Влияние компьютерных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 09:36, дипломная работа

Описание работы

С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Это определило цель нашего исследования - изучить влияние компьютерных игр.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения проблемы
самовоспитания индивида
1.1 Теоретическое обоснование теории воспитания
1.2 Понятие о психологическом барьере. Причины возникновения,
способы преодоления
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические
предпосылки самовоспитания
1.4 Методы самовоспитания и их характеристика
Выводы к 1 главе
Глава 2. Исследование влияния компьютерных технологий на самовоспитание
детей и подростков
2.1 Программа исследования
2.2. Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их
родителей по профилактике компьютерной зависимости
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная_-_Влияние_компьютерных_игр_на_самовоспитание_индивида.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости

 

Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века.  Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.). [17]

Сегодня информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности, оказывают огромное влияние, как на общественное сознание, так и на формирование индивидуальности каждого человека. В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. [28] Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.

В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов.

В связи с актуальностью данной проблемы мы предлагаем воспитательную  программу профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в общеобразовательной школе.

Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

Задачи программы:

  • Подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр;
  • Помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения с помощью компьютера (развлечение, снятие стресса, познание и др.);
  • Проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;
  • Проведение анкетирования среди учащихся 7, 9, 11 классов на тему «Место компьютера и телевидения в жизни современных детей и подростков».
  • Предлагаемая программа предназначена для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

Программа состоит из двух направлений работы:

  • Работа с учащимися 7, 9, 11 классов
  • Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Результатами проделанной работы должны стать:

  • Информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на самовоспитание ребенка;
  • Увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;
  • Уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;
  • Осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на один месяц обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в неделю с родителями учащихся и по два раза в неделю с учащимися. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей. [Таблица 3]

Таблица 3

Воспитательная программа профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков. План воспитательных мероприятий

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Работа с родителями 7, 9, 11 классов

4 ч 30 мин

 

Просветительская беседа на тему «Компьютер и дети»

1 час

 

Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться»

1 час

 

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

30 минут

 

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия»

1 час

 

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости

1 час

2

Просветительская работа с детьми

6 ч 30 мин

 

Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни»

1 час

 

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

30 минут

 

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия»

1 час


 

Содержание программы

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов.

Проведение беседы на тему «Компьютерная зависимость и как с ней бороться?» [Приложение 5] - разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы.

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости [Приложение 6] - определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

В начале классного часа проведение анкетирования на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» - обсуждение с детьми таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема влияния компьютерных игр на самовоспитание ребенка особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

В ходе нашего исследования мы выяснили следующее.

Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам.

Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.[8]

В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие компьютерных игр на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей.

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и  подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных детей и подростков, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, т.к. полученные нами данные свидетельствуют о том, что именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000
  2. Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10
  3. Болховитинов В. Н. Твое свободное время. – М., 1996
  4. Борытко Н. М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002. -№ 6
  5. Гундарева И. П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9
  6. Крылова Н. Б. Школа без детей. – М., 2002
  7. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005
  8. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 11
  9. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18
  10. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6
  11. Леонтьева А. Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003. - № 3
  12. Моторин В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12
  13. Никитина Н. И., Глухова М. Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005
  14. Новосельцев В. И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9
  15. Польшакова Е. Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002. - № 5
  16. Прибылова Ю. О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4
  17. Розин В. М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5
  18. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8
  19. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7
  20. Сонькин В. Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. - № 21
  21. Стукова О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23
  22. Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6
  23. Цымбаленко С. Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3
  24. Чудинова В. П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4
  25. Якушина Е. В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4
  26. Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.
  27. http://www.ixbt.ru/
  28. http://www.ria.ua/
  29. http://www.родитель.ru

Информация о работе Влияние компьютерных игр