Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:21, реферат
Цель: рассмотрение влияния интеллекта на формирование личности
Задачи:
Узнать что такое интеллект
Рассмотреть интеллект и способности
Проанализировать факторы, влияющие на развитие интеллекта
Изучить влияние нарушения интеллекта на личность
Введение………………………………………………………………………...…3
Основная часть
Интеллект………………………………………………………………...…4
Интеллект и способности… …………………………………………..…5
Факторы, влияющие на развитие интеллекта..……………………….......9
Влияние нарушения интеллекта на личность……………………..…….11
Заключение…………………………………………………………………..…..16
Список литературы…………………………………
Различия в интеллектуальной
сфере возникают в результате
сложных и многочисленных взаимодействий
между наследственностью и
На уровень интеллекта
влияют многие факторы среды, начиная
от социальных и культурных условий
и кончая физико-химическими
Развитие интеллекта
определяется также наследственностью.
Существует ряд генетически обусловленных
заболеваний, например фенилкетонурия
и синдром Дауна, которые вызывают
множество поведенческих или
физических отклонений и приводят к
низкому IQ. Эффект наследственности можно
оценить путем сравнения
Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.
Влияние нарушения интеллекта на личность.
Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели.
Слабость обобщений или конкретность мышления - специфическая черта умственно отсталых. В связи с этой особенностью дети с трудом и сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят весьма поверхностный характер. Они узнают правила морали из книг, от учителей, воспитателей, родителей, но далеко не всегда оказываются в состоянии действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.
Рассматриваемая особенность мышления этих детей в меньшей степени сказывается в процессе формирования сравнительно элементарных нравственных понятий и соответствующих им поступков. Так, например, дети относительно легко усваивают элементарные нормы общежития. Раньше всего они овладевают умением вежливо обратиться к учителю, сверстникам, приветствовать учителя и т. п. С большим трудом им дается овладение умением давать правильную моральную оценку своего или чужого поступка, устанавливать связь между внешней стороной поведения и его побудительными мотивами и т п.
Людям с нарушенным интеллектом присуща непоследовательность мышления. Оно может выражаться в прекращении выполнения порученного личности дела. И происходит это не всегда от нежелания или безответственности, а от беспрерывно колеблющегося тонуса его психической активности в связи с анализам особенностей высшей нервной деятельности.
Некритичность мышления приводит
к тому, что люди с нарушенным
интеллектом довольно часто совершенно
необоснованно не сомневаются в
правильности своих только что возникших
предположений. Они даже не предполагают,
что их суждения и действия могут
быть ошибочными. Эта особенность
мышления порождает некритическое
восприятие любых указаний и советов
окружающих.Поэтому и
Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение умственной отсталости. Напряженный и вдумчивый труд учителей и воспитателей вспомогательных школ обеспечивает адекватное развитие личности умственно отсталых учащихся на основе предупреждения или преодоления этих осложнений.
Эмоционально-волевая сфера. Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет достаточно сложную структуру. Человек должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия на пути к ее достижению и способы их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к достижению той или иной цели.
Названные трудности обусловлены слабостью воли умственно отсталых. В основе этого явления лежат два основных фактора: слабое осознание целей и отсутствие необходимых побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального подхода в процессе формировании у умственно отсталых эмоционально волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей и доведении их до сознания человека, но и в формировании побуждения. Говоря о слабости воли, следует сказать, что она проявляется далеко не всегда и не во всем. Как правило, умственно отсталые обнаруживают достаточно большую настойчивость и умение добиться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.
Сложность формирования воли
у людей с нарушенным интеллектом
во многом обусловлена особенностями
воспитания их нравственных чувств. На
пути к достижению этой цели перед
учителями и воспитателями
Переживания умственно отсталых довольно примитивны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие Дифференцированных, тонких оттенков переживаний у них почти нет. Умственно отсталые либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Их чувства и эмоциональные реакции часто бывают неадекватны воздействующим на них факторам. Некоторые, бурно и длительно реагируют на малозначимые воздействия, другие почти не проявляют эмоциональных реакций в связи с объективно важными для них событиями.
Недифференцированность, узость
диапазона переживаний
Следует отметить, что у учащихся вспомогательных школ сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая, в свою очередь, приводит к тому, что у этих детей с опозданием и большим трудом формируются высшие духовные чувства. Речь идет о таких чувствах, как чувство долга, совесть, чувство ответственности и т. п. Значение воспитания этих чувств огромно, так как они занимают ведущее место в нравственном облике морально воспитанного человека.
Самооценка. Одним из важнейших
факторов формирования личности является
ее самооценка. В психологии под
самооценкой принято понимать способность
человека к оценке своих личностных
качеств. Самооценка является сложным
продуктом развития сознательной деятельности
ребенка. Она формируется под
влиянием оценки со стороны окружающих,
а также собственной
У людей с нарушенным интеллектом
формирование самооценки имеет ряд
особенностей. Во-первых, формирование
самооценки происходит у них значительно
медленнее и с большим трудом,
чем у нормальных людей. Это обусловлено
характером дефектов познавательной деятельности,
негативными особенностями
Усвоение принятых обществом
моральных и правовых норм - активный
и действенный процесс: он включает
в себя не только получение определенной
системы знаний, но также выработку
навыков и умений правильно вести
себя в обществе, иначе говоря, образование
положительных стереотипов
В нормальных условиях усвоение
моральных и правовых запретов заканчивается
в подростковом возрасте На формирование
сознания несовершеннолетнего большое
влияние оказывают условия
Кроме того подросток оказывается под огромнейшим влиянием окружающей его так называемой микросреды, то есть его семьи, соседей, обстановки в классе и школе, отношений на улице и во дворе. Именно в семье будущий гражданин приобретает свой первый опыт общественного существования. Здесь закладываются основы его сознания и характера, его взгляды и установки, моральные качества и волевые свойства личности.
Личность с нарушенным
интеллектом прежде всего характеризуется
низким уровнем социализации, отражающим
пробелы и недостатки таких сфер
воспитания как семья и школа.
Важнейшим фактором формирования личности
такого подростка в большинстве
случаев являются неблагоприятные
семейные условия: отсутствие нормальной
нравственной среды в семье. Весьма
часто такое искажение
Информация о работе Влияние нарушения интеллекта на личность