Влияние личностных качеств на проявление аргессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Работа посвящена выявлению психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей личности подростков.
1.1 Агрессия. Основные подходы к исследованию агрессии в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………..7
1.2 Психологические особенности проявления особенностей агрессивного поведения подростков……………………………………………………….13
Выводы по 1главе………………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальный опыт диагностики и коррекции психологических особенностей агрессивных подростков.
2.1 Объект и этапы экспериментального исследования………………………20
2.2Диагностика исходного уровня и анализ психологических особенностей агрессивных подростков………………………………………………………...22
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….30
Заключение.……………………………………………………………………....31
Список использованной литературы.…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ (2).doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

  

В результате сравнения  показателей агрессивности с  психологическими особенностями личности было установлено, что у  подростков с высоким показателем агрессивности высокий уровень невротичности наблюдается у 80% и средний (ближе к высокому) у 20%,  высокий показатель спонтанной агрессивности отмечен у 65% и средний (ближе к высокому) у 35%, высокий уровень депрессивности у 80%, средний (ближе к высокому) у 20%, высокий уровень раздражительности отмечен у 100% учащихся, высокий уровень общительности у 20%, средний уровень (ближе к низкому) у 80%, высокий показатель уравновешенности у 20%, средний (ближе к низкому) у 80%, уровень реактивной агрессивности высокий у 90%, средний (ближе к высокому) у 10%, высокий и средний уровни  по застенчивости 50%, высокий уровень открытости 10% испытуемых, средний уровень (ближе к низкому) 80%, низкий уровень у 10%, высокий уровень по шкале экстраверсия – интроверсия – 70%, средний  -30%, высокий уровень эмоциональной лабильности у 60% учащихся, средний (ближе к высокому) у 40%, высокий уровень по шкале маскулинизм – феминизм у 70%, средний (ближе к низкому) у 30% подростков.

По результатам анализа  диагностического обследования были выделены психологические особенности: депрессивность, раздражительность, тревожность, спонтанная агрессивность, обидчивость, общительность, недостаточная саморегуляция у агрессивных подростков, сформирована группа учащихся в количестве 5 человек: Лена С. Вика А. Надя Е. Сергей Р. Влад О.

 

Выделенные показатели у подростков будут подлежать  коррекции. Их изменение в положительную  сторону повлияют на снижение агрессии.

Личностные особенности, которые требуют снижения показателей: спонтанная агрессивность, тревожность, раздражительность, депрессивность, обидчивость. Личностные особенности, которые необходимо повысить: общительность.

 

         

     

 

 

 

Выводы по главе 2

Таким образом,  на основе всего выше изложенного можно  сделать следующие выводы:

Агрессия – это  комплексное образование, агрессивная  направленность личности обуславливается  сложившимися в процессе жизни совокупностью  определенных психологических особенностей.

Агрессивное поведение  подростка обусловлено определенным набором психологических особенностей личности, уровнями их проявления у человека.

Таким образом, можно  сказать, что выделенные нами в теоретическом  анализе психические особенности  агрессивных подростков способствуют оптимизации уровня этих особенностей и снижения уровня агрессивного поведения.

Эти факты подтверждают предложенную нами гипотезу.

 

 

 

 

Заключение

Изучение проблемы выявления  психических особенностей агрессивной  личности не является процессом завершенным. В нашей работе мы рассмотрели  одну из сторон этого процесса -  важность и необходимость учета  психологических особенностей  личности подростка при выборе способов коррекционного воздействия на личность.

Дальнейшая перспектива  видится в разработке необходимых  программ для школьников среднего и  младшего звена, а так же для дошкольного  возраста.

Кроме того, предположенные нами совокупность психологических характеристик, обуславливающих агрессивное поведение, расширено или снижено в зависимости от особенностей возраста и других состояний школьников.

Далее может стать  перспективным разработка программы  занятий  - тренингов с учителями, родителями по эффективному применению программы психологической коррекции особенностей личности агрессивных учащихся разных возрастных категорий.

Расширение сферы практического  воздействия психологического характера  - это залог формирования адекватных условий жизни учащихся, как в школе, так и дома.

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург. 1999. – с. 86.
  2. Александров, А.А. Современная психотерапия. – СПб.: 1997. – с.26.
  3. Андреева, Г.М.  Социальная психология. - М.: 1988. – с. 429
  4. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. -  М.: Изд- во «Эксмо пресс».2000.- с.43.
  5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.:1993.- с.56.

     6. Бютнер, К.  Жить с агрессивными детьми. - М.: Изд-во «Педагогика».1991. – с.7.  

     7. Джеймс, У.  Психология. / А.А. Петровский. - М.: Изд-во  «Педагогика».

     8. Бэрон,  Р., Ричардсон, Д. Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. – с. 18.

   

1991. – с.48.

     9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во  УРАО. 1997. –с. 140.

    10. Кэрол, Флейк,  Хобсон, Брайан, Е. Робинсон, Развитие  ребенка и его отношения с  окружающими. - М.: 1993. –с. 114.

    11.Лоренц, К.  Агрессия. - М.: 1994. – с.56.

    12.Общая психология. / А. А. Бодалев, В.В. Столин. -  М.: 1987. – с.110.

    13. Осипова,  А.А.  Общая психокоррекция. - М.:2001. – с. 274.

    14. Пащукова, Т.И.  Эгоцентризм в подростковом и  юношеском возрасте. Причины и  возможности коррекции - М.:  Изд-во «Педагогика». 1981. –с. 73.

    15. Практическая  психология в тестах или как  научить  понимать себя  и  других. - М.: 1997. – с.197.

    16. Прихожан, А.М.  Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная  динамика. - М.: 2000. – с.74.

  

    17. Психологические  тесты. / А. А.  Карелина. - М.: 1999. - с.77.

   18. Психология  словарь. / А. В. Петровский, М. Я.  Ярошевский. - М.: 1990. –с.416.

   19.Рабочая книга  школьного психолога. /  И.В. Дубровина. - М.: 1991. – с.194.

   20. Райгородский, Д.Я. Психология личности в 2-х т: Хрестоматия/ Д.Я. Райгородский. – Самара.1999.- Т.2. с. 7.

   21.Райс, Ф. Психология  подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2000. – с. 342.

   22. Ремшмидт, Х.  Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. -  М.: Изд-во «Мир». 1994. –с. 76.

   23. Российская  педагогическая энциклопедия в  2-х т: М.: 1993. Т. 1. с. 7.

   24. Рудистам, К.  Групповая психотерапия. Психокоррекционные  группы: теория и практика. - М.: 1990. –с.321.

   25. Румянцева, Т.Г.  Агрессия  и контроль. //Вопросы  психологии 1992 №5-6

   26. Семенюк, Л.М.  Психологические особенности агрессивного  поведения подростков и условия  его коррекции. Москва-Воронеж. 1996.- с.17.

   27.Смирнова, Е.О.  Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. // Вопросы психологии 2002 №1.

   28. Формирование  личности в период от подросткового  и юношеского возрастов. / И.В.  Дубровина. - М.: 1987. –с. 87.

   29. Формирования  личности старшеклассников. / И.В. Дубровина. - М.: 1989. –с. 145.

   30. Фурманов, И.А.  Детская агрессивность: психодиагностика  и коррекция. Минск: 1996. – 64.

   32. Шумилин, Е.А.  Психологические особенности личности  старшеклассника. - М.: Изд-во «Педагогика». 1979. – с.78. 31. Челепева, Л.Н. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка Краснодар. 2001.- с.3.

 

 

 

Приложение


Информация о работе Влияние личностных качеств на проявление аргессивности у подростков