Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:30, научная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить сформированные черты характера обучающихся 11 класса и их профессиональную направленность.
Объект исследования: сформированные черты характера обучающихся 11 класса.
Предмет исследования: соответствие сформированных черт характера обучающихся 11 класса с выбором типа профессии.

Содержание работы

Введение.
Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию
1.1. Понятие о характере
1.2. Психологические особенности юношеского возраста
1.3. Профориентация и профессиональное самоопределение.
1.4. Планирование профессионального будущего
2. Организация и содержание практической работы.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Работа для НПК. Текст.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Самыми важным новообразованием молодости  можно считать достижение социальной зрелости. Мы полагаем, что это обусловлено тем, что не существует универсальной зрелости для людей разных возрастов, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития того или иного возрастного периода. Поскольку в период молодости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, как уже говорилось, главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Таким образом, в отличие от подростка молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой — принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Иными словами, это овладение полным комплексом социальных функций взрослого человека, формирование новой взрослой идентичности. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости.

Для некоторых  людей достаточно сложным становится столкновение с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют их собственным представлениям. Если у молодого человека есть иллюзии, не соответствующие действительности, то сразу наступают и проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма. Нередко он довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Как писал К. Юнг, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия. Он не рассматривал вопрос о том, как же все-таки молодой человек преодолевает застревание на детской ступени сознания. Мы считаем, что это происходит лишь тогда, когда он в силу тех или иных обстоятельств вынужден перейти в отношении внешнего мира с позиции «дайте мне, я хочу» на позицию «я отдаю, я могу». Под «я отдаю» понимается отдача в широком смысле этого слова, т. е. создание материальных и культурных ценностей, необходимых обществу. Следует, однако, отметить, что позиция «я отдаю, я могу» не является сегодня общекультурным символом взрослости. Для современной России таким символом можно назвать финансовые достижения, т.е. сферу материальных благ и сферу власти. Но и этот символ не определяет субкультуру юности. Скорее он транслируется миром более старших поколений, т.е. происходит так называемая межпоколенная передача «эгоизма». Может быть, поэтому некоторые специалисты указывают, что массовый инфантилизм — это одна из характерных черт нашего современного общества. И наша страна во многом состоит из детей разных возрастов, стремящихся укрыться от ответственности либо в лоне государства, либо в семье . Интересно, что наличие у человека позиции «я отдаю, я могу» рассматривается Э. Фроммом как необходимая составляющая умения любить. Любить, писал он, — это прежде всего давать, а не брать! В этом воплощается сила человека, его духовное богатство. Способность давать, таким образом, является высшим проявлением жизнеспособности человека. Она приносит радость, потому что позволяет почувствовать себя нужным другим. По мнению Э. Фромма, человек, не умеющий бескорыстно давать, не способен к любви . Поэтому на необходимость смены в юности позиции «дайте мне, я хочу» на «я отдаю, я могу» нужно смотреть не только в аспекте взросления человека, но и через призму возможности любить и быть любимым, без которых невозможно человеческое счастье.

Понятно, что для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения — основную задачу развития в юности. Эта проблема имеет многовековую историю. Как отмечал В. Г. Горбачев, еще в известном литературном памятнике Древнего Вавилона — «Сказании о Гильгамеше» — звучала тема смысла жизни человека и его взаимоотношений с другими людьми. Необходимость представления человеком своего места в мире подчеркивалась древнекитайскими философами. А Сократ не только отмечал важность проблемы самоопределения человека в этом мире, но и указал на его предпосылку. По его мнению, это познание самого себя, без которого самоопределение становится невозможным.

В современной  литературе проблема самоопределения  существует в различных аспектах. Изучается самоопределение социальное, профессиональное, нравственное, семейное, религиозное.

В возрастном аспекте  проблема самоопределения наиболее глубоко была рассмотрена Л. И. Божович, хотя она говорила не о самоопределении  как таковом, а о формировании потребности в самоопределении. Потребность в самоопределении, по Л. И. Божович, — важнейшее личностное новообразование старшего школьного возраста. Оно включает в себя потребность в формировании определенной смысловой системы, объединяющей представления о мире и о себе самом, и подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле собственного существования. Можно предположить, что именно потребность в самоопределении, возникшая к началу юности, является отправной точкой решения вопроса о реальном самоопределении в течение этого возрастного периода.

В современной психологической  литературе наиболее последовательный подход к проблеме личностного самоопределения  предложен М. Р. Гинзбургом. Основа этого  подхода — представление о  ценностно-смысловой природе  самоопределения. Самоопределение, по М. Р. Гинзбургу, предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования. При этом важно отметить, что личностное самоопределение не завершается в юношеском возрасте. В ходе дальнейшего развития человек много раз приходит к необходимости поиска нового личностного самоопределения. И это хорошо, поскольку именно поиск во многом выступает основанием развития человека. Таким образом, можно сказать, что решение вопроса о личностном самоопределении в юности — одна из важнейших предпосылок развития в следующих возрастах.

Итак, мы рассмотрели основные задачи развития в юности. Однако необходимо иметь в виду, что решение их не ограничивается рамками юности. Многие исследователи полагают, что взросление необходимо рассматривать как стадию с открытым концом на том основании, что задачи взросления — пожизненные задачи, которые только начинают разрешаться в период взросления. И действительно, проблемы, встающие в ранней взрослости (смысл жизни, выбор профессии, создание семьи), могут быть не менее актуальны и в последующие жизненные периоды. Это созвучно с мыслью К. Г. Юнга о том, что большие жизненные проблемы никогда не разрешаются навсегда. Смысл и цель существования таких проблем заключается не в их разрешении, а в том, чтобы человек беспрестанно над ними работал. Это необходимо для поддержания процесса развития.

 

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное  и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается,  «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую  потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем  занимают центральное место в  его переживаниях.

1.3. Профориентация и профессиональное  самоопределение.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) - сознательный выбор человеком профессии, отвечающей его интересам и предполагаемой успешности, в результате ознакомления со спецификой избранной профессии.

Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах  системы среднего образования. Свои тесты проводят центры трудоустройства.

Система профориентации охватывает возраст  ребёнка с 1 по 11 класс, а также  касается и взрослых людей. Профориентация предполагает целый комплекс мероприятий, призванных помочь человеку сделать  личностно-профессиональный выбор, построить профессиональную и образовательную траекторию.

Традиционно профориентация разделяется  на несколько направлений: профдиагностика, профконсультирование, профинформирование.

Выбор профессии  – это не одномоментальный акт. Выбор  профессии состоит

из ряда  этапов,  сливающихся в один  процесс.  Причем,  продолжительность

этапов зависит  от:

- внешних условий;

- индивидуальных  особенностей субъекта выбора  профессии.

Профессиональное  самоопределение – процесс,  который  охватывает  весь

период   профессиональной   деятельности    личности:    от    возникновения

профессиональных  намерений до выхода из трудовой деятельности.

Профессиональное  самоопределение  –  существенная  сторона

общественного  процесса   развития   личности.   Выявление   особенностей

проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения  предполагает анализ  двух  систем.  С  одной  стороны,  это  личность  как  сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.  Данная система  включает  в  себя   целенаправленное   влияние   школы,   семьи, общественных  организаций,  литературы,  искусства   на   мотивы   выбора профессии.  Такая  совокупность   средств   профессиональной   ориентации призвана  обеспечить  решение  задач  профессионального   просвещения   и консультирования  учащихся,  пробуждение  профессионального  интереса   и склонностей, непосредственной  помощи  в  трудоустройстве  и  преодолении трудностей   этапа   профессиональной    адаптации.    Система    средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития  личности,  из  нее  личность  «черпает»  мотивы  и  цели  своей деятельности.

Процесс профессионального  самоопределения  обусловлен  возникновением,

расширением  деятельности  субъекта,  реализующей  его  связь  с   факторами профориентации.  Самоопределение  вплетено  в  эту   деятельность   как   ее компонент.

Очень часто  родители  предоставляют  ребенку  полную  свободу  выбора,

требуя тем самым от  него  самостоятельности,  ответственности,  инициативы. Случается,  что  родители  не  согласны   с   выбором   ребенка,   предлагая пересмотреть  свои  планы  и  сделать  другой  выбор,  считая,  что  он  еще маленький. Правильному выбору профессии часто  мешают  установки  родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в  той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.  Им  кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие  от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения  показывают, что в большинстве  случаев  дети  соглашаются  с

выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей  при поступлении в  какое-  либо учебное заведение. При этом дети, конечно же,  забывают,  что  работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Дружеские отношения  старшеклассников уже очень крепки и влияние их  на

выбор профессии  не исключено,  так  как  внимание  своего  профессионального будущего сверстников также  возрастает.  Именно  позиция  микрогруппы  может стать решающим в профессиональном самоопределении.

Каждый учитель, наблюдая за  поведением  учащегося  только  в  учебной

деятельности, все  время  «проникает  мыслью  за  фасад  внешних  проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно  интересов,  склонностей, помыслов,  характера,  способностей,  подготовленности  учащегося».  Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

В поведении  и жизни человека представления  о  ближайшем  и  отдаленном

будущем  играют  очень  важную  роль.  Профессиональный  план   или   образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и  характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на  будущее,  пути  и средства их достижения. Но планы различны по  содержанию  и  то,  какие  они зависит от человека.

Управление  профориентацией  только  тогда  научно,  когда  строится  с

учетом индивидуально-психологических особенностей  учащихся,  базируется  на знании динамической функциональной структуры личности.

Особое внимание нужно обращать на динамику интересов  учащихся,  на  их

склонности  в  процессе  учебы.  При   этом   крайне   важно   проектировать

возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель  заметит определенную   направленность    профессиональных    интересов    учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое  им,  то  он  обязан  отразить  это  в характеристике и убедить воспитанника, что даже при  небольших  способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда  просто  помочь  юноше  или  девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать  нормальным,  когда после окончания школы ученик не знает, способен ли  он  к  чему-нибудь,  где найти  занятие  по  душе.  Разглядеть  индивидуальность,  помочь  раскрыться способностям   и   склонностям   ученика   под   силу   учителю,   классному руководителю. Изучение  учащихся  –  одно  из   необходимых   условий  выявления индивидуально психологических  особенностей  в  целях  правильного

Информация о работе Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию