Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……..3
Глава 1. Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава 3……………………………………………………………...................... 16
3.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта……………………………………............................... 16
3.2 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях………………………………………………….........................….....19
Глава 4 Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации…........................................22
4.1 Методический инструментарий и ход исследования………...............….22
4.2 Анализ полученных результатов. Выводы………………………….……24
Список использованной литературы……………………….……………..….29
Приложение……………………………………..........................................…..30

Файлы: 1 файл

мой курсовик 2003.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Классификация  конфликтов и стратегия поведения  в конфликтных       ситуациях. 

 

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта.

Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов А. Я. , Гришина Н. В.  Баклановский С. В.  и другие). Многие исследователи межличностных конфликтов отмечали, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это могут быть сугубо психологические – антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро переходит в межличностный.  И наоборот, даже тогда когда конфликтуют два человека, от работы отвлекаются целый ряд сотрудников для выяснения и преодоления противоречий.

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы,  чувства.   Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Социальное поведение вообще обусловлено  не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека.

Межгрупповые конфликты в психологических исследованиях представлены ограниченно,  в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (бригад,  цехов и т.д.) объединения лиц различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях предприятия. Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.[10]

Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтов перспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности.

Этот тип конфликта  имеет много общего с межличностным, однако, он многоплановый.

Существуют различные  подходы, как к описанию типологий  конфликтных личностей, так и описанию их поведения в конфликтных ситуациях. Тем не менее, общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.

Здесь мы подходим к понятию  «стратегия поведения» и «выбор стратегии  поведения» в трудных ситуациях

Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования на трудные ситуации.

 

 

 

Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды, Активность может носить различный характер.[10]

Конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности  и общения.

Деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшению функционирования, нервные вспышки, истерические реакции. 

Пассивная  - стратегия  поведения, деятельности общение в трудной ситуации может быть реализована так же в двух формах.

Приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам. Снижение эффективности деятельности до уровня соответствующего изменившимся условиям. 

Уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление наркотиков и т.д.

 

Глава 4.

Эмпирическое  исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

4.1 Методический инструментарий и ход исследования.

Исследование проводилось на студентах географического факультета специальности СКС и Т (3 курс) ОмГПУ. В эксперименте приняли участие 5 испытуемых. 

 

Объектом является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.

Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения в конфликте. Поставлены следующие задачи:

1)   подобрать методики для исследования;

2)   выявить тип темперамента и стили поведения в конфликте;

3)   установить влияние темперамента на выбор стратегий поведения в      конфликте.

Гипотеза: так как темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, личности с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведения в конфликте.

Для достижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики:

1.Личностный опросник Айзенка для определения основных типов темперамента и качеств личности типа интроверсия –экстраверсия эмоциональная устойчивость – нейротизм, состоящий из 57 вопросов.

Испытуемым предлагалась следующая инструкция: Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения и ваших особенностей. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы выбрали ответ "да", поставьте крестик или галочку в графе "да". Если Вы выбрали ответ "нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "нет". 

2.Тест К.Томаса предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации.

 

К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:

а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;

г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.

В опроснике по выявлению  типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях  они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Полученные в результате исследования данные соотносятся с  ключом, и подсчитывается частота  проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом  по каждой шкале, дает представление  о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.

 
4.2 Анализ полученных  результатов. Выводы

Данные по каждой методике занесены в таблицу. На основе табличных  данных были построены графики.

Анализ полученных данных показал, что испытуемые с явно выраженным холерическим типом темперамента тяготеют к проявлению стратегии типа  “соперничество”. У испытуемых с высокими показателями нейротизма прослеживается некоторая социальная активность, проявляющаяся в суммарном увеличении значений по шкалам “сотрудничество”, “компромисс”, “соперничество”. Испытуемые со средними показателями “нейротизм –экстраверсия” тяготеют к проявлению стратегии типа “сотрудничество” и “компромисс” Можно сделать вывод, что определенные типы темперамента влияют на поведение в конфликте, и, соответственно, на выбор стратегии поведения в конфликте.     

 

 

 

 

 

Таблица 1

Испытуемый №

экстраверсия

нейротизм

1

9

10

2

12

14

3

10

21

4

9

19

5

16

17


Таблица№2

Испытуемый №

1

2

3

4

5

соперничество

3

3

8

3

11

сотрудничество

9

8

6

6

6

компромисс

5

4

5

9

8

избегание

9

6

4

4

5

приспосабливание

4

9

7

8

0


Список использованной литературы

1. Психология. Словарь. -  М., 1990.

2. Андреева Г. М.  Социальная психология. – М., Аспект  Пресс, 2002.

3.Симонов П.В., Ершов  П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., Наука, 1984.

4.Теплов Б. М., Небылицын  В. Д. Изучение основных свойств  нервной системы и их значение  для психологии индивидуальных  различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.

5.Мерлин В. С. Очерк  интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

6.Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность – М  . Политиздат 1975.

7.Мерлин Психология  индивидуальности – Москва –  Воронеж , 1996

8. Козырев Г.И. Введение  в конфликтологию. – М.  ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.

9.Фромм Э. Бегство  от свободы. – Харвест  . Серия Философия. Психология. 2003.

10. Анцупов А.Я.  Баклановский С.В.  Конфликтология в схемах  и комментариях. – Питер   2005

11. Конфликтология.    Вопросы – ответы. – М.  Юнити . 2004

12. Хорни. К  Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М. Прогресс, 1993

13. Здравомыслов А.Г.  Социология конфликта. – М., 1996.

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Методика определения  стилей поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. 

 

Инструкция: Вам предлагается тридцать пар утверждений, которые описывают поведение в конфликтной ситуации. Из каждой пары вам необходимо выбрать то утверждение, которое наиболее приемлемо для вас, наиболее точно характеризует ваше поведение. И напротив номера пары поставить букву (А или Б) выбранного вами утверждения.  

 

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.   

 Б. Чем обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь  обратить внимание на то, с  чем мы оба  согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.   

 Б. Я пытаюсь  уладить дело с учетом интересов  другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.   

 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.   

 Б. Иногда я жертвую  своими собственными интересами  ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.   

 Б. Я стараюсь  сделать все, чтобы избежать  бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.   

 Б. Я стараюсь  добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.   

 Б. Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.   

 Б. Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.   

 Б. Я предпринимаю  усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.     

 Б. Я пытаюсь  найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.     

 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.      

 Б. Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также  идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.     

 Б. Я настаиваю,  чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.      

Информация о работе Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях