Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 00:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нарушений внутрисемейных отношений на формирование криминальной личности подростка.
Гипотеза: нарушения супружеских и детско-родительских отношений, влекущие за собой дискриминацию личности подростка, чаще всего приводят к формированию у него криминального поведения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия неблагополучных семей;
пречислить виды неблагополучных семей;
осветить социальные и психологические проблемы неблагополучных семей;
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Юридической психологии»
Кафедра «Юридической психологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Влияние неблагополучной семьи
на формирование криминального поведения у подростка»
Направление/специальность 030300 « Психология»
«Допустить к защите»
«___»__________________2013 г.
Зав. выпускающей кафедрой Е.Г. Дозорцева
«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Методист учебно-производственной
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике Н.Н. Будрейка
Руководитель Калашникова А. С.
Студент, группа А.А. Погосян, ЮП 2.1
Москва, 2013
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (ВКР)
Студент Погосян Анна Арменовна
Факультет _Юридческой психологии
Кафедра Юридической психологии
Направление __030300 – Психология__Курс_2__Группа __2.1___
ТЕМА: Влияние неблагополучной семьи на формирование криминального поведения у подростка.
КР должна быть представлена:
Текстовой частью, содержащей: титульный лист, задание на КР, аннотацию, оглавление (содержание), список используемых сокращений и глоссарий, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения.
В основной части подлежат рассмотрению следующие вопросы:
Дата выдачи задания на КР «01» октября 2012 г.
Срок сдачи КР преподавателю для проверки с «01» по «20» марта 2013 г.
Срок защиты КР с «01» по «20» апреля 2013 г.
Руководитель
Луковцева З.В.
Исполнитель студент группы Погосян А.А
Содержание
Введение
Актуальность исследования. Данную тему можно считать актуальной, потому что тенденции современного общества к усилению криминогенной обстановки и снижению роли семьи в воспитании подрастающего поколения, в частности, подростков, приобретают угрожающий характер.
За последние годы в стране отмечен рост числа неблагополучных семей, в которых также дети оказываются брошенными на произвол судьбы. Все большее количество подростков в наше время становится на путь, ведущий в криминальный мир. На сегодняшний день для нас стало обыденным слышать в новостях, как подростки воруют, страдают наркотической и алкогольной зависимостью и отнимают жизнь у людей.
В известной пословице говорится: «Моя семья – моя крепость», так может ли прочная крепкая семья развить в своем чаде криминальную личность или все же именно неблагополучные семьи являются источником возникновения криминальной личности подростка.
Данная курсовая посвящена проблеме неблагополучных семей и их влиянию на поведение подростка.
Основоположниками открытия криминального поведения подростка были такие отечественные психологи, криминологи как Ю.М. Антонян, А.М. Яковлев, И.С.Кон. В настоящее время криминальное поведение понимают как некую совокупность качеств и свойств человека, которые при определенных ситуациях или обстоятельствах и действиях приводят к совершению преступления.
К проблемам нынешних семей можно отнести причину формальных взаимоотношений между родителями и ребенком, так же следует ряд причин таких, как: раннее формирование семьи (где родители слишком молоды), через чур опекающее поведение родителей, не умение родителей в силу каких-то социальных причин научить своих детей ориентации в жизни.
Многие ученые изучающие понятие «семья» и все что в него входит, говорят о том, что ситуация во взаимоотношениях родителей и детей кризисная. В данное время многие семья относятся к кризисным семьям из-за нескольких явлений: резко понизился уровень жизнь семей с маленьких доходом, вследствие чего расширился и уровень безнадзорности и беспризорности, подростки стали поддаваться влиянию преступных подростковых группировок, а также к употреблению алкоголя и наркотических средств. Вследствие чего рождается низкий авторитет родителей и множество конфликтов с окружением людей, старше самого подростка.
Данным вопросом занимаются многие ученые – можно отметить такие работы, как труды В.В. Бодрова, В.Е. Кагана, Н.И. Козлова Г.И. Крайнева, Полеевой, Ю.П. Прокопенко и других.
Учитывая общий рост преступности, можно отметить сложность воспитания на таком фоне подростков с девиантным повелением. Так, согласно статистическим данным, опубликованным МВД России, только за январь 2013 - декабрь 2012 года на территории Российской Федерации зарегистрировали 2404,8 тысячи преступлений, что составляет на 8,5% меньше, чем за аналогичные периоды в прошлом году. Из-за преступных посягательств и действий за этот период погибло 40,1 тысячи человек - это 4,5%, здоровью 49,4 тысячи человек причинён тяжкий вред – это составило 2,8%. На сельскую местность пришлось 41,0% погибших - это 16,4 тысячи человек, на города и посёлки, которые не являются центрами субъектов федераций, - 35,8% лиц, здоровью которых причинён тяжкий вред, что составляет 17,7 тысяч человек.
В 2011 году в России число зарегистрированных преступлений в расчёте на 100 тысяч человек населения составило 1683. Приведенные выше данные и подтверждают актуальность моей курсовой работы.
Объект исследования: семейные детерминанты формирования криминальной личности подростка.
Предмет исследования: нарушения детско-родительских и супружеских отношений в семье как фактор формирования криминальной личности подростка.
Цель исследования: изучить влияние нарушений внутрисемейных отношений на формирование криминальной личности подростка.
Гипотеза: нарушения супружеских и детско-родительских отношений, влекущие за собой дискриминацию личности подростка, чаще всего приводят к формированию у него криминального поведения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
Глава 1
Понятие и виды неблагополучных семей
Семьей называют сложное социальное образование, определяемое исследователями как исторически конкретная система во взаимоотношениях как между супругами, так и между родителями и детьми, или же как малую группу, в которой члены связаны либо брачными, либо родственными отношениями и общностью быта, а также взаимной моральной ответственностью. Семью рассматривают как социальную необходимость, которая может быть обусловлена потребностями всего общества как в физическом, так и в духовном воспроизводстве населения страны.
Нормальная семья – это очень условное понятие – это семья, которой обеспечивается требуемый минимум по благосостоянию, социальной защите и продвижению ее членами и создаются условия для полной социализации детей вплоть до достижения ими как психологической, так и физической зрелости. [18, с. 67]
Нарушениями функций семьи называются такие особенности в ее жизнедеятельности, которыми затрудняется или же полностью препятствует тому, чтобы происходило выполнение семьей ее основных функций. Нарушениям может способствовать достаточно широкий круг проявляющихся факторов - особенностей личности членов семьи и их взаимоотношений, а также определенными условиями жизни в семье.
Неблагополучными семьями называют проблемные и конфликтные, а также кризисные (В.С.Торохтий, 1996). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д. [18, с. 69]
Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам (В.С.Торохтий, 1996).
Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада (В.С.Торохтий, 1996).
Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других, чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи (В.С.Торохтий, 1996).
Семьи группы риска. Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление подростком психоактивных веществ, мы имеем в виду следующее. Практически во всех случаях подростковой и юношеской наркомании мы обнаруживаем в период, предшествующий наркотизации, признаки одного из типов семей (В.С.Торохтий, 1996):
- деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);
- неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);
- ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);
- распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная завись от него). [18, с. 71]
Характерными особенностями таких семей являются:
- чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненно отношение подростков к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация обретает наибольшую остроту;
- нередко в семьях наркотизирующихся подростков в период, предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка. Чаще всего такое поведение родителей — своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношении с подростком: «Я сделаю, как ты хочешь, только отстань...» или «Что еще тебе нужно? У тебя все есть...»;
- использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает!»);
- непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения. Ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения;
- невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не вместе; когда семейная жизнь низводится до совместного быта);
- директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;
- спутанные отношения и размытые (неопределенные) межпоколенные границы. Прародители (дедушки и бабушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п. [18, с. 74]
Следовательно, перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки.
Неблагополучными принято считать семьи с социальным статусом ниже среднего, которые не справляются с возложенными на них функциями, с заниженной функцией адаптации, с трудностями в воспитании детей (воспитание протекает медленно и практически без результатов).