Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава 3……………………………………………………………...................... 16
3.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта……………………………………............................... 16
3.2 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях………………………………………………….........................….....19
Глава 4 Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации…........................................22
4.1 Методический инструментарий и ход исследования………...............….22
4.2 Анализ полученных результатов. Выводы………………………….……24
Список использованной литературы……………………….……………..….29
Приложение……………………………………..........................................…..30

Файлы: 1 файл

мой курсовик 2003.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

И.П.Павлов выделил ещё три "человеческих типа" высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к абстрактно-логическому мышлению. У людей художественного типа (преобладает активность сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него откладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Большинство людей (80%) относятся к "золотой середине", среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств.

Современные исследователи  подтвердили, что правое и левое  полушария имеют специфические  функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности человека.  

Известный психолог К.Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов ("обращённых во вне") и интровертов ("обращённых внутрь себя"). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты мало общительны, сдержанны, отдалены от всех, в своих поступках ориентируются на собственные представления, серьёзно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть как черты тех, так и других, это зависит от врождённых качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств. Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие, что частично может проявляться даже во внешности, у них развит левый глаз, а у интровертов ведущим является левое полушарие. Темперамент не определяет уровня общих или специальных способностей.  Люди одного и того же темперамента могут быть высоко – и малоодарёнными, и наоборот: люди различного темперамента могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других, при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приёмы и способы её выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента. Совокупность таких успешных индивидуальных приёмов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности.

 
Глава 2 

Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности.  

 

Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения – могут осознаваться не  полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, осознавание цели всегда остаётся необходимым её признаком. Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности. Совокупность действий, выполняющих определённую общественную функцию, составляет определённый вид трудовой деятельности. Так трудовая деятельность всегда направлена на производство определённого продукта, действие человека всегда направлено на определённый результат.[6] Выполнение предметного действия обеспечивается определённой системой движений. Она зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Движение, посредством которого человек обычно осуществляет то или иное действие, связано с личными установками, с осмыслением разрешаемой движением задачи, отношением к ней. Изменение личностных установок ведёт к изменению двигательной сферы. Действия – более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определённый объект. Действия всегда социальны. Любые действия человека состоят из движений и выполняются сознательно, осознано. Отдельные движения и даже действия ещё не составляют целостной деятельности. Деятельность – это совокупность действий, объединённых единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в мотивах, во имя которых она совершается.

Динамические черты  личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются  и в умственной сфере, в сфере  побуждения, в общей работоспособности, в деятельности.

Но главное заключается  в том, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.

Ещё Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не  конечным результатам действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провёл исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определённой задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и, прежде  всего, сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определённого стиля деятельности.   

Врождённые особенности  темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, лётчика, необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате обучения, тренировки. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы.

Индивидуальные стили, обеспечиваемые свойствами нервной  системы, относятся к разным иерархическим  уровням.  Иерархический уровень определяется тем, какие именно компоненты деятельности характеризуются стилем. С этой точки зрения можно различать индивидуальный стиль реакции и движения, В тоже время иерархический уровень индивидуального стиля определяется тем, какие иерархические уровни индивидуальности его определяют – биохимические свойства, свойства нервной системы, темперамента и.т.д.[7] Мерлин отметил, что индивидуальные стили  (например, импульсивность или рефлексивность) одно из существенных проявлений темперамента. Индивидуальные стили моторики вместе с тем, по его мнению, зависят от определенных свойств нервной системы и темперамента и вместе с тем служат средством торможения их проявления. Те проявления темперамента, которые не соответствуют объективным требованиям действия, тормозятся благодаря усвоению индивидуального стиля. Проявление тех свойств, которые не противоречат или соответствуют требованиям деятельности наоборот, более полно и отчетливо выражаются в индивидуальном стиле. Поэтому проявления темперамента, зависящие от одних свойств нервной системы, тормозятся, а проявление того же свойства темперамента зависящего от другого свойства нервной системы закрепляются в индивидуальном стиле. Например, импульсивность как свойство темперамента, зависит и от неуравновешенности нервной системы по силе и от силы возбуждения.[5]

И так, мы определились с таким понятием, как индивидуальный стиль деятельности и  выяснили некоторые особенности его формирования. Было показано, что темперамент оказывает влияние на стиль деятельности. Теперь можно предположить, что темперамент влияет и на поведение человека в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация сама по себе является особой обстановкой, в которой  акцентируются те черты и особенности человека, которые доминируют в его жизни, например стиль жизни или индивидуальный стиль деятельности.

 

Глава 3.

3.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.

Понятие конфликта.

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление  доказать свою правоту, обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда  явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать [8].

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. [13]

Психологические исследования конфликтов занимают центральное место  среди исследований многих наук, посвященных данной проблеме.

Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и  предметного полей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов – определением  психологических механизмов и личностных детерминант конфликтного поведения. Разнообразие психологических исследований конфликтов требует их систематизации и углубленного анализа. Следует отметить, что систематизация психологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и систематизация в рамках междисциплинарных исследований – отсутствие  общего основания. Поэтому мы будем анализировать проведенные психологические исследования, используя различные основания.

В первую очередь хотелось бы остановиться на исследованиях конфликта в рамках психологических парадигм, в основном разработанных в западной психологии. К основным можно отнести: :

психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) ;

экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);

социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле);

динамическое (К. Левин);

социометрическое (Дж. Морено);

интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);

необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.

Исследованиям фрейдистской (психоаналитической) ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств, с одной стороны, требованиям природных инстинктов – с  другой.

Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила воздействия общественных условий существенно превышает способность человека к сублимации. Такие конфликты могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.

Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства над другими. По его мнению, попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам. Один из последователей З.Фрейда, К. Юнг предложил  новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов.  По этой классификации все  люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов.[11]

По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода, изначально заложенных в организме психических сил.[12]

Э. Фромм, утверждал, что в процессе своего развития человек приходит к обособлению и индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может избавиться от одиночества и чувства собственной "ничтожности" только "бегством от всякой свободы", что связано с бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в основном психоаналитическими методами. [9]       

Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблему конфликта.  По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (например, фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности.

В соответствии с психологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.

Важная роль в психологических  исследованиях конфликта посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности личности и конфликтного поведения.

Весомый вклад в разработку этой проблемы внес В. С. Мерлин [4]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности».

Другая группа внутренних условий, по мнению В. С. Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.

Психологические исследования конфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности как внутриличностные, межличностные, индивид – группа  и межгрупповые.

Информация о работе Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях