Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:30, научная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить сформированные черты характера обучающихся 11 класса и их профессиональную направленность.
Объект исследования: сформированные черты характера обучающихся 11 класса.
Предмет исследования: соответствие сформированных черт характера обучающихся 11 класса с выбором типа профессии.

Содержание работы

Введение.
Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию
1.1. Понятие о характере
1.2. Психологические особенности юношеского возраста
1.3. Профориентация и профессиональное самоопределение.
1.4. Планирование профессионального будущего
2. Организация и содержание практической работы.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Работа для НПК. Текст.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

профессионального самоопределения.

 

1.4. Планирование профессионального  будущего

Спросите у любого человека: как  он выбирал свою будущую профессию? Вряд ли кто-то внятно сможет обосновать свой выбор. Скорее всего, вы услышите, что так получилось, что родители посоветовали, что папа был военным, и я пошел по его стопам, что с другом за компанию и т. д. Другими словами, для большинства выбор профессии необдуманный, зачастую, спонтанный шаг.

Конечно, факт выбора профессии встает перед человеком относительно рано - в 17-18 лет. В таком возрасте достаточно сложно осознать в полной мере всю важность этого шага. Но последствия неправильного выбора могут быть очень печальными. Если выбранная вами профессия не подходит под ваш темперамент или склад ума? Например, вы получаете профессию бухгалтера, а оказалось, что работа с цифрами вам кажется нудной, да и усидчивость - это совсем не ваша черта характера?

Выбор профессии должен быть планомерным, детально обдуманным. Согласитесь, что, выбирая дело, на ближайшее будущее, а может быть и на всю жизнь, не стоит торопиться.

В процессе выбора профессии необходимо учитывать многие факторы.

Во-первых, ваши общие представления  о карьере и вашем будущем. Определите, кем бы вы себя хотели видеть через 10 лет. Когда вы ответите на этот вопрос, то часть профессий, которые к вашему представлению о будущем не имеют никакого отношения, можно смело исключить.

Во-вторых, необходимо учитывать свои склонности к определенным видам деятельности, свои пожелания. Например, вам нравиться часами сидеть за компьютером.

Третий немаловажный фактор - это  ваши способности, о которых вы знаете или еще предстоит узнать. Например, вы прекрасно рисуете, окончили художественную школу, или у вас выдающиеся математические способности.

Важным фактором при выборе дела жизни должен быть социальный спрос  на профессию. Необходимо изучить положение  на существующем рынке труда, прочитать  прогнозы аналитиков.

Идеальный вариант, когда все факторы  совпадаю, тогда выбор профессии очевиден. А если нет? Если вы, например, не представляете какой вид деятельности предпочитаете и какие у вас способности?

В сегодняшней России, как многим хочется надеяться, наступает время  профессионалов. Конечно, человек становится профессионалом не сразу, и траектории этого пути могут быть различными. Важно одно: профессионалы, специалисты любят свое дело, оно занимает важное место в жизни, приносит чувство радости, удовлетворения. Удовлетворенность работой достигается умелой, активной подготовкой человека к труду.

Каждый может научиться многим, разным делам, однако не всем сразу. И  приходится делать выбор. С выбора профессии  начинается профессиональное самоопределение, но на этом не заканчивается, и в  течение всей жизни происходит продолжение, утончение профессионального самоопределения. Хронологически период выбора профессии совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Поэтому профессиональное самоопределение рассматривается как самоопределение подрастающего человека – будущего профессионала. Профессиональное самоопределение отличается от мечтаний, связанных с будущим. Оно связано с планированием, обдумыванием профессионального жизненного пути в самом начале – профессиональном «старте».

Планируя свой профессиональный путь, нелепо предвидеть все заранее. Жизнь сложна, изменчива, и, в дальнейшем, человек будет делать выбор с учетом предоставленных жизнью возможностей. Однако, не спланировав свой личный профессиональный план (точнее «старт»), ребята застревают на неудачно выбранном пути: ни личности, ни обществу от этого проку нет. В своей жизни каждый человек в той или иной степени осуществляет разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное, семейное и т.д. Эти виды, так или иначе, взаимосвязаны. Так, личностное самоопределение является более широким понятием, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включается в личностное. Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельность. Помощь человеку в нем осуществляется более целенаправленно различными учебными заведения и специалистами, тогда как помощь в личностном самоопределении происходит достаточно хаотично, ведь научить быть «личностью» гораздо сложнее. Е.А.Климов считает, что обдумывание жизненного и, в частности, профессионального, трудового пути непременно способствует некоторому уменьшению неопределенности представлений о будущем.

Вхождение молодого человека в мир  труда и мир профессий происходит сегодня в условиях нестабильной, неопределенной ситуации в стране, неясности перспектив социального развития общества. Все это ведет к тому, что молодые люди с тревогой, опасением смотрят в завтрашней день.

Мир профессий чрезвычайно динамичен, изменчив. Специалисты насчитывают  в нашей стране более 7000 профессий. За последние годы появилось множество новых профессий, названия которых вызывают естественный вопрос «А что это такое?». Идет быстрый процесс обновления труда и складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Как правило, в личном опыте юношей и девушек отсутствует переживание успеха как личной победы, заработанной собственной активностью. Все это ведет к тому, что обучающиеся находятся в состоянии неопределенности и не готовы к эффективному поведению в условиях рынка труда.

Эта ситуация нередко становится причиной падения интереса у юношей и девушек  к выбору профессии, появление чувства  тревоги, возникновения неуверенности в возможности выбирать дело, которому человек мог бы посвятить себя более полно. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Именно поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

В отечественной психологии, педагогике накоплен богатый опыт в области  теории профессионального самоопределения. Исследования Е.А.Климова, С.Н.Чистяковой, Е.И.Головахи, А.Е.Голомшток, И.Н.Назимова и др. имеют важное значение для развития данного направления. Предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по наиболее существенному признаку – предмету труда: 1) человек – природа, 2) человек – техника, 3) человек – человек, 4) человек – знаковая система, 5) человек – художественный образ, - является наиболее известной и применяемой российскими психологами. Для поисков сходства-различия трудовых постов, составления формулы любой специальности можно воспользоваться обзорной систематикой мира профессий, представленной Е.А.Климовым и В.В.Пчелиновой в работе «Психология труда и инженерная психология». Широкое распространение получила методика ДДО             (дифференцированно-диагностический опросник) для выявления профессиональных интересов.

В условиях современной России, когда возрастают требования к творческой инициативе, самостоятельности человека, когда для достижения профессионального успеха ему необходимо реализовать имеющиеся у него способности, использование теоретических и методических разработок ведущих российских психологов является  необходимым условием для оказания эффективной помощи сегодняшним юношам и девушкам в выборе профессии, подготовке к будущему профессиональному образованию, дальнейшей трудовой деятельности.

 

  1. Организация и содержание практической работы

База проведения исследования является МОУ «Новоназимовская СОШ №4». Исследование проводилось на учащихся 11 класса в количестве – 15 человек. Сроки проведения исследования: 5 сентября 2009года по 15 января 2010г.

 

Первым шагом в исследовании было проведение анкеты « Профориентация подростка», с целью выяснения мотивов выбора учебного заведения; способов подготовки к поступлению в выбранное учебное заведение (приложение №1).

Вторым шагом в исследовании было выявление сформированных черт характера, типа темперамента. Для этого проводились тесты: «Тип личности» (приложение №2), «Черты характера» (приложение №»3), «Черты характера 2» (приложение №4),  «Определи свой темперамент» (приложение №5), «Интроверты и экстраверты» (приложение №6).

Заключительным шагом в исследовании стало выявление профессиональных предпочтений в соответствии со сформированными чертами характера. С этой целью были проведены тесты: «Методика Йовайши» (приложение №7), «Карта интересов» (приложение №8), «Индивидный тест» (приложение №9).

Результаты данных тестов обработаны и представлены в таблице (приложение №10).

Проведено процентное отношение результатов:

По чертам характера

  • Из 100% учащихся, относящихся беспринципным, скрытным, бездеятельным, нетребовательным к себе, 100% являются интровертами, относятся к социальному типу личности. Общие интересы: физика и математика.
  • Из 100% учащихся, относящихся к ленивым, замкнутым, слабохарактерным, но любующимися собой, 100%  являются экстравертами, флегматиками, относятся к артистически-интеллектуальному типу личности. Общие интересы: техника, военное дело, электро- и радиотехника.
  • Из 100% учащихся, относящихся к правдивым, но слишком скрытным, жизнь их осложняет не самое удачное сочетание самоуверенности и инертности, 100% являются экстравертами, флегматиками, относятся к социальному типу личности. Общие интересы: биология, спорт и физ-ра.

 

Экстраверты

Из 100% учащихся, относящихся к экстравертам, 66,5% относятся к сфере технических  интересов(«человек-техника»).

 

Флегматики  и сангвиники.

Из 100% учащихся, относящихся к флегматикам,  83,5% относятся к сфере работы с людьми («человек-человек»).

Из 100% учащихся, относящихся к сангвиникам, 100% относятся к сфере искусств («человек- художественный образ»).

По типам  личности.

Из 100% учеников, относящихся к социальному типу личности, 100%  предпочитают биологию.

Из 100% учеников, относящихся к артистическому типу личности, 100%  предпочитают музыку.

Из 100% учеников, относящихся к предприимчивому  типу личности, 100%  предпочитают технику.

Из 100% учеников, относящихся к интеллектуальному  типу личности, 100%  предпочитают военные  специальности.

 

3. Заключение

Первая жизненная проблема, с  которой сталкиваются старшеклассники  – это выбор профессии. И здесь  главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько своевременной, грамотной будет помощь ему в этот период, настолько правильным будет выбор учащегося.

Полученные данные показали, что  тип будущей профессии во многом зависит от индивидуальных личностных особенностей юношей и девушек, а именно от сформированных черт характера. Так  у 86,8% обучающихся выдвинутая гипотеза подтвердилась: сформированные черты характера совпадает с выбором типа профессии. А у 13,2%  наблюдаются несовпадения.

     Таким образом, планируя  свой профессиональный путь, нелепо  предвидеть все заранее. Жизнь  сложна, изменчива, и, в дальнейшем, человек будет делать выбор  с учетом не только своих  индивидуальных личностных особенностей, но и предоставленных жизнью возможностей.            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
  2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации экспериментальной работы. – М., НФПК. Сентябрь, 2005.
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М: Просвещение, 1993.
  4. Прыгин Г.С. влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников. М., 1987. С. 45-50.

Интернет-ресурсы:

  1. http://opsychology.ru/2008/03/29/stereotipizaciya/
  2. http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/%D1%F2%E5%F0%E5%EE%F2%E8%EF%E8%E7%E0%F6%E8%F
  3. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/72884
  4. http://www.csbt.ru/?p=metod_prof_ddo
  5. http://vse-professii.ru/
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Профориентация
  7. http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article/PS3/ps3-0274.htm
  8. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00063/46800.htm

 

 


Информация о работе Влияние сформированных черт характера в юношеском возрасте на профессиональную ориентацию