Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:34, курсовая работа
Актуальность исследования. Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвязи, когда люди по всему земному шару стали участникам единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Благодаря глобализации и мощи Интернета, люди от Каркаса до Каира имеют доступ к одним и тем же популярной музыке, новостям, кинофильмом и телевизионным программам. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случались, и передают репортажи о развитии событий на весь мир.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения СМК
1.1 СМК как социальный институт
1.2 Механизмы влияние СМК на подростков
Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних
2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК
Заключения
Библиографический список
План
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения СМК
1.1 СМК как социальный институт
1.2 Механизмы влияние СМК на подростков
Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних
2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК
Заключения
Библиографический список
Введение
Актуальность исследования. Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвязи, когда люди по всему земному шару стали участникам единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Благодаря глобализации и мощи Интернета, люди от Каркаса до Каира имеют доступ к одним и тем же популярной музыке, новостям, кинофильмом и телевизионным программам. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случались, и передают репортажи о развитии событий на весь мир.
Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием СМК на детскую аудиторию. Речь идет и о том, что те или иные СМК практически нарушают права ребенка, определенные документам ООН, не соблюдают возрастные ограничения при демонстрации сцен насилия на экране. Этой проблеме посвящены много исследований.
Проблемами теории и практики влияние СМК на несовершеннолетних занимаются Федоров А.В.(анализ правовых, культурологических, психологических, искусствоведческих и педагогических проблемах, связанные с воздействием, влиянием, следствиями контактов несовершеннолетней аудитории с изображением насилия на экране (кинематограф, телевидение, видео, компьютерные/видео игры и т.п.); Чабанянц М. Б (Криминологические аспекты влияния СМК на поведение несовершеннолетних); Собкин В.С ( Насилия на телеэкране); Шахновская Т.Г. (Дети и насилия на экране); Тарасов К.А. (Насилия в фильмах); Жмуров Д.В. (Компьютерные игры и подростковая агрессия) и другие.
Возросшее внимание к проблеме не назовешь случайным, так как в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Например, ежегодное количество убийств (на 100тысяч населения) в России – 20,5 человек. В США эта цифра составляет – 6,3 человек. В Чехии – 2,8. В Польше –2. По этому показателю наша страна делит первое место с Колумбией. В 2001году в России было совершено 33,6тысяч убийств и покушений на убийство, 55,7тысчя случаев причинения тяжкого вреда здоровья, 148,8тысяч грабежей, 44,8тысяч разбойных нападений. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия. Преступность несовершеннолетних во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем.
Объект исследования - влияние СМК на подростков и его проявление.
Предмет исследования - механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков.
Цель исследования –
проанализировать зависимость проявления
преступного поведения
Проблема исследования –
современные подростки
Задачи исследования:
1.Дать теоретическое обоснование изучения СМК.
2. Раскрыть понятие СМК как социального института.
3. Выявить механизмы влияния СМК на подростков.
4. Определить психолого-
5. Показать специфику
проявления преступного
6. Определить зависимость
проявлений преступного
Методы исследования - теоретический анализ литературы по теме исследования, а также изучение эмпирических исследований зарубежных и отечественных авторов.
Глава 1. Теоретические основы изучения СМК
1.1 СМК как социальный институт
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со времени он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования [8;333].
В энциклопедическом словаре институт имеет несколько значений: 1) модель действий и взаимодействий, фокусирующаяся на какой-либо центральной теме (напр., в экономике – рынок, в религии - церковь); 2) назв. Различных специализированных учебных заведений; 3) в дореволюционной Росси – назв. Привилегированного среднего уч. заведения закрытого типа; 4)совокупность норм право по определенному кругу общественных отношений (И. брака, И. наследования и т.д.).
Социальный институт – это исторический сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение конкретных социально – экономических и культурных потребностей. [6;396].
Социальный институт – сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой социальной структурой, глубиной интегрированностью своих элементов, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а следовательно, и всей системы. Это семья, государство, его органы, партии, системы образования, здравоохранения, научное и культурное учреждения, СМК и другое. [21;452].
Массовая коммуникация (от
англ. communication – массовое общение) –
систематическое
Массовая коммуникация (от лат. Communicatio – сообщение, передача) – один из массовых совр. Процессов производства и распространения информации ,(через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись). Используеться правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политич., эконом. Или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [6;291].
Массовая коммуникация – опосредованное общение, то есть такая форма общения, при которой почти отсутствуют личный контакт, непосредственное взаимодействие людей, постоянная и активная обратная связь, но сохраняется такие элементы личного общения, как сопереживания, соучастие и некоторые другие.[10;452].
Средства массовой коммуникации в начале XXI века проникли во все виды жизнедеятельности людей. Мир вступил в новый этап своего развития - информационное общество. Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются печатные издания, теле/радио/видео/кинопрограммы или иные формы массового распространения информации. В широком смысле СМИ рассматриваются как средства массовой социализации и включают всю культурную информацию, рассчитанную на массового потребителя.
В последние десятилетия ХХ века появились качественно новые средства массовой информации – телекоммуникационные, в которых осуществляется обратная связь между субъектами и объектами информационного процесса. Поэтому понятие «средства массовой коммуникации» (СМК, Медиа) включает и СМИ, и новые телекоммуникационные средства на компьютерной базе (глобальные компьютерные сети - Интернет).
Медиа используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня Медиа один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации
выполняют следующие социально-
Масса исследований проводилась с целью определить эффект от телевизионных программ. Большинство из них касалось детей, и это вполне понятно, учитывая количество часов, отводимых ими для просмотра, и возможные социальные последствия этого. Двумя наиболее исследуемыми является влияние телевидения на уровень преступности, а также характер новостей.[1;400] Оно может причинить детям вред, так как неумеренное потребление аудиовизуальной информации, содержащей натуралистические поданные сцены насилия:
1)внушает, что насилие
приемлемый путь решения
2)делает их равнодушными к человеческим страданиям;
3)вызывает страх стать жертвой насилия;
4)служит причиной применения насилия в реальной жизни.
Как отмечает, С.Р. Лэмсон, «дети приучатся к мысли, что насилие в обществе - это нормально, боятся стать жертвой преступника и менее готовы к тому, чтобы помочь жертве преступления. Они растут более агрессивными и жестокими».
В некоторых работах социологов СМК является – один из важных институтов общества. И то, что СМК является «четвертой властью», знали давно.
Как было, выше сказано СМК включает, в себя широкий спектр форм, таких как телевидение, газеты, фильмы, журналы, радо, реклама, видеоигры и компакт-диски. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидение, оказывают широкое влияние на нашу жизнь и на общественное мнение.
Радио
Технический прогресс индустриальной эпохи невозможно представить без радио. Именно радио стало основой «галактики» Маркони, который стал основоположником радиотелеграфии и сыграл важную роль в распространении радио как средства коммуникации. В 1897 году Маркони получил патент на аппарат электросвязи без проводов и организовал АО «Маркони и К°» (параллельно с ним успешные опыты по проведению сигнала при помощи электромагнитных волн проводил русский изобретатель А. С. Попов). В 1901 году Маркони впервые осуществил радиосвязь через Атлантический океан. В 1909 году ему была присуждена Нобелевская премия. [9;96]
У радио, как и у других СМК, есть свои секреты, своя магия. Оно приходит к нам осязаемо, "с приватной и интимной прямотой взаимоотношений". У него есть магическая способность прикасаться к далекому и забытому через исторический или литературный текст; оно расширяет и наше восприятие современного мира. Будучи мощным фактором аудитной культуры, радио гораздо больше, чем телефон и телеграф, соперничает с письменной культурой и природой самой человеческой речи. По сути, в 1920-е -1940-е годы радио заметно потеснило «галактику Гутенберга» с ее письменными, визуальными ценностями.
С появлением радио произошли
коренные изменения в драматургии
и поэзии (как явлениях «высокой»
культуры), в прессе, системе рекламы.
Нельзя проигнорировать и способность
радио (наряду с кинематографом) «ретрайбализировать»
человечество и почти мгновенно
превратить индивидуализм в коллективизм
социалистического или
М. Маклюэн первым поднял
вопрос о роли СМК, пытаясь обосновать
человеческое равнодушие к социальным
последствиям этих радикальных сил.
Он недоумевал, почему фонетический алфавит
и печатное слово, взорвавшие племенной
мир и превратившие его из «закрытого»
в «открытое» общество. Функционирующее
в рамках специализированных знаний
и действий, до сих пор не исследованы
в роли «магического трансформатора»,
почему столь же малое внимание уделено
электрической мощи «мгновенной
информации», которая обращает социальный
взрыв в организационного человека,
в разрастающиеся вширь империи,
почему, наконец, игнорируется психическое
воздействие электронных
Радиовещание продолжает сегодня довольно интенсивно развиваться. Число каналов растет, и все больше ориентируется на целевые аудитории (это молодежные каналы, различные каналы для любителей музыки и др.). Вместе с тем каналов радиовещания, транслирующих программы на всю Россию, немного. И лишь несколько из них охватывают больше аудитории. Это государственные каналы «Радо России», «Маяк», «Юность», «Орфей», а также коммерческие «Русское Радио», «Европа плюс», «Радио-1», «Доброе радио» и некоторые другие. Среди каналов, охватывающих сравнительно большие аудитории радиослушателей можно выделить лишь два, где представлены передачи связанные с книгой и литературой. Это канал "Радио России" и "Радио-1". Наибольшая аудитория у "Радио России" - ведущего государственного канала, который охватывает 96% аудитории страны (в том числе 91,2% сельского населения). Этот канал любят многие радиослушатели в России, и особенно он популярен в сельской провинции. На нем существует ряд передач, поддерживающих чтение и книжную культуру. Это, прежде всего, такие передачи, как "Что читать?", "Книговорот", "Воскресная лапша", "Из старых фолиантов", "Открытая книга", "Классика в полчасика", а также радиоспектакли и др. Есть и передачи с обзорами прессы: "Пресса по диагонали", "АиФ-радиоверсия". На этом канале представлены любимые детьми программы, которые сделаны с учетом детского восприятия. В них действуют игровые и сказочные персонажи, звучат любимые детские песенки. Среди них популярная у детей передача "Детский остров", в которой довольно часто присутствуют представители издательства (и одноименного журнала) "Колобок и два жирафа". В передаче "Литературные чтения" периодически читают и сказки для детей (например, "Конек-горбунок" П. Ершова). Для подростков и юношества есть воскресная передача "Ловушка для подростков", которую любит эта аудитория. Однако издаваемые для подростков книги и повести в журналах в ней обсуждаются довольно редко (возможно, и в связи с тем, что у нас мало издается художественной литературы для этого возраста). В целом же, с нашей точки зрения, несмотря на то, что общая концепция и репертуар этого канала радиовещания гораздо гуманнее и ближе к интересам аудитории, чем, например, телевидение, тем не менее, и здесь число передач для детей и, особенно, подростков ограничено. [23;2].
Телевизионное вещание
Телевидение — особый вид CMК, оно формировалось в Западной Европе и США в условиях завоеванной всеми СМК свободы информации. В СССР первые опыты по выпуску телепрограмм проходили в 1938 — 1940 годах в условиях тоталитарного режима; и хотя массовым телевещание становится в 1950-х —1960-х годах.
Информация о работе Влияние смк на преступное поведение у подростков