Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 00:23, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние нарушений внутрисемейных отношений на формирование криминальной личности подростка.
Гипотеза: нарушения супружеских и детско-родительских отношений, влекущие за собой дискриминацию личности подростка, чаще всего приводят к формированию у него криминального поведения.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятия неблагополучных семей;
пречислить виды неблагополучных семей;
осветить социальные и психологические проблемы неблагополучных семей;
Те семья, которым присуще косвенное десоциализирующее влияние сталкиваются с проблемами социального и психологического характера, которые выражаются в нарушении отношений между подростком и родителями, по-другому такие семья называются конфликтными или педагогически несостоятельными семьями. Такие семьи чаще всего утрачивают влияние и авторитет на подростка.
Наиболее опасны в своем влиянии на криминальное поведение подростка криминально-аморальные семья. Жизнь таких подростков в семьях такого типа из-за насильственного обращения, пьяных ссор и драк, сексуальной распущенности родителей и отсутствия родительской заботы о подростке находится в зоне риска. Такие подростки являются социальными сиротами т.е. чувство сиротства при живых родителях. Чтобы подросток не занимался в таких семьях бродяжничеством, не убегал из дома, и не старадал от социальной незащищенности и жестокого обращения и как следствия криминального влияния преступных действий, его воспитание должны взять на себе государственные общественные попечения. [9, с. 35]
Асоциально-аморальные семья чаще всего живут по ориентации «цель оправдывает средства». В таких семьях отсутствуют моральные ценности и ограничения.
С первого взгляда атмосфера в таких семьях выглядит адекватной, степень уровня жизни может быть высокая, но моральные и духовные ценности заменены страстью наживы. Такие семья несмотря на свои прибыльные достижения, из-за низких моральных представлениях, производят на подростка прямое десоциализирующее влияние.
Другой взгляд требуют для себя семьи с косвенным десоциализирующим влиянием. Такие семья по другому считаются конфликтными и педагогически несостоятельными.
Педагогически несостоятельная семья или конфликтная смеья, где по разным причинам (в частности по психологическим) отношения у супругов не развиваются по пути уважения и понимания друг друга, а по пути конфликтующих отношений и отчужденных. [9, с. 37]
Педагогически несостоятельная семья прямого десоциализирующего влияния на подростка не оказывает. Подросток формирует для себя антиобщественную ориентацию потому, что из-за ошибок в воспитании и психологически и морально тяжелой атмосферы в семье происходит утрата воспитательной роли семьи, вследствии чего подросток начинает поддаваться под влияние других институтов социума, которые могут играть неблагоприятную роль в формировании его поведения.
Практически данные семья являются наиболее трудными для установления причин и неблагоприятных условий, которые оказали отрицательное воздействие на подростка. Они характеризуются неверно сложившимся педагогическим стилем в несостоятельных семьях, которые не справляются с воспитанием подростка.
Есть форма снисходительного стиля, когда родители не обращают внимания на прогулы школы подростка, считают что это не проблема, рассуждают на тему, что в молодости вели себя так же, и что все дети в этом возрасте такие. Другая форма отношения родителя к подростку, это круговая оборона, когда родители принимают позицию что их ребенок всегда прав. Такой вид родителей всегда агрессируют в сторону тех, кто показывает на не нормальное поведение подростка. Такие подростки страдают дефектами морального сознания. Зачастую они становятся очень жестокие и лживые, и практически не поддаются перевоспитанию. [9, с. 39]
Следующей формой является демонстративный стиль. В такой семье чаще всего мать, чем отец, старается при каждом удобном случае жаловаться на своего ребенка. Она готова всем и каждому рассказывать о его промахах, ошибках и плохом поведении, при этом может преувеличить масштаб его деяний и заявить что ребенок растет «бандитом». Такое поведение родителей способствует тому, что подросток перестает испытывать чувство стыдливости, раскаяния и содеянное. Он подсознательно выключает внутренний контроль за своим поведением, и в нем просыпается чувство злости к взрослым и родителям.
Следующий стиль педантично-подозрительный. В этом виде семейных отношений родители не могут доверять своему ребенку, они постоянно держат его в тотальном контроле, зачастую изолируют его от сверстников, пытаются создать контроль за каждой свободной минутой своего ребенка и сами создают ему круг интересов, занятий и общения.
Жестоко-авторитарный стиль основывается на применении физического наказания для подростка. В таком стиле семейных отношений доминирует отец, который стремится всячески показать ребенку, что физическое наказание, это единственный эффективный способ в его воспитании. Подростки, в большинстве случаев, испытывающие на себе физическую расправу растут агрессивными, жестокими, стремящимися причинить боль слабым, беззащитным. [11, с. 24]
Следующий стиль увещевательный. Данный стиль семейных отношений полностью противоположен жестоко-авторитарному. В этом случае родители представляют собой полною отсутствие умения наказать подростка. Они заменяют наказание уговорами, объяснениями и не применяют никаких волевых действий по отношению к подростку и наказаний.
Отсраненно-равнодушный стиль присуще, тому типо семейных отношений, где родители поглощены тем, что устраивают свою личную жизнь и создают полное игнорирование своего ребенка. Такие подростки, а особенно если в семье только один родитель или же кто-то вышел замуж или женился повторно, предоставлены сами себе. Они стараются меньше появляться дома, чувствуют себя ненужными и болезненно воспринимают равнодушное отношение родителей. [11, с. 26]
Также существует воспитание, где ребенок становится центром внимания. Это происходит обычно в семьях, где ребенок родился поздно. Как образ обычно, это немолодые родители или одинокая женщина. В таких случаях подростку предоставляется свобода действий. Его желание готовы исполнить по первому требованию, что в последствии формирует эгоцентризм и эгоизм, иногда нарциссизм.
Непоследовательный стиль характерен тогда, когда родители, а в частности матери не находят в себе силы для того, чтобы выдержать и не потерять самообладание в процессе воспитания подростка в семье. Очень часто возникают ситуации, где мать сначала может назначит наказание, перейти на крик, но увидев слезы ребенка сойти до ласки и нежности (иногда и до чувства вины, что повысила голос на ребенка), что в итоге приводит к потере родительского авторитета. Такой подросток прививает себе чувство неуправляемости, непредсказуемости. Они начинают пренебрегать мнением и советам старших в том числе и родителей. В таких случаях обращаются к психологу, который создает терпеливую, твердую и последовательную программу перевоспитания подростка.
Данными примерами не ограничивается весь мир семейного воспитания. И исправить такие ошибки очень трудно, несмотря на то, что обнаружить легко, потому что практически все отклонения в семейном воспитании имеют хронический характер. Особенно попадает в зону риска по исправлениям те отношения, которые характеризуются холодностью, отчужденностью, враждебностью между родителями и подростком, те отношения, которые утратили всю любовь теплоту и взаимопонимание. [11, с. 28]
Следовательно, отличие данного вида семей заключается в том, что отношения членов на уровне общества и внешнего проявления, создают положительное отношение к данной семье, а вот последствия данного неверного воспитания способствуют губительному влиянию на формирование поведения подростка в целом, хотя они и незаметны с первого взгляда.
2.2. Влияние неблагополучной семьи на криминальное поведение подростка
Итак, говоря в общем о криминальном поведении, стоит сначала дать его определение.
Криминальное поведение – деятельность, являющаяся противоправной, которая по достижению возраста уголовной ответственности является показанием для заведения уголовного дела и рассматривается по определенным статьям уголовного кодекса российской федерации.
Прежде чем рассматривать криминальное поведение подростка, стоит рассмотреть конкретно возникновение девиации как некой социальной и педагогической проблемы.
Подростковый возраст является сложным периодом в развитии жизни личности потому, что в нем присутствуют такие факторы как эмоциональная неустойчивость, неумение держать под контролем свое поведение, отсутствие знаний по распределению своих желаний и возможностей, а также их удовлетворения, наличие высокого уровня внушения, и желание в самоутверждении и становлении взрослым.
Если рассматривать самого подростка, то можно сказать, что это личность которая находится на уровне формирования ее важных качеств, которые она впоследствии принесет с собой в дальнейшую жизнь. Стадия подросткового возраста находится между стадиями детства и взрослости. Так как личность еще не столь развита, чтобы ее можно было считать полноценно взрослой, но в тоже время она развита настолько, что уже может контактировать с окружающими и придерживаться различным нормам и правилам как общественным так и своим личным. [14, с. 70]
Подростковое поведение, которое идет в разрез с общепринятыми правилами и нормами поведения, называют трудным. Трудное поведение подростка в психологической науке рассматривают как девиацию.
Девиация является составляющей из всех сторон изменчивости, которые характерны для человека. В связи с деятельностью, которая выражается в поведении человека происходит изменения в его социальной сфере, а поведение в свою очередь может разграничиваться на нормальное и отклоняющееся.
Нормальным поведением подростка, является его взаимоотношение с микросоциумом, где оно отвечает адекватно на потребности и возможности его развития и сoциализации.
Что же касается отклоняющегося поведения, то следует сказать что, это тоже взаимоотношение подростка с микросоциумом , но в отличии от нормального поведения, в отклоняющимся присутствует нарушение развития и социализации подростка, по итогам чего, у него отсуствует адекватное восприятие особенности его индивидуальности, что и обнаруживается в противодействии его поведения, направленного на общие нормы общества и некие установленные нравственные рамки.
Девиации состоят из деавиантного поведения, делинкветного поведения и криминального поведения.
Если девиантное и делинкветное поведение включают в себя конфликтное поведение и асоциальные поступки детей, то криминальное поведение является основано конкретно на деятельности подростка, которая направлена на нарушение закона.
Криминальное поведение классифицируется по:
Так как среди неблагоприятных семей прослеживается несостоятельность и отсутствие ответственности за воспитание подростка, можно сделать вывод, что рождение криминальной личности у подростка происходит или в конфликтных семьях, где уже постоянно обострены отношения супругов, или же семья с низким уровнем образования родителей и отсутствия развитой культуры, или отсутствием верного стиля отношений между родителями и подростка.
Неверные отношения между родителями и детьми имеют следующие виды: жестоко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, снисходительный и т.п. В основном родители, которые осознают свои социальные и психологические проблемы в воспитании подростка, обращаются за помощью к педагогам, психологам, так как без их взгляда и разъяснения со стороны не способны самостоятельно справиться со своими трудностями, а именно создать другой стиль общения в семье, и выйти из семейного конфликта.
Обратное стороной данного вопроса, являются те семья, чье число превосходит тех семей которые обращаются к специалистам, которые не осознают свои трудности. При всем этом, данные трудности могут являться угрозой для жизни подростка.
Такие семьи, как правило, обладают криминальными факторами риска, то есть родители данной семьи могут иметь антиобщественный или даже преступный образ жизни, где нет места созданию условий для воспитания и отношений с подростком, где может проявлятся жестокое обращение с подростком, а также имеет место вовлечение подростка в преступную или антиобщественную деятельность, что является формированием у подростка криминального поведения. [14, с. 73]
Иногда перечисленные выше факторы развиваются в семейных отношениях до такой степени, что родители сами обращаются в полицию, в комиссию по делам несовершенно летних, просят, чтобы их сына или дочь отправили в спецшколу. Иногда данная мера действительно находит свое место в жизни поскольку возможны такие случаи, когда все средства для перевоспитания подростка исчерпаны, а дальнейшее общение с подростком невозможно из-за обострений качеств, создающих криминальное поведение.
Практически во всех случаях касающихся деформации семьи, страдает и сам подросток. Так как его неустоявшаяся психика подвержена негавтивным последствиям. Существует два типа деформации:
Структурная деформация заключается в том, что нарушается структурная целостность семьи, что сейчас привязывается к отсутствию одного из родителей. Что же касается психологической деформации, то следующая относится к нарушению отношений между членами семьи, с принятием негативных ценностей , асоциальных установок и т.п. [14, с. 75]