Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава 3……………………………………………………………...................... 16
3.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта……………………………………............................... 16
3.2 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях………………………………………………….........................….....19
Глава 4 Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации…........................................22
4.1 Методический инструментарий и ход исследования………...............….22
4.2 Анализ полученных результатов. Выводы………………………….……24
Список использованной литературы……………………….……………..….29
Приложение……………………………………..........................................…..30

Файлы: 1 файл

мой курсовик 2003.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психодиагностика»

 

на тему: «Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях»

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студентка очной формы  обучения

34 группа, 3 курс

Географический факультет

Гилёва Мария Сергеевна

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

 

Князева Наталья Николаевна

 

 

 

 

Омск-2011

Введение…………………………………………………………………..……..3

Глава   1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6

Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13

Глава 3……………………………………………………………...................... 16

3.1 Современное состояние  изучения психологии конфликта.     

 Понятие конфликта……………………………………............................... 16                          

3.2 Классификация конфликтов  и стратегия поведения в конфликтных        ситуациях………………………………………………….........................….....19

Глава 4  Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации…........................................22

4.1 Методический инструментарий  и ход исследования………...............….22

4.2 Анализ полученных  результатов. Выводы………………………….……24

Список использованной литературы……………………….……………..….29

Приложение……………………………………..........................................…..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всем известно, что  в современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни общества и поэтому проблематика социальных конфликтов представляет большой интерес.

Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено  потребностями современного общества. Конфликты неизбежны в любой  социальной структуре, так как они  являются необходимым условием общественного развития. К сожалению, некоторые личности стремятся добиться поставленной цели любыми способами, игнорируя потребности других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. Поэтому интерес к  проблемам, возможностям и особенностям человеческой личности не ослабевает. Практически все общественные науки обращаются к этому предмету исследования. Проблема личности стоит в центре и философского, и социологического, и психологического знания.

В связи с этим возникает  вопрос: каковы причины конфликтов, что влияет на них и какие особенности поведения человека в той или иной конфликтной ситуации?

В психологии особым образом  выделяется задача, заключающаяся 

в исследовании различных  свойств личности, которые формируются  и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

 
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя,

как правило, все они  подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.

Так, динамические черты  личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они  проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности.                   

 Естественно, особенности  темперамента сказываются в учебных  занятиях и в трудовой деятельности. Но главным является то, что  различия по темпераментам –  это  различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек и т.п. Но психические различия,  выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения.

Человек всегда находится  в обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человек взаимодействует  с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности: темперамент, коммуникативные особенности, склонность к агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.

При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей. Возникают  споры и  конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок,  так и в конфликтной ситуации,  у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.         

 Появляется вопрос, как индивидуальные особенности,  в частности темперамент, влияют  на поведение человека в той  или иной конфликтной ситуации.

Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.

Объектом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)   проанализировать литературные источники по данным проблемам;

2)   подобрать методики для исследования;

3)   выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;

4)   установить влияние темперамента на  выбор стратегий поведения в конфликте.

Актуальность данного исследования состоит в том, что  проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной                           ситуации не до конца не изучена. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально в педагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит взаимодействие личности и группы.

 

Глава 1

Психологические теории темперамента 

 

ТЕМПЕРАМЕНТ  (лат. Temperamentum – надлежащее  соотношение черт от  tempero – смешиваю  в надлежащем состоянии) – характеристика  индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [1].

Темперамент – качество  личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе  генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически  обусловленным подструктурам личности.

Когда говорят  о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия  по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально – устойчивые  особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический  фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [2].

Итак, под темпераментом  следует понимать индивидуально  своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической  деятельности в целом; характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов; имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными  признаками, можно с достаточной  определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Создателем учения о  темпераментах считается древнегреческий  врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови , флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих  в его состав. Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч.- phlegma “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”),  и меланхолика (от греч. melan chole  “   черная желчь  ”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий [3].         

 На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Широкую известность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера в которых обосновываются представления о том, что различия в типах строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают и на определенные различия в темпераменте.

Американский ученый  У. Шелдон также ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной степени развития различных тканей организма, и особенности темперамента. Соматические теории не следует чрезмерно противопоставлять гуморальным: как тип строения тела, так и динамические свойства психики могут быть следствием одной и той же причины – результатом  действия гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Параллельно с представлениями  о гуморальных, соматических источниках различий по темпераменту развивались (начиная с середины XVIII в.) идеи, получавшие все более полное и доказательное  обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилось обращение И.П. Павлова" к изучению свойств головного мозга. Великим физиологом было разработано учение о типах нервной системы, или, что то же самое, типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.

Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения. Важное значение имеет и другой показатель – подвижность  нервных процессов: это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.        

Некоторые из сочетаний  свойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, и могут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно:

сангвиническому темпераменту соответствует сильный  уравновешенный быстрый тип нервной системы, флегматическому темпераменту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту — сильный неуравновешенный тип меланхолическому темпераменту – слабый  тип нервной системы.

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: энергичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Однако несомненно, что  каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально  психологических различий.

Трудно ответить, какой  тип темперамента у того или иного  человека. Тип нервной системы  хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок,  жизненных обстоятельств нервные процессы могут измениться.

Темперамент тесно связан с продуктивностью работы человека. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от  него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, однообразия, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

Информация о работе Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях