Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:37, курсовая работа
В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития пихологичской науки и практики.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, не справляется с задачей в игре, с делом.
Тревожность как
определенный эмоциональный настой
с преобладанием чувства
Замечено, что интенсивность
переживания тревоги, уровень тревожности
у мальчиков и девочек
Не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании креативного мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.
1.4 Влияние родительских
отношений на проявление
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.
И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.
Исследования В.С.
Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и
других указывают, что причиной построения
негативного отношения
а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).
Полученные данные свидетельствуют, что тревожные дети растут в семьях, в которых по крайней мере один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Клинический анализ случаев показал также, что матери тревожных детей делятся на три группы: очень активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всей семьи; ригидные; беспомощно-пассивные. Семейное воспитание в таких семьях нередко направлено на ограничение социального опыта ребенка, что заставляет его ориентироваться преимущественно на семью.
Существует достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые являются специфическими с точки зрения возникновения у детей устойчивой тревожности. Можно назвать лишь фактор «несоответствия детей престижным устремлениям родителей», выделенный в качестве значимого для тревожности младших школьников.
Выводы
Таким образом, исследуемый
материал позволил нам определиться
в сущности понятия тревожности
и её влияние на личностное развитие
ребёнка. Одним из факторов, влияющих
на её разрастание, являются особенности
родительского отношения к
Факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношений «мать ребенок», выделяются в настоящее время в качестве центральной, «базовой» причины тревожности многими исследователями данной проблемы.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характера детско родительских отношений и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Методы и организация исследования
Целью данного исследования являлось: выявление взаимосвязи особенностей отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности детей дошкольного возраста.
Данная цель ставит перед нами следующие задачи:
Состав выборки:
15 детей в возрасте
от 5 до 7 лет и их родители. В
выборку вошли дети старшей
и подготовительной группы
Процедура исследования:
Исследование проводилось в период с 11. 09. 07 по 15.09.07. на базе НОУ «Русская школа» и проходило в два этапа. На первом этапе проводились среди испытуемых указанные методики, (Приложение №№1,2,3); происходила первичная обработка данных средствами программы Excel и начальный анализ, по результатам которого исходная выборка была разделена на две группы с уровнем тревожности выше и ниже среднего. Полученные данные и результаты первичной обработки представлены в (Приложение №2).
На втором этапе была проведена статистическая обработка полученных данных в программе SPSS 14.0, окончательный анализ данных и получение выводов (Приложение № 4).
Измерительные методы:
При исследовании использовались верифицированные и валидизированые методики адаптированные для проведения в социокультурным условиям России.
I. Для определения уровня тревожности детей: восьмицветный тест Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
II. Для исследования характера взаимоотношений в семье: Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Восьмицветный тест
М.Люшера является инструментом для выявления
эмоционально-
Процедура обследования. Экспериментатор перемешивает карточки и раскладывает окрашенной поверхностью вверх. После этого предлагает испытуемому выбрать наиболее приятный цвет. Выбор осуществляется до тех пор, пока не останется ни одной карточки. Через две-три минуты процедура повторяется.
Обработка результатов. Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Для оценки интенсивности состояний тревоги предлагаются следующие обозначения:
Основной цвет в 6-й позиции - !
Основной цвет в 7-й позиции - !!
Основной цвет в 8-й позиции - !!!
Серый, черный или коричневый на третьей позиции - !
Серый, черный или коричневый на второй позиции - !!
Серый, черный или коричневый на первой позиции - !!!
Все имеющиеся восклицательные знаки суммируются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12, что означает уровеньтревоги.
Тест Амена представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.
Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков (14 шт.) размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Процедура эксперимента. Рисунку предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. После предъявления рисунка ребенку задается вопрос: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное?». Выбор ребенка соответствующего лица фиксируется в протоколе.
Обработка результатов. На основании данных протокола подсчитывается количество эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) каждого испытуемого. Высокий уровень тревожности оценивается в 7-14 баллов.
Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: