Влияние семьи на детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития пихологичской науки и практики.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 85.14 Кб (Скачать файл)

Если у ребенка  усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник  тревожности, могут развиться невротические  черты. Неуверенность в себе, как  черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Таким образом, неуверенный  в себе, склонный к сомнениям и  колебаниям, робкий, тревожный ребенок  нерешителен, несамостоятелен, нередко  инфантилен, повышенно внушаем. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, не справляется с задачей в игре, с делом.

Тревожность как  определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается  ближе к 7 и особенно 8 годам при  большом количестве неразрешимых и  идущих из более раннего возраста страхов. Главным источником тревог для дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.

Замечено, что интенсивность  переживания тревоги, уровень тревожности  у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с  тем, с какими ситуациями они связывают  свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем  заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими  людьми. К людям, с которыми девочки  могут связывать свою тревогу, относятся  не только друзья, родные, учителя. Девочки  боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.

Не влияя в  целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности  может отрицательно сказаться на формировании креативного мышления, для которого естественны такие  личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

Тем не менее, у детей  старшего дошкольного возраста тревожность  еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно  снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие  его, будут соблюдать нужные рекомендации.

1.4 Влияние родительских  отношений на проявление тревожности  у детей старшего дошкольного  возраста

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности  у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов  по данной проблеме.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил  о том, что недостаточное и  жестокое отношение к ребёнку  даёт «злостно-забитый» тип детей, с  погруженностью в себя, с неустойчивостью  поведения и нарушениями в  коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и  унижающее воспитание ведёт к  агрессивно-защитному типу поведения  детей с повышенной возбудимостью  и неустойчивостью; деспотическое  воспитание – к пассивно защитному  типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и  зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и  других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей  к ребёнку является незнание психологических  особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка. С  точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка  шестилетнего возраста является то, что:

а) ребёнок может  произвольно управлять своим  поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы  сиюминутной ситуации, осознать временную  перспективу, одновременно удержать в  сознании цепочку взаимосвязанных  событий или разные состояния  вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).

в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).

Полученные данные свидетельствуют, что тревожные  дети растут в семьях, в которых по крайней мере один из взрослых испытывает эмоциональное неблагополучие. Клинический анализ случаев показал также, что матери тревожных детей делятся на три группы: очень активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать жизнь ребенка и всей семьи; ригидные; беспомощно-пассивные. Семейное воспитание в таких семьях нередко направлено на ограничение социального опыта ребенка, что заставляет его ориентироваться преимущественно на семью.

Существует достаточно мало сведений о тех факторах детско-родительских отношений, семейного воспитания, которые  являются специфическими с точки  зрения возникновения у детей  устойчивой тревожности. Можно назвать лишь фактор «несоответствия детей престижным устремлениям родителей», выделенный в качестве значимого для тревожности младших школьников.

Выводы

Таким образом, исследуемый  материал позволил нам определиться в сущности понятия тревожности  и её влияние на личностное развитие ребёнка. Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности  родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили  воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Факторы семейного  воспитания, прежде всего взаимоотношений  «мать ребенок», выделяются в настоящее  время в качестве центральной, «базовой»  причины тревожности многими  исследователями данной проблемы.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи характера  детско родительских отношений и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методы и организация  исследования

Целью данного исследования являлось: выявление взаимосвязи  особенностей отношений между родителями и детьми и уровнем тревожности  детей дошкольного возраста.

Данная цель ставит перед нами следующие задачи:

  1. Изучение теоретических основ детско-родительских отношений.
  2. Изучение теоретических основ проявления тревожности у детей
  3. Подбор методик для проведения психологического исследования
  4. Проведение исследований и обработка полученных результатов
  5. Проверка выдвинутой гипотезы;
  6. Формулировка выводов, вытекающих из проведённого исследования.

Состав выборки:

15 детей в возрасте  от 5 до 7 лет и их родители. В  выборку вошли дети старшей  и подготовительной группы детского  сада. Гендерные различия в проведении  исследования не учитывались  - в выборке представлено примерно  одинаковое количество мальчиков  и девочек.

Процедура исследования:

Исследование проводилось  в период с 11. 09. 07 по 15.09.07. на базе НОУ  «Русская школа» и проходило в  два этапа. На первом этапе проводились  среди испытуемых указанные методики, (Приложение №№1,2,3); происходила первичная  обработка данных средствами программы  Excel и начальный анализ, по результатам которого исходная выборка была разделена на две группы с уровнем тревожности выше и ниже среднего. Полученные данные и результаты первичной обработки представлены в (Приложение №2).

На втором этапе  была проведена статистическая обработка  полученных данных в программе SPSS 14.0, окончательный анализ данных и получение  выводов (Приложение № 4).

Измерительные методы:

При исследовании использовались верифицированные и валидизированые методики адаптированные для проведения в социокультурным условиям России.

I. Для определения уровня тревожности детей: восьмицветный тест Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

II. Для исследования характера взаимоотношений в семье: Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Восьмицветный тест М.Люшера является инструментом для выявления эмоционально-характерологического базиса личности. Он относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.

Процедура обследования. Экспериментатор перемешивает карточки и раскладывает окрашенной поверхностью вверх. После этого предлагает испытуемому  выбрать наиболее приятный цвет. Выбор  осуществляется до тех пор, пока не останется ни одной карточки. Через  две-три минуты процедура повторяется.

Обработка результатов. Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные –  на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Для оценки интенсивности состояний тревоги предлагаются следующие обозначения:

Основной цвет в 6-й позиции - !

Основной цвет в 7-й позиции - !!

Основной цвет в 8-й позиции - !!!

Серый, черный или коричневый на третьей позиции - !

Серый, черный или  коричневый на второй позиции - !!

Серый, черный или коричневый на первой позиции - !!!

Все имеющиеся восклицательные  знаки суммируются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне  от 1 до 12, что означает уровеньтревоги.

Тест Амена представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Он позволяет исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Психодиагностический  изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков (14 шт.) размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок  сюжетно представляет собой некоторую  типичную для жизни ребёнка-дошкольника  ситуацию.

Процедура эксперимента. Рисунку предъявляются ребенку  в строго перечисленном порядке. После предъявления рисунка ребенку  задается вопрос: «Как ты думаешь, какое  у ребёнка будет лицо, весёлое  или печальное?». Выбор ребенка  соответствующего лица фиксируется  в протоколе.

Обработка результатов. На основании данных протокола подсчитывается количество эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) каждого испытуемого. Высокий уровень тревожности  оценивается в 7-14 баллов.

Опросник родительского  отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал:

Информация о работе Влияние семьи на детей