Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации.
Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава 3……………………………………………………………...................... 16
3.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта……………………………………............................... 16
3.2 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях………………………………………………….........................….....19
Глава 4 Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации…........................................22
4.1 Методический инструментарий и ход исследования………...............….22
4.2 Анализ полученных результатов. Выводы………………………….……24
Список использованной литературы……………………….……………..….29
Приложение……………………………………..........................................…..30
3.2 Классификация
конфликтов и стратегия
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта.
Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов А. Я. , Гришина Н. В. Баклановский С. В. и другие). Многие исследователи межличностных конфликтов отмечали, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это могут быть сугубо психологические – антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро переходит в межличностный. И наоборот, даже тогда когда конфликтуют два человека, от работы отвлекаются целый ряд сотрудников для выяснения и преодоления противоречий.
Внутриличностный конфликт.
Межгрупповые конфликты в психологических исследованиях представлены ограниченно, в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (бригад, цехов и т.д.) объединения лиц различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях предприятия. Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.[10]
Конфликты "индивид-группа" так
Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он многоплановый.
Существуют различные подходы, как к описанию типологий конфликтных личностей, так и описанию их поведения в конфликтных ситуациях. Тем не менее, общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.
Здесь мы подходим к понятию «стратегия поведения» и «выбор стратегии поведения» в трудных ситуациях
Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования на трудные ситуации.
Активная стратегия
Конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения.
Деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшению функционирования, нервные вспышки, истерические реакции.
Пассивная - стратегия поведения, деятельности общение в трудной ситуации может быть реализована так же в двух формах.
Приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам. Снижение эффективности деятельности до уровня соответствующего изменившимся условиям.
Уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление наркотиков и т.д.
Глава 4.
Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации
4.1 Методический инструментарий и ход исследования.
Исследование проводилось на студентах географического факультета специальности СКС и Т (3 курс) ОмГПУ. В эксперименте приняли участие 5 испытуемых.
Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Поставлены следующие задачи:
1) подобрать методики для исследования;
2) выявить тип темперамента и стили поведения в конфликте;
3) установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, личности с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.
Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:
1.Личностный опросник
Айзенка для определения основных типов темперамента
и качеств личности типа интроверсия –экстраверсия
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения и ваших особенностей. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы выбрали ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе "да". Если Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "нет".
2.Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации.
К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.
4.2 Анализ полученных
результатов. Выводы
Данные по каждой методике занесены в таблицу. На основе табличных данных были построены графики.
Анализ полученных данных
показал, что испытуемые с явно выраженным холерическим типом темперамента
тяготеют к проявлению стратегии типа
“соперничество”. У испытуемых
с высокими показателями нейротизма просле
Таблица 1
Испытуемый № |
экстраверсия |
нейротизм |
1 |
9 |
10 |
2 |
12 |
14 |
3 |
10 |
21 |
4 |
9 |
19 |
5 |
16 |
17 |
Таблица№2
Испытуемый № |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
соперничество |
3 |
3 |
8 |
3 |
11 |
сотрудничество |
9 |
8 |
6 |
6 |
6 |
компромисс |
5 |
4 |
5 |
9 |
8 |
избегание |
9 |
6 |
4 |
4 |
5 |
приспосабливание |
4 |
9 |
7 |
8 |
0 |
Список использованной литературы
1. Психология. Словарь. - М., 1990.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002.
3.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., Наука, 1984.
4.Теплов Б. М., Небылицын
В. Д. Изучение основных
5.Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
6.Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность – М . Политиздат 1975.
7.Мерлин Психология индивидуальности – Москва – Воронеж , 1996
8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М. ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
9.Фромм Э. Бегство от свободы. – Харвест . Серия Философия. Психология. 2003.
10. Анцупов А.Я. Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – Питер 2005
11. Конфликтология. Вопросы – ответы. – М. Юнити . 2004
12. Хорни. К Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М. Прогресс, 1993
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1996.
Приложение
Методика определения стилей поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.
Инструкция: Вам предлагается тридцать пар утверждений, которые описывают поведение в конфликтной ситуации. Из каждой пары вам необходимо выбрать то утверждение, которое наиболее приемлемо для вас, наиболее точно характеризует ваше поведение. И напротив номера пары поставить букву (А или Б) выбранного вами утверждения.
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь
уладить дело с учетом
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую
своими собственными
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.