Влияние нарушения интеллекта на личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

Цель: рассмотрение влияния интеллекта на формирование личности
Задачи:
Узнать что такое интеллект
Рассмотреть интеллект и способности
Проанализировать факторы, влияющие на развитие интеллекта
Изучить влияние нарушения интеллекта на личность

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Основная часть
Интеллект………………………………………………………………...…4
Интеллект и способности… …………………………………………..…5
Факторы, влияющие на развитие интеллекта..……………………….......9
Влияние нарушения интеллекта на личность……………………..…….11
Заключение…………………………………………………………………..…..16
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

психология2013.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние  среды – это стимулы, которые  человек получает от момента зачатия  до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды  может завести в тупик, поскольку  они взаимосвязаны – гены проявляют  свое действие в контексте влияния  среды, а факторы среды всегда действуют через биологические  структуры, которые развиваются  и регулируются в соответствии с  заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная  от социальных и культурных условий  и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут  влиять на последующее развитие интеллекта. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые  вещества, воздействующие после рождения. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами  среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

Развитие интеллекта определяется также наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных  заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или  физических отклонений и приводят к  низкому IQ. Эффект наследственности можно  оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются  из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между  собой генетически, чем любые  другие братья и сестры. Если интеллект  или какой- то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается  сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для  изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.

Поскольку развитие интеллекта зависит от множества  генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в  понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей  лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей  эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности  к пространственной ориентации отчасти  обусловлены влиянием мужских половых  гормонов на развивающийся мозг. Для  более полного объяснения стойких  различий в IQ между группами, выделяемыми  по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких  групп, а также учитывать разницу  в получаемом образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние нарушения  интеллекта на личность.

Среди черт личности важнейшей  является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет  достаточно сложную структуру. Человек  должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия  на пути к ее достижению и способы  их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к  достижению той или иной цели.

Слабость обобщений или конкретность мышления - специфическая черта умственно отсталых. В связи с этой особенностью дети с трудом и сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях морали. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят весьма поверхностный характер. Они узнают правила морали из книг, от учителей, воспитателей, родителей, но далеко не всегда оказываются в состоянии действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в непривычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях.

Рассматриваемая особенность  мышления этих детей в меньшей  степени сказывается в процессе формирования сравнительно элементарных нравственных понятий и соответствующих  им поступков. Так, например, дети относительно легко усваивают элементарные нормы  общежития. Раньше всего они овладевают умением вежливо обратиться к  учителю, сверстникам, приветствовать учителя и т. п. С большим трудом им дается овладение умением давать правильную моральную оценку своего или чужого поступка, устанавливать  связь между внешней стороной поведения и его побудительными мотивами и т п.

Людям с нарушенным интеллектом  присуща непоследовательность мышления. Оно может выражаться в прекращении  выполнения порученного личности дела. И происходит это не всегда от нежелания  или безответственности, а от беспрерывно  колеблющегося тонуса его психической  активности в связи с анализам особенностей высшей нервной деятельности.

Некритичность мышления приводит к тому, что люди с нарушенным интеллектом довольно часто совершенно необоснованно не сомневаются в  правильности своих только что возникших  предположений. Они даже не предполагают, что их суждения и действия могут  быть ошибочными. Эта особенность  мышления порождает некритическое  восприятие любых указаний и советов  окружающих.Поэтому и случается, что такие личности относительно легко могут поддаваться дурным влияниям и часто совершают неправильные поступки.

Недоразвитие или неправильное развитие нравственной сферы, обусловленное  названными выше особенностями познавательных процессов, частое, но не обязательное вторичное осложнение умственной отсталости. Напряженный и вдумчивый труд учителей и воспитателей вспомогательных  школ обеспечивает адекватное развитие личности умственно отсталых учащихся на основе предупреждения или преодоления  этих осложнений.

Эмоционально-волевая сфера. Среди черт личности важнейшей является воля, проявляющаяся в сознательных и целенаправленных действиях. Даже самое элементарное действие имеет  достаточно сложную структуру. Человек  должен весьма четко представлять себе цель действия, возможные препятствия  на пути к ее достижению и способы  их преодоления. Кроме того, что не менее важно, он должен стремиться к  достижению той или иной цели.

Названные трудности обусловлены  слабостью воли умственно отсталых. В основе этого явления лежат  два основных фактора: слабое осознание  целей и отсутствие необходимых  побуждений к их достижению. Отсюда следует, что смысл индивидуального  подхода в процессе формировании у умственно отсталых эмоционально волевой сферы состоит не только в правильной, четкой постановке целей  и доведении их до сознания человека, но и в формировании побуждения. Говоря о слабости воли, следует  сказать, что она проявляется  далеко не всегда и не во всем. Как  правило, умственно отсталые обнаруживают достаточно большую настойчивость  и умение добиться цели, если речь идет об удовлетворении относительно элементарных потребностей.

Сложность формирования воли у людей с нарушенным интеллектом  во многом обусловлена особенностями  воспитания их нравственных чувств. На пути к достижению этой цели перед  учителями и воспитателями вспомогательных  школ встает много трудностей, вызванных  незрелостью личности умственно  отсталых, которая в первую очередь  связана с характером развития их потребностей и интеллекта. Указанная  незрелость личности проявляется в  особенностях их эмоциональной сферы.

Переживания умственно отсталых довольно примитивны. Они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие Дифференцированных, тонких оттенков переживаний у них почти нет. Умственно отсталые либо чем-то очень  довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Их чувства  и эмоциональные реакции часто  бывают неадекватны воздействующим на них факторам. Некоторые, бурно и длительно реагируют на малозначимые воздействия, другие почти не проявляют эмоциональных реакций в связи с объективно важными для них событиями.

Недифференцированность, узость диапазона переживаний определяет отсутствие или слабую выраженность борьбы мотивов которая является важным фактором формирования эмоционально-волевой  сферы человека. В поисках правильного  решения, связанного с борьбой мотивов, человек преодолевает эгоистические  побуждения. Чем выше уровень развития сознания человека, тем выше уровень  волевых усилий, тем успешнее идет процесс формирования высоких благородных  чувств.

Следует отметить, что у  учащихся вспомогательных школ сравнительно долгое время господствуют элементарные чувства. Объясняется это слабостью  интеллектуальной регуляции чувства, которая, в свою очередь, приводит к  тому, что у этих детей с опозданием и большим трудом формируются  высшие духовные чувства. Речь идет о  таких чувствах, как чувство долга, совесть, чувство ответственности  и т. п. Значение воспитания этих чувств огромно, так как они занимают ведущее место в нравственном облике морально воспитанного человека.

Самооценка. Одним из важнейших  факторов формирования личности является ее самооценка. В психологии под  самооценкой принято понимать способность  человека к оценке своих личностных качеств. Самооценка является сложным  продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Она формируется под  влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.

У людей с нарушенным интеллектом  формирование самооценки имеет ряд  особенностей. Во-первых, формирование самооценки происходит у них значительно  медленнее и с большим трудом, чем у нормальных людей. Это обусловлено  характером дефектов познавательной деятельности, негативными особенностями эмоционально волевой сферы, трудностями общения, недостаточно адекватным восприятием  действительности. Во-вторых, добиться адекватности самооценки у них труднее, чем у нормальных людей, ввиду  пониженной критичности и самокритичности  умственно отсталых. В этом проявляется, как отмечал еще Л. С. Выготский, общая незрелость личности. Так, уровень  самооценки учащихся вспомогательных  школ тесно связан с различными видами деятельности. Например, наименее адекватна  самооценка в области учебной  деятельности. По мере взросления учащиеся вспомогательных школ более объективно оценивают свои достижения в учебной деятельности и свои интеллектуальные возможности.

Усвоение принятых обществом  моральных и правовых норм - активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку  навыков и умений правильно вести  себя в обществе, иначе говоря, образование  положительных стереотипов поведения.

В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается  в подростковом возрасте На формирование сознания несовершеннолетнего большое  влияние оказывают условия материальной и духовной жизни всего нашего общества.

Кроме того подросток оказывается  под огромнейшим влиянием окружающей его так называемой микросреды, то есть его семьи, соседей, обстановки в классе и школе, отношений на улице и во дворе. Именно в семье  будущий гражданин приобретает  свой первый опыт общественного существования. Здесь закладываются основы его  сознания и характера, его взгляды  и установки, моральные качества и волевые свойства личности.

Личность с нарушенным интеллектом прежде всего характеризуется  низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в большинстве  случаев являются неблагоприятные  семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением. Частые ссоры  в семье, скандалы родителей, физические наказания подростков приводят к  разрушению тормозных процессов, к  вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные  психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические состояния, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, низкое умственное развитие, недостаток воли), способствуют проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний. С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях, устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации. Но ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролером, который не позволяет неблагоприятным внешним влияниям разрушать психику подростка, формировать отрицательные качества, является умственное и нравственное развитие подростка.

Информация о работе Влияние нарушения интеллекта на личность