Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:21, реферат
Цель: рассмотрение влияния интеллекта на формирование личности
Задачи:
Узнать что такое интеллект
Рассмотреть интеллект и способности
Проанализировать факторы, влияющие на развитие интеллекта
Изучить влияние нарушения интеллекта на личность
Введение………………………………………………………………………...…3
Основная часть
Интеллект………………………………………………………………...…4
Интеллект и способности… …………………………………………..…5
Факторы, влияющие на развитие интеллекта..……………………….......9
Влияние нарушения интеллекта на личность……………………..…….11
Заключение…………………………………………………………………..…..16
Список литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение:
Актуальность темы: Социально-экономическое благополучие общества во многом зависит от того вклада, который население вносит в развитие индустриальных и интеллектуальных ресурсов, от степени реализации личного потенциала каждого индивида в профессионально-личностной сфере. В современном обществе особое вниманием уделяется проблемам профессионального развития. Научное знание о закономерностях и особенностях развития профессионально-важных качеств, включая особенности активизации интеллектуального потенциала, позволит повысить эффективность образовательных программ и технологий. При всём разнообразии теоретико-методологических подходов к изучению интеллекта, проблемы интеллектуальной активности остаётся недостаточно изученными и имеют важное теоретическое и практическое значение. Это обстоятельство определило актуальность данной темы.
Учёные: Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Л. М. Веккер, Б. М. Величковский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, 3. И. Калмыкова, A. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, М. А. Холодная, Д. Б. Эльконин
Цель: рассмотрение влияния интеллекта на формирование личности
Задачи:
Метод написания реферата: анализ, обобщение, сравнение, синтез
Основные рабочие понятия:
Интеллект — это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.( http://dic.academic.ru)
Личность - это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни. (http://dic.academic.ru)
Способность- это свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что либо. (http://dic.academic.ru)
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы, включающего в себя 7 источников.
Интеллект.
Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Термин интеллект часто
применяется для того, чтобы подчеркнуть
специфику человеческой психологической
деятельности. При этом не следует
упускать из виду, что способности
иметь дело с абстрактными символами
и отношениями только одна сторона
интеллекта; не менее важна и такая
сторона как конкретность мышления.
Нередко интеллект трактуют, как
возможность приспосабливаться
к новым ситуациям, используя
ранее приобретенный опыт. В данном
случае интеллект фактически отождествляется
со способностью к учению. Однако нельзя
не учитывать то, что интеллект
заключает в себе продуктивное начало.
Самое существенное для человеческого
интеллекта состоит в том, что
он позволяет отражать закономерные
связи и отношения предметов
и явлений окружающего мира, тем
самым дает возможность творчески
преобразовывать
Современная наука уже
многое знает о сущности человеческого
интеллекта. Наиболее общая природа
интеллекта как способности отображения
мира в понятиях, законы мышления, связь
интеллекта с языком раскрыты и объяснены
весьма основательно. Однако остаются
и более глубокие уровни неисчерпаемой
сущности человеческого интеллекта,
к изучению которых современная
наука еще только приближается. К
ним следует отнести в первую
очередь те глубинные уровни человеческого
интеллекта, которые закладываются
в бесконечной предыстории
Интеллект как познавательная
деятельность человека включает в себя
уже приобретенный опыт (знания)
и способность к дальнейшему
его приобретению и применению на
практике. Интеллект обобщает все
познавательные процессы: мышление, внимание,
память и, не являясь самостоятельной
функцией или тем более ограниченным
от других психическим процессом, не
может рассматриваться с
Вместе с тем значение интеллекта особо велико именно для медицинской психологии. В патологии встречаются такие случаи, когда налицо относительная сохранность ассоциативного процесса, сравнительно не нарушенная способности к суждениям, выводам, а познавательные возможности человека все-таки резко снижены. В одних случаях это может быть связано с нарушениями памяти, внимания, в других - с уменьшением первоначального объема знаний, навыков, неспособностью пополнять свой опыт, приобретать новые сведения.
Уровень познания окружающего
при этом несомненно понижается, однако
снижение не сопровождается столь же
выраженными изменениями
Объединение в понятии интеллекта категорий, связанных с познавательным процессом, соответственно предполагает изучение каждой из этих категорий в отдельности. Кроме того, должны быть рассмотрены и некоторые иные слагаемые, из которых составляется личность человека.
Формулировка интеллекта включает в себя прежде всего опыт и знания человека. Обе эти категории не могут рассматриваться без учета его способностей и одаренности.
Способности - такие индивидуальные свойства человека, которые помогают ему быстрее и легче овладеть знаниями, приобретать те или иные навыки и умения. Способности - психические явления, рассматриваемые более широко, чем интеллект. При этом подразумевается, что способности бывают всегда к какой-то определенной деятельности: к познанию и применению его на практике, музыке, технике и т.д. Потому и говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических.
Способности должны учитываться
врачом при проведении им врачебной
экспертизы. Но особое значение для
медицинской психологии имеют именно
интеллектуальные способности. Поэтому
хотя в учебниках общей психологии
способности разбираются в
Авторы, стоящие на идеалистических
или биологизаторских позициях, утверждают,
что интеллект, как и другие способности
индивидуума, передаются по наследству
в неизмененном виде. Выше уровня, определенного
наследственностью, способности якобы
подняться не могут. Отсюда делается
практический вывод: достаточно замерить
тестами уровень интеллекта и
сравнить его с нормой для данного
возраста, чтобы установить интеллектуальный
коэффициент. Если он не совпадает со
статистическими выведенными
Интеллект, как и другие
способности человека, не есть некая
постоянная величина. Развитие способностей
(на основании определенных биологических
предпосылок-задатков) происходит в
течение всей жизни, особенно интенсивно
в детстве и юности. Следовательно,
разовьются ли имеющиеся у человека
задатки, зависит от условий его
жизни, воспитания и обучения. В развитии
биологических предпосылок
Определяя одаренность, имеют
в виду сочетание различных
Важнейшим свойством и вместе с тем условием, интеллектуальной деятельности является умственная работоспособность. Характерно, что большинство талантливых и гениальных людей обладали большой работоспособностью. Являясь показателем силы нервной системы, работоспособность тем не менее не может быть развита в течение жизни и деятельности человека.
Таким образом, способности, одаренность и умственная работоспособность обязательно должны быть рассмотрены и учтены при решении вопроса об объеме знаний и опыта.
Весьма важную и существенную роль играет память. Богатые запасы памяти - важная предпосылка интеллектуального развития. Однако память опять-таки не главное в интеллекте. Ч. Дарвин, например, исключительно высокие интеллектуальные способности, которого не подлежат сомнению, откровенно признавался, что обладал чрезвычайно слабой памятью.
Наши знания приобретаются
в процессе обучения и практической
деятельности. Большой запас знаний,
так называемая эрудиция - важнейшее
свойство интеллекта. Несмотря на это,
нельзя оценить ум человека, овладевшего
значительным количеством знаний, как
большой и высокий, ибо и эрудиция
не определяет всего интеллекта. Можно
иметь диплом об окончании высшего
образовательного учреждения и тем
не менее не обладать развитым интеллектом.
И наоборот, человек со сравнительно
небольшим запасом знаний только
лишь на основании одного этого не
может считаться
Немаловажны и внимание, волевые качества человека, способности к восприятию, особенности эмоциональной сферы применительно к понятию интеллекта. Однако так же, как и память, эти психические функции представляют собой лишь его предпосылки, которыми обусловлено развитие интеллекта. Специально следует отметить роль мышления, точность понятий, которыми оно оперирует, тонкий анализ и точный синтез, их адекватность ситуации, обстановке. Наконец верность суждений и умозаключений обязательны для высокоразвитого интеллекта, являясь вместе с тем его необходимыми условиями и предпосылками.
Таким образом, интеллект - весьма
сложное психическое явление, включающее
в свою структуру ряд элементов
(см. рис.). Развитие интеллекта нельзя
рассматривать в отрыве от социальной
среды, которая обязательно
Информация о работе Влияние нарушения интеллекта на личность