Влияние смк на преступное поведение у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Мы живем в эпоху всеобщей взаимосвязи, когда люди по всему земному шару стали участникам единого информационного миропорядка. Это во многом результат международного масштаба современных коммуникаций. Благодаря глобализации и мощи Интернета, люди от Каркаса до Каира имеют доступ к одним и тем же популярной музыке, новостям, кинофильмом и телевизионным программам. Круглосуточные новостные каналы сообщают нам о происшествиях сразу же, как только они случались, и передают репортажи о развитии событий на весь мир.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения СМК
1.1 СМК как социальный институт
1.2 Механизмы влияние СМК на подростков
Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних
2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК
Заключения
Библиографический список

Файлы: 1 файл

влияние смк на прест поведение у подростков.docx

— 69.96 Кб (Скачать файл)

Телевидение сегодня - это  главный источник информации, развлечения, арена для пропаганды взглядов и  рекламы товаров, а также непременный  атрибут дома, почти член семьи. Как взрослые, так и дети, час за часом проводят перед телевизором. Нормы и ценности, модели социального поведения, стереотипы, которые мы видим на экране, так или иначе, влияют на формирование нашего представления о мире в целом и обществе. Телеведущие и актеры, играющие в «мыльных операх», становятся звездами наряду с киноактерами, поп-исполнителями и чемпионами спорта. Будучи мощной индустрией, телевидение часто бывает соблазнительной мишенью для критики. [3;397].

ТВ обвиняют в дезинформации, распространении ложных идеалов  и мифов, в причастности к росту  агрессии в обществе, падении интереса к чтению и психологическом манипулировании  людьми. В мире существует немало телевизионных систем: различные технические системы производства и распространения информации, региональные телевизионные системы, обслуживающие ту или иную территорию, национальные системы. При всем этом важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому глобальному информационному пространству.

По способу трансляции телевидение (государственное и  частное) разделяется на антенное (традиционное, классическое, трансляционное); спутниковое (национальное, региональное, глобальное); кабельное; титровое (видеотекст, телетекст). По типу деятельности телевизионные  агентства делятся на вещательные (часто с собственным телепроизводством  и эфирным каналом); программа производящие (продюсерские фирмы); дистрибьюторские. По охвату аудитории – на межгосударственные, национальные, региональные. [9,103]

Телевизионные программы  можно дифференцировать по тематическому (информация; музыка; кино; культура и искусство и т.д.); аудиторному (для детей; для молодежи; для пенсионеров и т.д.); национальному; территориальному; временному признакам. Вожен и источник финансирования канала: государственный бюджет, абонементная плата телезрителей, доходы от рекламы, взносы спонсоров и благотворительных фондов, общественных организаций); аренда (деньги партий, общественных движений, организаций, частных лиц и т.д.). В целом основные телевизионные жанры (новости, репортаж, интервью и др.) во многом соотносятся с аналогичными жанрами прессы и радио.

Как и в случае с прессой  и радио, сетка телевещания регулируется в соответствии с общественными  запросами – от передач «для всех» (развлечения и информация) до специализированных рубрик, адресованных меньшинствам (национальным, этническим, профессиональным, сексуальным  и т.д.). Оптимальный выбор времени  телепередачи обусловлен ее содержанием – темой, жанром, а также особенностями аудитории. Среди наиболее популярных телевизионных текстов – сериалы и ток-шоу. Последние являются передачами, где присутствующие в студии зрители задают гостям программы вопросы. Ведущий шоу, как правило, выступает в роли посредника между зрительской аудиторией и гостями, хотя и сам активно задает вопросы, как гостям, так и аудитории. Тематика ток-шоу разнообразна (политика, спорт, культура, бизнес и т.д.).

Сериалы (многосерийные  телевизионные фильмы) в большинстве  случаев рассчитаны на широкую аудиторию, хотя могут ориентироваться и  на более узкий спектр публики. Типичные жанры сериалов – мелодрама, полицейская/криминальная драма, детектив, фантастика, комедия  и др. В отличие от кинофильмов  сериалы могут иметь длительность до двухсот и более часов экранного  времени, что позволяет им (в случае успеха) быть как бы «параллельным  миром» жизни и оказывать существенное влияние на вкусы и предпочтения аудитории.

Можно по-разному относиться к роли телевидения в современном  мире, но нельзя не признать его огромный потенциал воздействия на аудиторию, особенно на детскую и подростковую [19;16]

Интернет

В последнее время развитие Интернета в России идет очень  быстро. И самой активной в работе с ним является молодежная, а также  юношеская и подростковая аудитории. Так, не смотря на то, что Интернет доступен в основном в больших городах, и его аудитория составляла в  начале 2000 г. в России около 4,3% , по данным всероссийского исследования "Подростки в информационном мире" (проведенного в 1997 г.) уже 4,6% подростков и юных пользователей путешествовало по сети.

Сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой  среды для потоков медиатекстов. Форма организации таких каналов  передачи информации получила название Интернет (компьютерная сеть, которая  объединяет национальные, региональные сети, где происходит свободный обмен  медиатекстами). Интернет – это глобальная коммуникационная интерактивная среда, включающая межличностную и публичную  формы общения (как индивидуальную, так и групповую). Главное достоинство  Интернета – интерактивность, позволяющая взаимодействовать с аудиторией в диалоговом режиме. В Интернете осуществляется общение по электронной почте, в форумах, сетевых конференциях и «чатах». Здесь можно пересылать факсимильные сообщения, скачивать файлы, играть в игры разной степени сложности, делать покупки товаров и услуг, слушать музыку, радиопередачи, смотреть фильмы и телепрограммы. Таким образом, мы имеем дело с мультимедийной передачей информации, ранее поступавшей от отдельных видов Медиа (прессы, радио, кинематографа, телевидения и др.). [3;410]

Существует огромное множество  Интернет-порталов, как дублирующих  информацию реальной прессы и телевизионных  каналов, так и оригинальных, самобытных сетевых изданий, функционирующих  только в виртуальном мире. Многие порталы содержат архивы (базы данных), где хранится разнообразная информация. Они снабжены поисковыми программами, которые позволяют по ключевым словам, дате и фамилии автора найти необходимые  медиатексты.

В отличие от прессы, радио, кино и телевидения, Интернет, как  правило, не контролируется и не цензурируется. Отсюда и использование некоторыми сайтами ненормативной лексики, генерации разнообразных компьютерных вирусов и пр. [19;18]

Появление новых средств  массовой информации всегда вызывает интерес у деятелей сферы образования, и Интернет не стал исключением. Процесс компьютеризации школ и высших учебных заведений и интернет-образования педагогов и учащихся приобрел значительные масштабы: проводятся курсы обучения компьютерной грамотности для преподавателей, школы и вузы получают доступ к сети Интернет, книжные магазины пополняются литературой по этой теме и т.д.

Одним из позитивных аспектов использования компьютерных технологий в обучении стал доступ к небывалому до сих пор количеству аутентичной  информации. Если до недавнего времени  главным источником знаний был учебник, то сейчас любой школьник и студент  может виртуально посетить Музей  Метрополитен в Нью-Йорке, послушать  интервью с премьер министром  Великобритании или посмотреть выпуск новостей CNN он-лайн. Еще одна возможность, которая открылась благодаря  появлению компьютерных технологий, связана с их использованием как  инструментов организации и коммуникации виртуальных курсов (on-line courses). Однако у интеграции новых Медиа в процесс обучения есть и свои недостатки, например, часто многообещающий CD-ROM оказывается лишь более красочной версией учебника с традиционными упражнениями, «упакованными» в новый формат. А школьники, получив задание найти нужную информацию в Интернете, теряются в море различных сайтов, гиперссылок и не могут отличить главное от второстепенного, аутентичные данные от сомнительных, факты от пропаганды. Поэтому, наряду с использованием Интернета как источника материалов для образования, надо помочь учащимся перейти от роли пассивных потребителей к роли более активных, творческих личностей, умеющих находить, анализировать и передавать информацию с помощью современных технологий, и, будем надеяться, достаточно мотивированных и подготовленных для самостоятельного развития[19;18].

Газеты

Современные газеты берут  начало от памфлетов и информационных листов, печатавшихся и распространявшихся в 18 веке. Газеты стали «ежедневными», с тысячами, а порой и миллионами читателей, лишь начиная с конца 19 века. Газета – фундаментально важное явление в истории современных  СМК, поскольку она включала в  себя много различных типов информации в компактном и легко воспроизводимом  формате. В одном выпуске газеты содержалось информация о последних  событиях, о развлечениях и товарах  для потребителя.[2;397].

Доминанта телевидения в  социуме заставляет прессу (столичную  и региональную) все чаще дифференцировать целевую аудиторию, искать привлекательные форматы изданий.

Группа общенациональных газетных изданий представлена общественно-политическими  или универсально-тематическими  газетами. Их универсальность проявляется  в полифункциональности (то есть в  реализации всех базовых функций  Медиа) и в степени информационного  охвата всех сфер социокультурной жизни.

Статус общенационального  периодического издания зависит  от ряда факторов, прежде всего - от степени  распространения в географическом и социальном пространствах. На первый план тут выходят информационная и аналитическая функции. Формат качественной общенациональной прессы предполагает неангажированный социальный диалог, свободные, аргументированные высказывание его участников – с четким разделением фактов, их анализа и комментариев. Грамотное построение «новостей дня» как панорамы состояния общества требует разнообразных надежных источников информации (специализированные агентства, корреспонденты и т.д.). [9;88]

Главное преимущество локальной  прессы – акцентирование положения  дел именно в данном регионе, то, о чем столичная пресса или  пресса мегаполисов, как правило, не пишет.

Анализ содержания как  общих, так и тематических изданий  дает основание сформулировать функции  прессы в целом: коммуникативную, информационную, познавательную, аналитическую, просветительскую/образовательную, воспитательную, социализационную, организаторскую, развлекательную и др.

Типологию прессы можно  представить в соответствии со следующей  систематизацией: а) пресса «для всех и  обо всем» (общественно-политические газеты, информационно-рекламная пресса, развлекательная пресса); б) пресса для широких кругов публики, но вместе с тем – для определенного социального/возрастного/гендерного слоя, и потому менее тиражная: деловая, партийная, культурно-просветительная, национальная/этническая, молодежная, детская, женская и т.д.; в) узко специализированная по социальному адресу пресса: для автомобилистов, охотников, собаководов, спортсменов, ученых (как правило, дифференцированная по различным областям знаний) и т. д. [19;14]

Рекламная пресса, рассчитанная на формирование спроса и стимулирование сбыта, также весьма престижная и доходная сфера бизнеса (рекламно-информационные издания; пресса частных бесплатных объявлений; пресса по оптовой торговле).

Особое внимание в последнее  время придается прессе для детей  и молодежи (часть такого рода изданий  выпускается самими школьниками  и студентами). Здесь важен характер аудитории, для которой она предназначена: (дошкольники (от 3 до 6 лет); младшие школьники (от 7 до 10 лет); подростки (от 11 до 15 лет); старшеклассники (от 15 до 17 лет), студенты (от 17 до 22-25 лет) и т.д. Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического и социального развития, поэтому в зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяется его содержание, структура, форма и объем.

Дошкольники тянутся к  сказочным, фантастическим сюжетам, к  игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, игровой форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать. Воспринимать содержание изданий им помогают «гиды» – обычно это сказочные или комиксные персонажи. [9;92]

В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен  процесс их дифференциации по интересам  аудитории. У ребят в этом возрасте возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы. Их начинают интересовать различные  аспекты взрослой жизни: новости  шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура. Эти потребности в той или  иной степени удовлетворяются (в  том числе и так называемой бульварной или «желтой» прессой, использующей молодежный сленг).

В прессе для молодежи в  еще большей степени, чем в  прессе для подростковой аудитории, главное место уделяется новостям шоу-бизнеса, видео, кино, спорта, моды, личной жизни звезд поп-музыки, кино и телевидения, спорта и т.п. Очень часто составной частью подобных изданий становятся игровые элементы, элементы соревнования на право называться самым находчивым, любознательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды и т.д.) [19;13].

Т. о., средства массовой коммуникации (СМК) – это исторически сложившийся  специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории  в соответствии с плановыми установками  общественно-политической системы.

Говорить о том, что  СМК (а Интернет уже прочно занял  свое место в этой системе) является четвертой властью в стране, думается, не только банально, но, если честно, и  не совсем корректно. В нашей стране в силу определенных объективных  причин СМИ являются более могущественной властью, чем официальные государственные  структуры. Если принять во внимание, что государство финансирует  только 20% деятельности Всероссийской  гостелерадиокомпании, а остальные  средства добываются в основном с помощью рекламы, то становится понятно, почему рейтинговый фактор остается для СМК определяющим.

 

1.2 Механизмы влияния СМК на подростков

 

В рамках социальной педагогики подростковый возраст – это этап от 10-11 до 15лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится  к числу критических периодов возрастного развития, связанных  с кардинальными изменениями  в сфере сознания, деятельности и  системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием  организма в процессе полового созревания, что сказывается на психофизиологических особенностях подростках. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростка составляет общение  в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны активное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы  и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как  к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий  для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может  принимать уродливые формы и  приводит к отклоняющемуся поведению. [13;210].

Информация о работе Влияние смк на преступное поведение у подростков