то, что давно стало привычным, не сыграло бы отрицательной роли в познании, порождая познавательно-психологический барьер. Заметим, что указанный барьер для репродуктивного мышления необходим, так как он ограждает, защищает усвоенные понятия, хотя для творческого мышления он является помехой.
Педагогическое творчество немыслимо без сопереживания трудностей, испытываемых учениками, поэтому оно вынуждает учителя немалократно возвращаться к ним самим уже давно пройденным этапам познания с тем, чтобы взглянуть на них глазами ребенка.
Это и есть прием отстранения, заключающийся в том, что привычное преломляется через призму восприятии «непонимающего человека», «взрослого ребенка». Благодаря этому то, что казалось само собой разумеющимся, предельно простым и понятным, начинает восприниматься как нечто странное, удивительное, требующее осмысления.[7]
Но знак и чувство понятности, являющиеся необходимым защитным механизмом мышления, при необходимости нужно вторично сделать объектом познания, чтобы то, что давно стало привычным, не сыграло бы отрицательной роли в познании, порождая познавательно-психологический барьер. Заметим, что указанный барьер для репродуктивного мышления необходим, так как он ограждает, защищает усвоенные понятия, хотя для творческого мышления он является помехой.
У учителей, не желающих мириться с тем вялым безразличием, с которым ученик воспринимает знания, добытые предыдущими поколениями в исканиях, полных драматизма, процесс преподавания стимулирует творчество в области, преподаваемой научной дисциплины.
Сложной и значимой проблемой социальной психологии является проблема затруднений в общении. Само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания обсуждалось еще в риторике Древнего мира. Сегодня в социально-психологической литературе можно встретить многочисленные термины, обозначающие трудности общения. Это коммуникативные и психологические барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, затруднения, помехи и собственно трудности.
В целях терминологической упорядоченности выделяем три основных понятия, располагая их по степени выраженности – нарушения, трудности и барьеры, говоря о том, что разграничение этих понятий является все же несколько искусственным. Различаются они, по тяжести протекания и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, по возможности и способам их устранения.
Говоря о барьерах общения, называют их разные виды. Это социально-психологические барьеры личности и общества, социально-психологические барьеры деятельности, социально-психологические барьеры общения; коммуникативные барьеры и психологические; коммуникативные барьеры (барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношений), смысловые барьеры, психологические барьеры. Коммуникативный барьер определяют как абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, социально-
психологические особенности общающихся.[7]
Причинами затруднений в общении также называются внешние ограничения общения – конвенциальные, ситуативные и эмоциональные; барьеры, обусловленные эмоциями, и барьеры восприятия; отдельные стратегии поведения в процессе взаимодействия.
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
Существуют правила способствующие самовоспитанию:
Пять «надо»:
Пять «можно»:
Это нужно тебе самому!
Этого делать нельзя!
Пять «хорошо»:
В.Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».
Что дает человеку знание самого себя?
Пути самопознания:
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.[11]
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.