Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:15, курсовая работа
Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей личности подростков.
1.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………..7
1.2 Психологические особенности проявления особенностей агрессивного поведения подростков……………………………………………………….13
Выводы по 1главе………………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальный опыт диагностики и коррекции психологических особенностей агрессивных подростков.
2.1 Объект и этапы экспериментального исследования………………………20
2.2Диагностика исходного уровня и анализ психологических особенностей агрессивных подростков………………………………………………………...22
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение.……………………………………………………………………....31
Список использованной литературы.…………………………………………..32
Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.
Физическая агрессия – причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.
Вербальная агрессия
– использование речевых
а). Многочисленные отпоры;
б). Отрицательные отзывы и критические замечания;
в). Выражение отрицательных эмоций – недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;
г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;
д). Оскорбления, упреки обвинения;
е). Угрозы, вымогательства, принуждения.
Кроме того простой крик – часто носит агрессивный характер.
Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии – жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.
Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленным, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:
Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.
1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения подростков
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы социального поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательные негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности. Свертывание прежде установившейся системы интересов и протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, этот возраст отличается массой положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразным и содержательным становится его отношение с другими детьми и взрослыми, значительно изменяется и качественно расширяется сферы его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям. Определение подросткового возраста в качестве пубертатного периода, где главную роль играет половое созревание, оно и другие изменения, связаны с развитием организма, оказывает свое влияние на психическое развитие. Тревожащие моменты в поведении подростка - такие как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно – группового общения, складывающегося в различных компаниях.
В современной психологии сказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастуном, атеистом или религиозным – он становится таким. Ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, является не биологические свойства, а недостатки семейного воспитания.
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль среди сверстников и старших. Во взрослом сообществе утверждается позиция, препятствующая развитию социальной активности подростков – ребенок должен слушаться. В результате складывается между взрослыми и подростками психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения, желая привлечь на себя внимание, показать, что Я изменился, что у Меня есть свои права и обязанности.
Сущность агрессивного поведения проявляется в анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера – гнев, месть враждебность, злость, отвращение, возмущение, страх, тревожность, вина. Агрессивное поведение, связанное с этими эмоциями, которые выражаются в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах отчасти изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества. Одна и та же эмоция, по - разному, влияет на разных людей, она оказывает разное влияние на одного и того же человека в целом. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира: от яркого и светлого - к темному и угрюмому; наши действия - от неадекватных к искусственным и целесообразным. Индивидуальные особенности, различие эмоциональных порогов у детей, влияют на частоту, с которой они выражают свои эмоции, определяют характер реакций на них у окружающих. Характер же реагирования на эмоциональное поведение детей обусловливает их экспрессивный стиль, личностные особенности. Чувства, эмоции, переживания, порождаемые внешними и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в той форме, принятой в той культуре, к которой он принадлежит.
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это, прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против не понимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Так же могут влиять и природные особенности - его темперамент, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение держать себя. Подросток ищет выхода внутреннему напряжению.
В науке осуществлялись попытки типологии по раскрытию причин агрессивности подростков. При этом одни исследователи полагают, что необходимо базироваться на психодинамических различиях, другие берут за основу их особенности психосоциального развития.
Примером такой типологии являются:
Первая группа – подростки с психопатическими чертами характера.
Вторая группа - дети с задержкой умственного развития.
Третья группа – подростки, не имеющие патологических отклонений, но не правильно воспитанные, безнравственные.
П.П. Бельский, исходя из
мотивации и поведения подростк
И.А.Невский предлагал следующие:
С.Я. Беличева выделила группы:
В западных работах выделяются две группы:
1. Подростки с
2. Дети, отличающиеся
Истоки агрессивности лежат в семье, отношения ее членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждения, в том числе наказанием, страхом), в меньшей мере со сверстниками, учителями.[51,64].
ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ:
Если ребенка часто критиковать - он учится осуждать.
Если ребенку часто
Если ребенка часто высмеивают – он учиться быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают, снисходительны – он учиться быть терпеливым.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учиться верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
На основе наблюдений выделяют четыре группы определенного типа поведения подростков.
ПЕРВАЯ ГРУППА: характеризуются устойчивым комплексом у подростков аномальных и аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому время препровождению, деформации ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитета – являются типичными особенностями этих детей. Они эгоистичны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
ВТОРУЮ ГРУППУ: составляют подростки с деформированными потребностями и ценностями. Обладая более широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроений, лживость, раздражительность. У детей извращено представление о мужестве, о товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляться у них ситуативно, в основном против тех, кто слабее.
ТРЕТЬЮ ГРУППУ: подростков характеризует конфликт между деформированными позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети апатичные не стремятся к достижению успеха. В их поведении преобладает косвенная и вербальная агрессия.
В ЧЕТВЕРТУЮ ГРУППУ: входят подростки, которые отличаются слабодеформированными потребностями, но в то же время, у них наблюдается отсутствие определенных интересов и весьма ограничен круг общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей характерно трусливость, мнительность. В их поведении преобладает вербальная агрессия и негативизм.[53,73]
Агрессия и агрессоры всегда оцениваются крайне отрицательно, как выражение антигуманизма, наличие культа грубости. Но имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергитично наступательных и дают им положительную окраску. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях.
В подростковой жизни
нередко встречаются формы
Причины агрессии ребенка необходимо искать в семье, в воспитании. Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок учится, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшие к ним физическое насилие. Детей, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание – это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.
Выводы по главе 1
Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подходы к определению агрессии, причин ее возникновения и объяснению агрессивного поведения, можно сделать вывод, что не существует единого мнения на определение агрессии и причин ее возникновения. Ни одна из теорий не может дать полный ответ на эти вопросы, но позволяет объяснить определенный аспект проблемы, выделяя свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.
В нашей работе мы придерживаемся комплексного подхода к определению агрессии. Агрессия- это любая форма поведения, которая имеет цель нанесения вреда другому живому существу. Причинами агрессивного поведения могут служить биологические, социальные, психологические факторы.
Подростковый возраст связан с целым комплексом изменений: половое созревание, половая идентификация. Главная личностная черта - личностная нестабильность, эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной возбудимостью, реактивностью, быстрой сменой настроения. Среди личностных особенностей – формирование чувства взрослости и «Я - концепции».
Причинами агрессивности выступают личностные особенности подростка- темперамент, характер, конфликтность; экономическая, социальная обстановка в стране; нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семейного воспитания, окружение подростка.
Глава 2 Диагностика
и коррекция психологических
особенностей
Информация о работе Влияние личностных качеств на проявление аргессивности у подростков