Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:37, курсовая работа
В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой детско-родительских отношений постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения семьи как социального института. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития пихологичской науки и практики.
1. «Принятие - отвержение».
Эта шкала выражает собой
2. «Кооперация –
разделение». Эта шкала
3. «Симбиоз –
автономность». Содержательно
4. «Контроль». Данная
шкала характеризует то, как взрослые
контролируют поведение
5. «Инфантилизация». Отношение к неудачам ребенка. Шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Процедура проведения опроса: Родителям (родителю) раздаются бланки опросника и обращаются с просьбой ответить на каждый вопрос, отметив его как «верно» и «неверно». При подсчете баллов по всем шкалам учитывается ответ “верно”. Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: 1 – отвержение; 2 - разделение; 3 – симбиоз; 4 – контроль; 5 - инфантилизация.
Для статистического анализа данных применялось сопоставление средних значений по шкалам по U – критерию Манна-Уитни.
2.2 Результаты, их анализ и интерпретация
На основании данных полученных с помощью методики «детский тест тревожности» Амена, испытуемые были разделены на две группы: с низким уровнем тревожности и высоким уровнем тревожности (Приложение №2). Достоверность этих данных подтверждается исследованием, проведенным с помощью методики Люшера. Показатели по тестам Амена и Люшера коррелируют на высоком уровне достоверности, т.е. испытуемые с высоким уровнем тревожности по тесту Амена демонстрируют высокий уровнень тревожности по тесту Люшера (Приложение №1,2).
Для проверки выдвинутой нами гипотезы соотнесем данные, полученные с помощью методики исследования родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (Прложение №3) и уровнем тревожности по группам. Они представлены в диаграмме.
Диаграмма. Среднее значение детско-родительских отношений по шкалам, в группах с низким и высоки уровнями тревожности.
родительский отношение дошкольный тревожность
На диаграмме видно, что испытуемые из группы с высоким уровнем тревожности демонстрируют более высокие показатели по таким шкалам детско-родитеских отношений, как отвержение, разделение, инфантилизация. Это говорит нам, о преобладании в отношениях родителя к ребенку общего эмоционально отрицательного настроя (ребенок воспринимается плохим, неприспособленным, неудачливым); родитель мало интересуется ребенком, не стремится к сотрудничеству, а так же приписывает ему личную и социальную несостоятельность.
При вычислении достоверности
взаимосвязи шкал детско-родительских
отношений и уровня тревожности
была обнаружена значимая корреляция
композитной по шкалам методики родительского
отношения и уровнем
Выводы
Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что характер родительского отношения, т.е. система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, особенностей восприятия и понимая характера и личности ребенка в семье значимо влияет на уровень тревожности ребенка. Особенно это проявляется при эмоционально отрицательном отношении, не принятие ребенка таким, как он есть, не доверии, не уважение, недостаточном проявление интереса к делам и планам ребенка. Выявлены так же высокие показатели по шкале «инфантилизация» у детей с высоким уровнем тревоги, но они не подтвердились при статистической обработки. Возможно из-за небольшой выборки. Тем не менее, можно предположить, что при тенденции родителями инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность уровень тревожности возрастает.
Таким образом, при рассмотрении композитарных данных по шкалам родительского отношения выдвинутая гипотеза исследования подтверждается. Характер детско-родительских отношений в семье значимо влияет на уровень тревожности у старших дошкольников.
Заключение
В теоретической части настоящей работы были рассмотрены аспекты родительских отношений, понятие тревожности, особенности ее проявления и причины возникновения, а так же влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей дошкольного возраста. В эмпирической части приводится описание методик экспериментальной части исследования, описан ход эксперимента, проведен анализ результатов эксперимента и соотнесение этих результатов с гипотезами исследования.
Для проведения эксперимента
и исследования взаимосвязи детско-
-для исследования уровня тревожности методика «Восьмицветный тест» М.Люшера и «Детский тест тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
- для исследования детско-родительких отношений «Опросник родительского отношения» (ОРО), А.Я. Варга, В.В. Столин.
Изучение проблемы
влияния типа детско-родительских взаимоотношений
на эмоциональную сферу ребенка
позволяет статистически
Анализ литературы и проведенное психологическое исследование указывают на то, что отношение родителя к ребенку понимающееся, как система разнообразных чувств и поступков и проявляющее в стиле воспитания и социальной установке оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка. Неадекватный стиль воспитания, проявляющийся в виде доминирования родителя над ребенком, игнорировании его реальных потребностей, эмоциональном отвержении ребенка, занижении его возможностей, отношении как к более слабому - приводит к повышению уровня тревожности у ребенка. Наиболее приемлемым для ребенка типом отношения взрослого можно назвать тот, при котором родитель принимает и уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, кооперирует с ним, помогает ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
Литература
Приложение № 1
Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен и Восьмицветный тест М.Люшера
№ п/п |
Имя |
Тест Амена |
Тест Люшера |
испытуемого | |||
1 |
Ася М. |
7 |
10 |
2 |
Цветана Ф. |
2 |
0 |
3 |
Алена Я. |
7 |
6 |
4 |
Настя К. |
3 |
4 |
5 |
Ольга А. |
4 |
3 |
6 |
Георгий С. |
8 |
7 |
7 |
Данья Ш. |
4 |
2 |
8 |
Денис Е. |
4 |
2 |
9 |
Алексей М. |
10 |
7 |
10 |
Артем Ч. |
5 |
3 |
11 |
Владимир К. |
8 |
7 |
12 |
Федор Г. |
11 |
8 |
13 |
Адиля М. |
12 |
8 |
14 |
Эля Б. |
11 |
8 |
15 |
Елена М. |
5 |
0 |
Cреднее |
6,73 |
5,00 | |
Стандартное отклонение |
3,19 |
3,07 |
Приложение № 2
Выделенные группы с низким и высоким уровнем тревожности
Группа с низким уровнем тревожности
№ п/п |
Имя |
Тест Амена |
Тест Люшера |
испытуемого | |||
2 |
Цветана Ф. |
2 |
0 |
4 |
Настя К. |
3 |
4 |
5 |
Ольга А. |
4 |
3 |
7 |
Данья Ш. |
4 |
2 |
8 |
Денис Е. |
4 |
2 |
10 |
Артем Ч. |
5 |
3 |
15 |
Елена М. |
5 |
0 |
Cреднее |
3,86 |
2,00 | |
Стандартное отклонение |
1,07 |
1,53 |
Группа с высоким уровнем тревожности
№ п/п |
Имя |
Тест Амена |
Тест Люшера |
испытуемого | |||
1 |
Ася М. |
7 |
10 |
3 |
Алена Я. |
7 |
6 |
6 |
Георгий С. |
8 |
7 |
11 |
Владимир К. |
8 |
7 |
9 |
Алексей М. |
10 |
7 |
12 |
Федор Г. |
11 |
8 |
14 |
Эля Б. |
11 |
8 |
13 |
Адиля М. |
12 |
8 |
Cреднее |
9,25 |
7,63 | |
Стандартное отклонение |
1,98 |
1,19 |
Корреляция параметров показателей тревожности по тесту Амена и показателей тревожности по тесту Люшера
Эмпирическое значение U-критерия |
p-уровень значимости | |
люшер |
0,00000 |
0,001194 ** |
** - корреляция значима на уровне 0,01
Приложение №3
Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.)
Первоначальные данные
№ п/п |
Имяиспытуемого |
Шкала 1 |
Шкала 2 |
Шкала 3 |
Шкала 4 |
Шкала 5 |
Композитная |
1 |
Ася М. |
18 |
4 |
2 |
3 |
4 |
31 |
2 |
Цветана Ф. |
9 |
1 |
3 |
2 |
3 |
18 |
3 |
Алена Я. |
20 |
5 |
1 |
5 |
6 |
37 |
4 |
Настя К. |
21 |
4 |
0 |
6 |
3 |
34 |
5 |
Ольга А. |
15 |
3 |
0 |
5 |
2 |
25 |
6 |
Георгий С. |
12 |
5 |
1 |
6 |
1 |
23 |
7 |
Данья Ш. |
10 |
0 |
3 |
3 |
0 |
16 |
8 |
Денис Е. |
9 |
0 |
2 |
4 |
2 |
17 |
9 |
Алексей М. |
19 |
4 |
1 |
1 |
6 |
31 |
10 |
Артем Ч. |
12 |
2 |
0 |
3 |
0 |
17 |
11 |
Владимир К. |
12 |
6 |
1 |
6 |
1 |
26 |
12 |
Федор Г. |
16 |
3 |
6 |
2 |
6 |
33 |
13 |
Адиля М. |
18 |
4 |
2 |
7 |
3 |
34 |
14 |
Эля Б. |
20 |
6 |
0 |
3 |
2 |
31 |
15 |
Елена М. |
11 |
0 |
5 |
2 |
0 |
18 |
Cреднее |
14.8 |
4.93 |
1.8 |
3.86 |
2.6 |
26,06 |
Детско-родительские отношения в группе с низким и высоким уровнем тревожности
Уровень тревожности группы |
Отвержение |
Разделение |
Автономность |
Контроль |
Инфантилизация |
Композитная |
Среднее НТ |
12,43 |
1,43 |
1,86 |
3,57 |
1,43 |
20,71 |
Среднее ВТ |
16,88 |
4,63 |
1,75 |
4,13 |
3,63 |
30,75 |