Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа
В ХХ-ом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. Я не случайно посвятили последний пункт курсовой работы теме влияния телевидения. Ибо оно производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.
Введение ..3
ГлаваI. Средства массовой коммуникации
как средство развития личности подростка
1.1 Влияние массовой коммуникации на формирование
мировоззрения личности ..6
1.2 Личность подростка и средства массовой коммуникации 10
Глава 2. Изучение влияния средств массовой коммуникации
на развитие личности подростков
2.1 Исследование влияния телевидения
на личностное развитие подростков 22
2.2 Исследование влияния интернета
на личностное развитие подростков………………………………………25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.
Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.
Рассмотрим подробнее, что плохого может приключиться с подростком, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине:
Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.
Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.
Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.
Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон.
Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.
В настоящее время Интернет
представляет собой "мир" параллельный
нашему, в котором достаточно много полезного
для пользователей, но также в сети очень
много отрицательного. Человек, "входящий"
в первый раз в сеть обычно получает хорошее
впечатление об Интернете. Но первое впечатление
обманчиво! И понимаешь это со временем.
Чем больше работаешь в Интернете, тем
больше видишь в нём не только плюсы, но
и минусы. Но, к сожалению не все могут
понять и осознать, как Интернет заполняет
наше сознание. И отличить то, что хорошо,
а то, что плохо, уже не можем.
Глава 2. Изучение влияния средств массовой коммуникации
на развитие личности подростков
2.1 Исследование влияния телевидения
на личностное развитие школьников
В моей исследовательской работе помимо теоретической части было проведено практическое исследование, методом анкетирования и методом беседы.
При анкетировании была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определить осознание информационной сфере mass-media.
В период проведения исследования (6 дней) было опрошено 42 школьника возрастом 12-17 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения выводов исследования половые различия школьников не учитывались):
Среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Подростки смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до 00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. В ходе исследования анкет была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00.
Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны не только среди молодежи, но и среди старшего поколения.
Затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, я сделал вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию школьника как личности.
Беседа проводилась после заполнения анкет, состоящих из 7 вопросов, она проводилась в свободной форме, поэтому вопросы беседы в своей практической части я указывать не буду. Была поставлена цель – выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определить осознание ими всего отрицательного в информационной сфере mass-media.
Данные беседы, проводимой после анкетирования с каждым школьником наедине, позволяют сделать следующие выводы: смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6% учащихся старших классов, слушать магнитофон, плеер – 69,6%, проводить время с друзьями – 67,4%, смотреть видеозаписи – 51,7%, читать книги 45,1%, общаться в кружке, секции – 39,2%, читать газеты и журналы – 37,1%, общаться по телефону – 34,8%, общаться со своей девочкой или своим мальчиком – 27,4%, играть в компьютерные игры – 21,3%, проводить время с родителями и другими взрослыми – 19,4%, обмениваться информацией по компьютерной сети – 4,7%, путешествовать по компьютерной сети – 3,1%. Эти данные можно представить в данной диаграмме.
В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем выше стоящие инстанции на СМИ. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.
2.2 Исследование влияния интернета
на личностное развитие подростков
Объектом во второй части исследования выступили студенты Рязанского городского университета факультета психологии ФП (в количестве 18 человек) и студенты из других факультетов ДФ (в количестве 17 человек).
Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ респондента.
положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?
какие сайты вы чаще всего посещаете?
Виртуальные энциклопедии и книги;
Чаты и форумы;
Виртуальные музеи;
Поисковые системы;
Сайты содержащие фото и видео эротического содержания;
игровые сайты;
сайты содержащие музыку и фильмы;
сайты виртуальных знакомств;
сайты СМИ;
сайты с готовыми докладами и рефератами;
В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.
Диаграмм № 1.
1 ФП
Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"
Всего в опросе принимало участие 18 человек.
Общая таблица и диаграмма результатов опроса:
положительно |
отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
9 |
2 |
7 |
По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 11% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 39% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть студентов группы ФП, не понимает положительных и, более всего, отрицательных влияний Интернета.
Диаграмм № 2.
1 ИМ
Вопрос 1: "положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?"
Всего в опросе принимало участие 17 человек.
Общая таблица и диаграмма результатов опроса:
положительно |
отрицательно |
Затрудняюсь ответить |
15 |
1 |
1 |
По данным диаграммы 88% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 6% считает, что Интернет несет отрицательное влияние на подростка, 6% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что как студенты группы ФП, группа ДФ также не понимает опасности психического вреда от Интернета.
Диаграмм № 3.
1 ФП
Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"
Всего в опросе принимало участие 18 человек
Виртуальные энциклопедии и книги 11
Чаты и форумы 9
Виртуальные музеи 2
Поисковые системы 6
Сайты содержащие фото и видео эротического содержания 5
игровые сайты 15
сайты содержащие музыку и фильмы 10
сайты виртуальных знакомств 7
сайты СМИ 9
сайты с готовыми докладами и рефератами 17
По данным диаграммы можно установить, какой направленности сайты посещают студенты группы ФП, для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия Интернета на подростков, зная какие сайты более интересны среди молодежи.
Диаграмм № 4.
1 ДФ
Вопрос 2: "какие сайты вы чаще всего посещаете?"
Всего в опросе принимало участие 17 человек
1. Виртуальные энциклопедии и книги 10
2. Чаты и форумы 7
3. Виртуальные музеи 1
4. Поисковые системы 7
5. Сайты содержащие фото
и видео эротического
6. игровые сайты 11
7. сайты содержащие музыку и фильмы 15
8. сайты виртуальных знакомств 5
9. сайты СМИ 3
10. сайты с готовыми
докладами и рефератами 17
По данным диаграммы можно
установить, какой направленности сайты
посещают студенты группы ДФ, для проведения
лекции или беседы, по поводу положительного
или отрицательного воздействия
Интернета на подростков, зная какие
сайты более интересны среди молодежи.
Заключение
Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Также перед нами был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере влияния СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.
В ХХ-ом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных масс-медиа. Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. Я не случайно посвятили последний пункт курсовой работы теме влияния телевидения. Ибо оно производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.
Я считаю, что педагог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации.
В заключение данной темы о воздействии средств массовой коммуникации, информации и пропаганды на массовое психическое сознание (подсознание) подрастающего поколения нужно сказать о путях противостояния « массовой культуре»:
— Формирование критического мышления, навыков анализа, умения работать с информацией, и т.п.
— Формирование индивида как личности;
— Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);
— Лекции по манипулированию личностью и массами средствами массовой коммуникации, информации и пропаганды;
Информация о работе Влияние средств массовой коммуникации на развитие личности