Влияние семьи на детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития пихологичской науки и практики.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 85.14 Кб (Скачать файл)

Приложение № 4

Корреляция параметров, описывающих характер отношения  родителей к ребенку, с параметрами, характеризующими его тревожность

 

Эмпирическое значение U-критерия

p-уровень значимости

отвержение

11,000*

0,049*

разделение

3,000**

0,003**

автономность

27,500

0,953

контроль

23,500

0,602

инфатилизация

12,000

0,064

композитная

7,500*

0,017*


** - корреляция значима  на уровне 0,01

* - корреляция значима  на уровне 0,05

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ 5

НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Теоретико-методологические  представления о влиянии родительских  отношений на психологическое  развитие ребенка дошкольного  возраста 5

1.2 Психологическая  характеристика детей дошкольного  возраста. Тревожность в раннем  возрасте, причины и последствия  11

1.3 Роль семьи  в психологическом развитии дошкольника  влияние взаимоотношений в семье  на уровень тревожности ребенка-дошкольника. 22

1.4 Влияние взаимоотношений  в семье на уровень тревожности  ребенка-дошкольника. 24

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ СУПРУЖЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34

2.1 Разработка методического  комплекса 34

2.2 Проведение исследования 53

2.3 Рекомендации 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

ЛИТЕРАТУРА 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 80

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических  и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные  экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Одним из условий, влияющих на проявление тревожности  у детей, как указывают исследователи  С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и  другие, является психологический микроклимат  семьи.

Для маленького ребёнка  семья это целый мир, в котором  он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок  вступает в определённые отношения  с родителями, которые могут оказывать  на него как положительное, так и  негативное влияние. Вследствие этого  ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо треожным, грубым, лицемерным, лживым.

Поэтому актуальность проблемы удовлетворенности супружескими отношениями в семье остается неизменно острой на протяжении всего  развития психологической науки  и практики.

Цель исследования анализ влияния удовлетворенности  супружескими отношениями в семье  на уровень тревожности ребенка  дошкольного возраста.

Объект исследования детская тревожность и причины  ее возникновения.

Предмет исследования влияние удовлетворенности супружескими отношениями в семье на уровень  тревожности дошкольника.

Гипотеза - удовлетворенность  супружескими отношениями в семье  позитивно влияет на психологические  развитие ребенка дошкольного возраста и позволяет снизить уровень  тревожности.

В соответствии с  объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический  анализ специализированной литературы  по рассматриваемой теме

2. Проанализировать  проблему влияния удовлетворенности  семейными отношениями на развитие  и устранение тревожности у  детей.

3. Рассматреть теоретические основы развития тревожности у детей дошкольного возраста и влияющие факторы

4.Отобрать диагностические  методики, направленные на выявление  тревожности у детей в системе  родительских отношений.

5. Провести исследование  влияния удовлетворенности родителей  супружескими отношениями в семье  на уровень тревожности ребенка  дошкольного возраста

Методологической  основой являются теоретические  концепции ведущих отечественных  психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.

Методы исследования:

1.Анализ справочной  психолого-педагогической литературы.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Количественная  и качественная обработка результатов.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ

НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Теоретико-методологические  представления о влиянии родительских  отношений на психологическое  развитие ребенка дошкольного  возраста

Семья как определённая социальная общность волновала умы  философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний  день в современной науке так  и нет единого определения  понятия «семья», хотя попытки сделать  это предпринимались великими мыслителями  много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом  словаре для родителей определение  семьи: «Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [40, 45].

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для  оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого  её члена» [39, 210].

В социологии семья  рассматривается как:

-первичная социальная  группа, в которой начинается  и протекает социальная жизнь  человека;

-основной фактор  в социализации;

-социальный институт, регулирующий различные стороны  жизни на основе принципов  и правил, принятых в обществе;

-социальная система,  все члены которой имеют определённые  статус и роли;

-общность, для которой  характерна особая система межличностных  отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.

Положительное воздействие  на личность ребёнка состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей, не относится  к ребёнку лучше, не любит его  так и не заботится столько  о нём. И вместе с тем, никакой  другой социальный институт не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании детей, сколько может  сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание»  это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и  родственников.

Семейное воспитание сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь  определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность и  милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей  в жизнедеятельность семьи как  её равноправных участников;

-открытость и  доверительность отношений с  детьми;

-оптимистичность  взаимоотношений в семье;

-последовательность  в своих требованиях (не требовать  невозможного);

-оказание посильной  помощи своему ребёнку, готовность  отвечать на вопросы.

Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

Автократический когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

Авторитетный, но демократический в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

Либеральный когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

Хаотический управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Основой семейного  микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению  родителей к своему ребёнку, как  считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А.Я. Варга  и В.В. Столина, «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Проблемой влияния  родительского отношения к ребёнку  занимались такие исследователи  как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к  ребёнку отличаются высокой психологической  напряжённостью и многообразны в  своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёжиающее.

П.Ф. Лесгафт выделил  шесть позиций родителей по отношению  к детям, оказывающих влияние  на поведение ребёнка:

1.Родители не  обращают внимания на детей,  унижают, игнорируют их. В таких  семьях дети часто вырастают  лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно  восхищаются своими детьми, считают  их образцом совершенства. Дети  чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные отношения,  построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием  и глубиной мышления, стремлением  к знаниям.

4.Родители постоянно  не довольны ребёнком, критикуют  и порицают его. Ребёнок растёт  раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно  балуют и оберегают ребёнка.  Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию  которых оказывают влияние финансовые  трудности. Их дети растут с  пессимистическим отношением к  окружающему миру. Если же не  влияют, то дети спокойны, скромны.

А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в  семье как сосуществование, конфронтация, содружество.

В своих исследованиях  С.В. Ковалёв выделяет следующие  типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

Е.М. Волкова рассматривает  лишь типы благополучных семей.

А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:

Диктат систематическое  подавление инициативы другого.

Опека отношения, при  которых родители обеспечивают своим  трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.


Информация о работе Влияние семьи на детей