Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:30, научная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить сформированные черты характера обучающихся 11 класса и их профессиональную направленность.
Объект исследования: сформированные черты характера обучающихся 11 класса.
Предмет исследования: соответствие сформированных черт характера обучающихся 11 класса с выбором типа профессии.

Содержание работы

Введение.
Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию
1.1. Понятие о характере
1.2. Психологические особенности юношеского возраста
1.3. Профориентация и профессиональное самоопределение.
1.4. Планирование профессионального будущего
2. Организация и содержание практической работы.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Работа для НПК. Текст.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Новоназимовская средняя общеобразовательная  школа №4»

 

 

 

 

 

 

 

Влияние сформированных черт характера в  юношеском возрасте на профессиональную ориентацию.

 

 

 

 

 

 

Работу выполнили:

Останина Анжелика.

Панфомирова Юлия.

Ученицы 11 класса

Руководитель:

Конради Инга Юрьевна.

 

2009 г.

Оглавление 

 

Введение.

  1. Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию

1.1. Понятие о характере

1.2. Психологические особенности юношеского возраста

1.3. Профориентация и профессиональное самоопределение.

1.4. Планирование профессионального будущего

2. Организация и содержание практической работы.

  1. Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Прозвенит последний звонок, затем  закончатся экзамены и выпускной бал и на плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которой он толком ничего не знает, с подготовкой к тому, о чем он ничего не понимает. С высоких трибун твердят, что помогут ученику специализированные центры, психологи, социальные работники, классные руководители, учителя предметники, а на практике вся помощь сводится к тому, что ученик остается наедине со своими проблемами.

В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, основная идея которого состоит в обновлении старшей школы в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть, построено в значительной мере с возможностью реализации юношам и девушкам своих интересов, способностей и дальнейших (после школьных) жизненных планов. Чтобы помочь школьнику с выбором и с самоопределением профессии, ученик должен пройти этапы диагностики. В больших городах диагностику проводят специализированные центры и такие существуют уже сегодня, а в малых городах и провинциях обязанности центра возлагаются на завучей по науке и психологов, классных руководителей, каждый из которых составляет свой план профориентационной работы. Психолог – диагностический блок, классный руководитель – воспитательный блок, и т.д. Профориентация на сегодняшний день неизученная область науки, так как нет определенной универсальной программы, которая бы была однозначно эффективной. Данное направление находится в состоянии эксперимента, то есть разрабатываются различные программы, дорабатываются, апробируются.

Исходя из актуальности проблемы для  практики профессионального определения, нами сформулирована тема исследования "Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию".

     Цель исследования: выявить  сформированные черты характера  обучающихся 11 класса и их профессиональную направленность.

     Объект исследования: сформированные черты характера  обучающихся 11 класса.

    Предмет исследования: соответствие  сформированных черт характера  обучающихся 11 класса с выбором  типа профессии.

     Гипотеза: сформированные  черты характера юношей и девушек влияют на профессиональный выбор.       

Цель и гипотеза обусловили необходимость  решения следующих задач исследования:

1.Охарактеризовать сущность понятия  характер, черты характера.

2. Изучить психологические особенности  юношеского возраста.

3.Выявить зависимость профессиональной  ориентации от сформировавшихся  черт характера обучающихся  11 класса.

Эмпирическую базу исследования составили  учащиеся 11 класса МОУ

"Новоназимовской СОШ №4" . 

Сроки проведения: 5 сентября 2009года по 15 января 2010г.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

1. Изучение базовых понятий.

2. Анкетирование.

3. Тестирование.

 

 

 

 

1.1. Понятие о  характере.

Приступая к работе, мы изучили  литературу, раскрывающую понятие «характер».    Характер (от греч. character – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общественным бытием личности, усвоением социального опыта, что порождает типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути людей в конкретно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в которых протекает социализация субъекта, его воспитание и вместе с тем зависящее от природных предпосылок развитие индивидуальности. Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется, обнаруживая зависимость как от ее содержания и личностного смысла для индивида, так и от ее реальной, объективно оцениваемой успешности и от субъективного отношения индивида к своим успехам и неудачам. Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т. д.); в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или ленивость и т. д.); в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность); в отношении к собственности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость). Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, выявляя тем самым свою общественно-историческую природу.

Можно сказать, что характер человека – это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее  натурой человека.

Формирование различных качеств  личности становится возможным лишь при условии овладения ребенком тем поведением, в котором выражаются эти свойства. Ребенок под руководством взрослого должен овладеть внешним способом организации своего поведения, которое требует вначале постоянного контроля со стороны других людей, коллектива. Затем контроль переходит к самому ребенку и осуществляется внутренними средствами. Наконец, требуемое поведение становится привычным и может постепенно перейти в черты характера.

Узловой вопрос – это вопрос о  том, как мотивы (побуждения), характеризующие  не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность, побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Для того чтобы мотив стал личностным свойством, он должен генерализоваться  по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой. Свойство характера – это, в конечном счете, и есть тенденция, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждении и мотивах его деятельности. Исходное здесь – это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации.

Выступая как прижизненное образование  человека, характер определяется и  формируется в течение всей жизни  человека. Образ жизни включает в  себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он в ней интегрируется. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается сам коллектив.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера  является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Таким образом, характер – это не просто любое проявление твердости, упорства и т. п., а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности – это не одно и то же. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям своего развития. Но далеко не всякое отношение становится чертой характера. Ею является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, настойчивость и многие другие черты характера представляют укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе.

Знать характер человека  - это знать  те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Для определения характера каждого  человека надо знать проявления его  типичных отношений к тем или иным сферам жизни. Иной человек в обыденных ситуациях представляется как обладающий сильным характером, но то же человек обнаруживает свою полную бесхребетность, когда дело коснется принципиального плана. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.

Характер человека – и предпосылка  и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обусловливая поведение, он в поведении же и формируется. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции – будущая черта характера. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Понятия «характер» и «темперамент»  не всегда четко различают.    В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящему вокруг него событиями. Характер же выявляется в отношении к собственной деятельности – активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Между тем именно характер, а не темперамент обычно называют сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым и т. д. Поэтому для описания темперамента удобнее пользоваться терминологией древних греков, подразделяя людей на холериков, меланхоликов, сангвиников, флегматиков, но чистые типы темперамента встречаются очень редко.

Общее между темпераментом и  характером состоит в том, что  ни темперамент, ни характер ничего не говорят о социальной ценности человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких  психических процессах, которые  зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.

 

 

1.2. Психологические особенности юношеского возраста

В настоящее время вопрос о границе  между подростковым периодом и юностью, юностью и зрелостью четко  не разрешен. Возрастные рамки данного периода различными авторами ставятся в зависимость от действия разных факторов. Общепринятым является лишь положение о значимости влияния принадлежности к определенному поколению на индивидуальные особенности составляющих ее субъектов. Юность — не только возрастная, но и социальная категория. Следовательно, возрастные границы во многом зависят от действия социальных факторов. Может быть, именно поэтому авторы, живущие в других социально-экономических условиях, выделяли для нее различные возрастные рамки и давали разные названия. Так, К.Д. Ушинский считал молодежный период в жизни человека самым решающим и ограничивал его 16 — 23 годами. Д.Б. Бромлей признавала периодом поздней юности и ранней зрелости интервал от 18 до 21 года. Б. Г. Ананьев называл возраст от 18 до 21 года ранней взрослостью. В. В. Гинзбург полагал, что возрастные рамки юности для мужчин и женщин несколько различны. У женщин, по его мнению, он длится от 15 до 20 лет, у мужчин — от 16 до 24. В зарубежной психологии среди наиболее интересных подходов можно выделить позицию Э. Шпрангера, согласно которой юношеский возраст продолжается у девочек с 13 до 19, у мальчиков — с 14 до 22 лет и является определенной стадией духовного развития. И если для 14— 17-летних главная проблема — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений, то у 17 —21-летних на первый план выступает кризис «оторванности», чувство одиночества. В среднем большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16—17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24—25 лет, на который приходится завершение социализации, т. е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Понятно, что готовность к выполнению данных функций будет зависеть от конкретных общественно-исторических условий, а, следовательно, возрастные границы будут колебаться. Кроме того, следует учитывать, что физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому можно говорить лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Информация о работе Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию