Влияние личностных качеств на проявление аргессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей личности подростков.
1.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………..7
1.2 Психологические особенности проявления особенностей агрессивного поведения подростков……………………………………………………….13
Выводы по 1главе………………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальный опыт диагностики и коррекции психологических особенностей агрессивных подростков.
2.1 Объект и этапы экспериментального исследования………………………20
2.2Диагностика исходного уровня и анализ психологических особенностей агрессивных подростков………………………………………………………...22
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение.……………………………………………………………………....31
Список использованной литературы.…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (2).doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

 

2.1. Объект и  этапы экспериментального исследования

 

Исследование проводилось  на базе СОШ № 65 города Улан-Удэ.

В исследовании принимали  участие учащиеся восьмых классов  – в количестве 36 человек – 15 мальчиков и 21 девочка.

Воспитательная работа в школе строится на основе правовой базы. Цель воспитательной работы: создание атмосферы толерантности в детско-взрослом коллективе.

Основные задачи: 1) определение  путей обновления воспитательной системы  школы. 2) разработка системы мероприятий, направленных на формирования самосознания здорового образа жизни. 3) обеспечение  формирования информационного поля по развитию гражданско-патриотического воспитания.

 Исследование проводилось  в несколько этапов:

1.Подготовительный этап: беседа с администрацией, учителями,  психологом, учащимися школы, подбор  методик, формирование первичной  выборки.

2. Констатирующий этап: подготовка к диагностическому обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов, формирование коррекционной группы, описание психологических особенностей личности  агрессивных подростков.

В беседе с классным руководителем  мы попросили его по внешним  признакам выделить группу подростков, склонных к агрессивному поведению в разных классах, на основе собственного наблюдения. Учителем была выделена группа агрессивных подростков в количестве 14 человек.

 

Для  диагностики психологических  особенностей личности агрессивных подростков нами была использована комплексная психодиагностическая методика исследования личностных качеств FPI, опросник Басса-Дарки.

Цель методики FPI: исследования уровня развития психологических особенностей личности.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: оценки уровня развития обследуемых качеств  осуществляется на основе таблицы, и  их результаты определяются как высокие: 9-7, средние: 6-4, низкие: 1-3.

Цель методики Басса-Дарки: выявление подростков, склонных к агрессивному поведению.

Инструкция: ответьте «да» на те положения, с которыми Вы согласны и «нет» на те,  с которыми Вы не согласны.

Оценка результатов: опросник выявляет агрессивные и враждебные реакции. Норма агрессивности: 21+4; норма враждебности: 7+3.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Диагностика  исходного уровня и анализ  психологических

особенностей  агрессивных подростков

 

 

Для диагностики, выделенных показателей в результате теоретического анализа были использованы тесты – опросники: Басса – Дарки  и FPI.  Для диагностики уровня агрессивности был использован тест Басса – Дарки, а для диагностики психологических особенностей агрессивных подростков  тест – FPI.

Результаты диагностики по тесту Басса – Дарки зафиксированы в таблице №1

Уровни агрессивного поведения подростков

Таблица№1

Ф.А

Показатели

 

Ф.А.

К.А.

РАЗ.

НЕГ.

ОБ.

ПОД.

В.А.

Ч.В

ИА

АВ

1

Эльвира Б.

7

5

7

3

6

7

10

7

24

13

2*

Лена С.

9

8

9

4

4

8

13

7

31

12

3

Катя Н.

4

6

5

3

6

5

7

5

16

11

4

Лена Д.

7

7

4

4

3

8

9

4

20

11

5

Ира Т.

8

5

8

4

3

7

8

5

24

10

6

Марина П.

5

7

7

0

5

5

5

6

17

10

7

Наташа Ж.

2

2

3

2

5

5

7

5

12

10

8

Ирина Т.

2

4

4

4

2

4

7

7

13

6

9*

Вика А.

10

9

6

5

6

8

13

8

29

15

10

Аня Г.

7

6

5

3

2

7

10

8

22

9

11

Маргарита Р.

6

5

6

4

3

4

12

5

24

7

12

Марина М.

8

7

4

4

3

7

11

2

23

10

13*

Надя Е.

9

6

6

3

3

8

11

5

26

11

14

Даша В.

8

6

3

3

4

5

8

4

19

9

15

Кристина С.

6

5

6

4

3

6

7

6

19

9

16

Марика С.

8

6

6

3

4

5

10

7

24

9

17

Аня А.

8

7

6

2

3

5

7

7

20

8

18

Марина Б.

5

6

3

4

5

3

10

5

18

8

19

Ксения К.

8

7

4

4

3

4

8

6

20

7

20

Лера К.

9

3

7

5

6

6

7

8

23

12

21

Саша П.

4

4

1

2

3

6

5

6

10

9

22

Никита А.

8

8

7

4

5

7

10

6

25

12

23

Олег М.

8

3

7

3

3

6

8

7

23

9

24

Алексей А.

9

5

8

3

3

6

7

9

24

9

25*

Сергей Р.

10

6

6

5

5

9

10

7

26

14

26

Саша Т.

7

6

6

3

2

5

8

6

21

7

27

Вова Х.

6

3

7

3

2

6

11

7

24

8

28

Артем П.

9

6

5

5

4

8

10

7

24

12

29

Женя К.

8

4

3

3

4

5

7

7

18

9

30

Женя П.

8

6

4

4

4

5

8

8

20

9

31

Виталий А.

7

3

4

3

3

4

7

2

18

7

32

Артем Н.

1

2

8

1

5

6

7

8

16

11

33

Дима Д.

7

4

8

3

6

6

9

8

24

12

34*

Влад О.

9

9

10

4

3

3

10

1

29

6

35

Влад Ч.

7

7

7

4

7

7

10

4

24

14

36

Дима Г.

8

7

6

5

6

9

9

8

23

15


 

В результате анализа  полученных данных высокий уровень физической агрессии зафиксирован у 75% - 27 человек; косвенной агрессии - 30,5% - 11 человек; склонности к раздражению зафиксирован у 33,3% - 12 человек;  негативизма наблюдается 47,2% - 17  человек; Обиды у 22,2% - 8  человек; подозрительности - 38,9% - 14  человек; вербальной агрессии у 50% -18  человек; чувства вины - 50%     18   человек. Средний уровень физической агрессии зафиксирован у 16,6% - 6 человек; косвенной агрессии  у 47,2% - 17  человек; склонности к раздражению -  52,7% - 19  человек; негативизма - 44,4% - 16  человек; обиды выявлен у 66,7% - 24  человек; подозрительности - 52,7% - 19  человек; вербальной агрессии - 50% - 18  человек; чувства вины - 38,9% - 14   человек. Низкий уровень физической агрессии выявлен у  8,3% - 3 человека; косвенной агрессии - 16,7% - 6  человек; склонности к раздражению у 13,8% -  5 человек; негативизма у 5,5% - 2 человека; обиды -11,1%  - 4   человека; подозрительности зафиксирован у 5,5%  - 2   человека; вербальной агрессии не выявлен; чувства вины - 8,3%       3   человека.

 

Анализ показал, что  только 5 человек из всех испытуемых  склонны к проявлению агрессивного поведения. Лена С. (ИА) – 31; (ИВ) – 12, Вика А. (ИА) – 29; (ИВ) – 15, Надя Е. (ИА) – 26; (ИВ) – 11, Сергей Р.  (ИА) – 26; (ИВ) – 14, Влад О. (ИА) – 29; (ИВ) – 6. Данные, полученные при обследовании, совпадают с данными учителя, который выделил тех же школьников по субъективному критерию.

 

             

Высокие показатели агрессивности, выявленные у пятерых

подростков, сведены  в отдельную таблицу №2

Таблица №2

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Физическая

Агрессия

100%

-

-

Косвенная

Агрессия

50%

40%

10%

Раздражение

40%

60%

-

Негативизм

50%

20%

30%

Обида

50%

50%

-

Подозрительность

75%

25%

-

Вербальная

Агрессия

100%

-

-

Чувство вины

70%

30%

-


 

Результаты диагностики  по тесту FPI зафиксированы в таблице №3

                                                                                                       

Психологические особенности подростков

Таблица№3

Ф.И.

Показатели

 

Н

СА

ДЕП

РАЗ

ОБЩ

УР

РА

ЗАС

ОТ

ЭИ

ЭЛ

МФ

1

Эльвира Б.

8

5

7

7

6

4

6

6

6

6

8

8

2*

Лена С.

9

9

7

9

5

6

9

5

4

6

8

8

3

Катя Н.

5

5

5

5

6

6

6

6

8

7

6

3

4

Лена Д.

6

5

6

6

7

6

6

6

8

8

7

5

5

Ира Т.

8

5

7

7

6

4

6

6

8

6

6

5

6

Марина П.

7

5

8

7

2

4

4

6

8

4

7

1

7

Наташа Ж.

7

7

8

5

4

3

6

5

6

4

7

2

8

Ирина Т.

6

5

4

3

4

8

6

6

8

4

4

8

9*

Вика А.

6

8

6

9

9

5

9

5

5

9

7

9

10

Аня Г.

7

7

6

6

5

8

7

7

8

8

6

5

11

Маргарита Р.

4

5

4

5

5

6

8

3

8

6

3

5

12

Марина М.

4

7

3

7

9

8

8

5

9

9

4

9

13*

Надя Е.

7

8

6

7

9

6

8

5

3

9

6

9

14

Даша В.

7

7

8

6

4

8

6

6

9

7

7

6

15

Кристина С.

4

1

4

5

9

4

7

5

5

6

4

6

16

Марика С.

6

6

6

8

6

6

9

9

8

7

7

6

17

Аня А.

7

7

6

8

8

8

7

6

8

8

8

8

18

Марина Б.

4

4

4

6

8

6

5

6

8

8

5

5

19

Ксения К.

6

7

6

9

4

8

9

7

9

8

7

8

20

Лера К.

8

6

7

7

5

7

9

5

7

6

6

8

21

Саша П.

4

1

6

3

4

3

5

6

4

3

6

3

22

Никита А.

9

9

9

9

4

6

9

7

6

9

8

8

23

Олег М.

5

1

4

5

8

5

7

1

3

6

3

5

24

Алексей А.

7

8

8

7

7

8

9

9

6

7

8

5

25*

Сергей Р.

8

5

7

8

6

5

9

7

6

6

6

8

26

Саша Т.

4

5

4

4

6

5

5

5

4

6

2

9

27

Вова Х.

4

4

6

7

5

5

7

7

5

9

4

5

28

Артем П.

6

5

7

7

4

8

9

6

4

7

5

8

29

Женя К.

8

8

7

7

4

9

7

7

9

7

6

6

30

Женя П.

6

8

6

8

4

5

9

7

8

9

5

8

31

Виталий А.

5

3

4

5

8

8

5

7

8

7

5

8

32

Артем Н.

6

3

6

5

8

5

7

6

9

7

5

8

33

Дима Д.

8

8

8

8

5

6

9

7

4

8

6

8

34*

Влад О.

8

9

8

9

5

6

9

7

5

7

8

6

35

Влад Ч.

8

9

9

8

5

6

5

7

4

8

8

6

36

Дима Г.

8

8

7

8

5

6

7

8

5

8

8

6


 

 

Анализ таблицы и  выделение психологических особенностей агрессивных подростков, осуществлялся  по критерию «высокий индекс агрессивности». Для получения общей информации об уровнях развития психологических особенностях подростков школы, сначала анализировались данные по всей выборки испытуемых. В результате высокий уровень невротичности отмечен у 50% учащихся  -18 человек;  спонтанной агрессивности у 50% - 18 человек; депрессивности выявлен у 47,2%  17 человек;  раздражительности выявлен у 66,7% - 24 человека; общительности - 27,8% - 10 человек; уравновешенности  - 38,9% -    14 человек; реактивной агрессивности отмечен у 72,2%  - 26 человек; застенчивости - 38,9% - 14 человек; открытости у 22,2% - 8  человек; экстраверсии-интроверсии выявлен у 68,9% - 23 человека;  эмоциональной лабильности наблюдается у 50% - 18 человек; маскулинизма - феминизма - 41,7% - 15 человек.     Средний уровень по невротичности отмечен у 50% - 18 человек; спонтанной агрессивности -  36,1%  - 13 человек; депрессивности выявлен у 47,2% - 17 человек; раздражительности   - 27,8% - 10 человек; общительности у 69,4% - 10 человек; уравновешенности отмечен у 52,8%  - 19 человек; реактивной агрессивности - 27,8%  - 10 человек; застенчивости наблюдается у 50% - 18 человек; открытости - 75% - 27  человек; экстраверсии-интроверсии отмечен у 33,3%  - 12 человек; эмоциональной лабильности  - 41,7%  - 15 человек; маскулинизма феминизма выявлен у 38,9%  - 14 человек. Низкий уровень по шкале невротичности не выявлен, по спонтанной агрессивности отмечен у 13,9% -  5 человек; депрессивности  - 5,6%   - 2 человека; раздражительности наблюдается у 5,6% -    2 человека; общительности у 2,8% - 1 человек; уравновешенности отмечен у 8,3% - 3 человека; реактивной агрессивности не выявлен, застенчивости у 11,1% - 4 человека; открытости наблюдается у 2,8% - 1 человек; экстраверсии-интроверсии - 2,8% -1 человек; эмоциональной лабильности у 8,3%  - 3 человека; маскулинизма - феминизма выявлен у 11,1%  - 4 человека.  

 

Данные о психологических  особенностях испытуемых, имеющих высокий  индекс агрессивности, были зафиксированы  в отдельной таблице №4.

    Таблица №4

Показатели

Уровни

высокий

средний

низкий

Невротичность

80%

20%

-

Спонтанная

агрессивность

65%

35%

-

Депрессивность

80%

20%

-

Раздражительность

100%

-

-

Общительность

20%

80%

-

Уравновешенность

20%

80%

-

Реактивная

агрессивность

90%

10%

-

Застенчивость

50%

50%

-

Открытость

10%

80%

10%

Экстраверсия-

Интроверсия

70%

30%

-

Эмоциональная

лабильность

60%

40%

-

Маскулинизм-

феминизм

70%

30%

-

Информация о работе Влияние личностных качеств на проявление аргессивности у подростков