Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
В ХХ-ом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. Я не случайно посвятили последний пункт курсовой работы теме влияния телевидения. Ибо оно производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.
Введение ..3
ГлаваI. Средства массовой коммуникации
как средство развития личности подростка
1.1 Влияние массовой коммуникации на формирование
мировоззрения личности ..6
1.2 Личность подростка и средства массовой коммуникации 10
Глава 2. Изучение влияния средств массовой коммуникации
на развитие личности подростков
2.1 Исследование влияния телевидения
на личностное развитие подростков 22
2.2 Исследование влияния интернета
на личностное развитие подростков………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
«Влияние средств
массовой коммуникации на развитие личности
Содержание
Введение ..3
ГлаваI. Средства массовой коммуникации
как средство развития личности подростка
1.1 Влияние массовой коммуникации на формирование
мировоззрения личности ..6
1.2 Личность подростка и средства массовой коммуникации 10
Глава 2. Изучение влияния средств массовой коммуникации
на развитие личности подростков
2.1 Исследование влияния телевидения
на личностное развитие подростков 22
2.2 Исследование влияния интернета
на личностное развитие подростков………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества - Средства массовой коммуникации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.
СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.
Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия СМИ становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМИ сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая.
Средства массовой коммуникации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления.
Средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке.
Актуальность исследования обусловлена постоянно изменяющимися воздействиями массовой коммуникации на человека. Выводы данного исследования могут быть использованы для воздействия на человеческую психику, а также для профилактики поведения у подростков.
Объектом данного исследования являются психологические аспекты в формировании личности подростков;
Предметом выступает влияние массовой коммуникации на развитие личности подростков.
Целью курсовой работы является изучение влияния средств массовой коммуникации на формирование личности подростков с помощью методов психологического исследования.
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую основу составили.
Идеи: Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Н. Луман, Т. Лукман, П. Бергер, Ж. Бодрийар.
Дидактические основы: Лончаков А.П., Гончаров А.В., Махов Ф.С. и мн. др.
Теоретические основы: Г.Н. Горшенков, Н.Л.
Денисов, В.М. Есипов, М.Н. Зацепин, В.И.,
Зажицкий и мн. др.
Глава
I. Средства массовой коммуникации
как
средство развития личности
1.1 Влияние массовой коммуникации на формирование
мировоззрения личности
Вопрос о влиянии средств массовой коммуникации на личность в настоящее время очень актуален не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Становление личности происходит под прессом массовой коммуникации, который носит неоднозначный характер и не всегда положительно сказывается на формировании мировоззрения.
Массовая коммуникация влияет на личность с самого рождения. С детства это просмотр детских передач по телевизору и радио, конкурсы и т.д. Детство, время становления личности, а массовая коммуникация одно из средств этого становления. Особенно важно эстетическое, нравственное и художественное содержание информации доносимой до потребителя, так как духовно-нравственное, эстетическое, художественное и особенно психологическое становление личности важно в детском возрасте и носит определяющий характер. [8, с. 35].
Из приведенного выше следует,
что массовая коммуникация, пользуясь
невзыскательностью интеллектуальных
и эстетических запросов потребителя,
непросвещенностью людей в
Как известно, средства массовой информации – это распространение информации, ориентированной на восприятие различными группами людей.[6, с. 73].
Сегодня учеными и специалистами многих стран ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей создать ориентиры воспитания для подростка. Соблюдение правил информационной «гигиены» приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, от возраста подростка до преклонных лет, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни и виды деятельности, имеющие возможности положительного влияния на социализацию и воспитание подростка? Это: трудовая; общественно-политическая; учебная; бытовая; социально-культурная; досуговая деятельность. [8, с. 18].
Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, развитием средств массовой информации для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.
Общественно-политическая деятельность, в которую подросток, что бы ни говорили, активно вовлекается средствами массовой информации, обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет подростку реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетировании, голосованиях, дискуссиях и т.д. Указанная данность помогает выработке активной жизненной позиции молодого человека. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера. Данный аспект представляет собой смесь интерактивного телевидения и компьютерной техники, что может быть очень интересно для подростка, постоянно интересующегося новинками техники. [10, с. 68].
Учебная деятельность. Сейчас
активно развивающаяся
Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры, ставшие сегодня за рубежом, в связи с развитием Интернета, проводниками средств массовой информации, в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых, воспитательных и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также является: - обеспечение информационных потребностей людей и, в частности, вступающих в активную общественную жизнь, подростков (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.). [10]
Социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий средств массовой информации, в их соединении со средствами массовой информации и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно, не только на воспитании, науке и игре, но и на искусстве.
Досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция реализации средствами массовой информации развития «инфоразвлечений». Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений. Данные игры, очень часто реализующие себя в Интернете под руководством какого-либо электронного средства массовой информации помогают, при правильной разработке своего материала (а на это сейчас зарубежные производители и педагогические организации денег не жалеют), не только оторвать подростка отрицательного влияния уличной среды, но и вовлечь его в жизнь, регулируемую стремлением к познанию. [14].
Таким образом, происходящее в настоящий момент соединение средств массовой информации и новейших компьютерных технологий позволяют активизировать воспитательное воздействие на подростков. Конечно, важно отметить, что здесь особое значение приобретает качество материала, предлагаемого подросткам подобными системами средств массовой информации. Разработанная система кодов и паролей, конечно же, не обеспечивает полностью закрытость той или иной, вредной для подростка в становлении его личности информации, но минимализирует эту защиту, тем самым отвечая на справедливую для своего времени критику о развращающем воздействии средств массовой информации на подрастающее поколение.
При активном воздействии такого рода современного симбиоза средств массовой информации и новейших технологий, возникает опасность оторванности от реальной жизни. Но активно реализуемая сегодня программа экологии воспитания позволяет избежать этого. Опытные психологи и педагоги непременно участвуют при разработке того или иного материала, предназначенного для подростков, тем самым сводят указанную опасность до минимальной и средства массовой информации оказывают положительное влияние на процесс воспитания подростка.
1.2 Личность подростка и средства массовой коммуникации
Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.
Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на развитие личности