Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:26, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психологической личности и экспериментально проверить влияние темперамента на выбор будущей профессии у подростков.
Объектом исследования данной работы является темперамент, личностные качества подростка и профессиональный выбор.
Введение 3
1. Учения о темпераменте 5
1.1 Иммануил Кант 6
1.2 П.Ф. Лесгафт 6
1.3 Э. Кречмер. 7
1.4 Учение И.П.Павлова о темпераменте. 9
2. Компоненты темперамента 13
2.1 Темперамент и характер 15
2.2 Темперамент и деятельность 16
3. Учет индивидуально-типологических особенностей студентов в процессе обучения Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Психологические портреты учащихся с разными типологическими свойствами 22
3.2. Исследовательская работа 25
3.3 Практическая часть второй группы Ошибка! Закладка не определена.
3.4 Основные характеристики психологического типа Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 27
Список использованных источников 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник Айзенка «Определение типов темперамента» 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
Институт градостроительства управления и региональной экономики
ФГОУ ВПО «Сибирского
Кафедра «Социальных технологий»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Влияние типов темперамента
на профессиональную деятельность»
Работу выполнил:
Ст-т гр. ВИС 704
Кафедры социальных технологий СФУ
Кийкова А.А.
Научный руководитель:
Емец Ю.Н.
Красноярск 2008
Актуальность этой работы состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам о профессиональном выборе в зависимости от психологических качеств.
Мотивы, побуждающие человека выбрать ту или иную профессию, могут быть разными. Иногда профессию выбирают, потому что она престижна, модна или название её звучит красиво. Часто решающим фактором бывает пример друзей или советы родителей. Но я считаю, что выбор профессии должен зависеть так же от личностных особенностей, характера и типа темперамента. Для того, чтобы лучше разобраться в своих интересах, умениях, желаниях, определить профессиональную направленность, можно обратиться к каким-либо психологическим методам: экспериментам, анкетам, тестам, беседам и т.д.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психологической личности и экспериментально проверить влияние темперамента на выбор будущей профессии у подростков.
Объектом исследования данной работы является темперамент, личностные качества подростка и профессиональный выбор.
Предмет исследования – особенности темперамента, влияющие на выбор профессии.
Гипотеза состоит в том, что личностные особенности подростков обуславливают профессиональный выбор. Характер человека влияет на построение планов и определение перспектив своей жизни в рабочей области.
Задачи этой курсовой работы:
Для проведения диагностики личностных особенностей и профессиональной деятельности в зависимости от темперамента подростков были использованы методики на выявление темперамента и профориентации.
Учение о темпераменте имеет давнюю сложную историю. На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
Создателем учения о
темпераментах считается
В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И.Кантом («Антропология», 1789)
Иммануил Кант говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле. К чему относят также тепло или холод при обработке этих соков).
Он разделял позицию
сторонников гуморальных
Близко к гуморальным теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения в частности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и формы сердца и т.д.. при этом малому просвету с толстыми стенками сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету с тонкими стенками – сангвинический, большому просвету с толстыми стенками – меланхолический и, наконец, большому просвету и тонким стенкам – флегматический.
Калибром сосудов и толщиной их стенок определяется, согласно теории Лесгафта, быстрота и сила кровотока, затем(как производное) скорость обмена веществ при питании и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутренних стимулов.
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения.
Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа. Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строение. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). С названными типами строения тела Кречмер соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению, в отличие от него циклотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. У. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им выделены 3 типа: эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); мезоморфный(из мезодермы образуется мышечная ткань); эктоморфный (из эктедермы развивается кожа и нервная ткань). При этом людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезаморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висицетрония (лат. viscera- “внутренности”), соматония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”). В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.
И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных
рефлексов у собак, обратил внимание на
индивидуальные различия в их поведении
и в протекании условно-рефлекторной деятельности.
Эти различия проявлялись прежде всего
в таких аспектах поведения, как скорость
и точность образования условных рефлексов,
а также в особенностях их затухания. Это
обстоятельство дало возможность И. П.
Павлову выдвинуть гипотезу о том, что
они не могут быть объяснены только разнообразием
экспериментальных ситуаций и что в их
основе лежат некоторые фундаментальные
свойства нервных процессов - возбуждения
и торможения. К этим свойствам относятся
сила возбуждения и торможения, их уравновешенность
и подвижность. И. П. Павлов, различал силу
воображения и силу торможению, считая
их двумя независимыми свойствами нервной
системы. Сила возбуждения отражает работоспособность
нервной клетки. Она проявляется в функциональной
выносливости, т. е. в способности выдерживать
длительное или кратковременное, но сильное
возбуждение, не переходя при этом в противоположное
состояние торможения. Сила торможения
понимается как функциональная работоспособность
нервной системы при реализации торможения
и проявляется в способности к образованию
условных различных тормозных реакций,
таких, как угасание и дифференцировка.
Уравновешенность - равновесие процессов
возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает,
является ли данный индивид уравновешенным
или неуравновешенным, когда сила одного
процесса превосходит силу другого. Подвижность-
нервных процессов- проявляется в быстроте
перехода одного нервного процесса в другой.
Подвижность нервных процессов проявляется
в способности к изменению поведения в
соответствии с изменяющимися условиями
жизни. Мерой этого свойства нервной системы
является быстрота перехода от одного
действия к другому, от пассивного состояния
к активному, и наоборот. Инертность- противоположность
подвижности. Нервная система тем более
инертна, чем больше времени или усилий
требуется, чтобы перейти от одного процесса
к другому. Выделенные И. П. Павловым свойства
нервных процессов образуют определенные
системы, комбинации, которые по его мнению,
образуют так называемый тип нервной системы,
или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной
для отдельных индивидов совокупности
основных свойств нервной системы - силы,
уравновешенности и подвижности процессов,
различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит
уравновешенность нервных процессов,
но только для сильных типов, которые делятся
на уравновешенных и неуравновешенных,
при этом неуравновешенный тип характеризуется
преобладанием возбуждения над торможением.
Сильные уравновешенные типы делятся
на подвижные и инертные, когда основанием
деления является подвижность нервных
процессов. Выделенные И. П. Павловым типы нервной
системы не только по количеству, но и
по основным характеристикам соответствуют
4 классическим типам темперамента: сильный,
уравновешенный, подвижный - сангвиник
;сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;
сильный, неуравновешенный тип с преобладанием
возбуждения - холерик; слабый тип- меланхолик.
И. П. Павлов понимал тип нервной системы
как врожденный, относительно слабо подверженный
изменениям под воздействием окружения
и воспитания. По мнению И. П. Павлова. Свойства
нервной системы образуют физиологическую
основу темперамента, который является
психическим проявлением типа нервной
системы. Типы нервной системы, установленные
в исследованиях на животных Павлов предложил
распространить и на людей. В настоящее
время в науке накоплено множество фактов
о свойствах нервной системы и по мере
их накопления исследователи придают
все меньшее значение типам нервной системы,
тем более магическому числу (4), фигурирующему
почти во всех работах И. П. Павлова о темпераменте.
Прежде всего, подчеркивается значение
исследований отдельных фундаментальных
свойств нервной системы, в то время как
проблема разделения на типы отступает
на второй план. Поскольку типы образуются
из комбинаций указанных свойств, лишь
более глубокое познание последних может
обеспечить понимание и осуществление
типологий. Однако несомненно, что каждый
человек имеет вполне определенный тип
нервной системы, проявление которого,
т. е. особенности темперамента, составляют
важную сторону индивидуально психологических
различий/1,2,3/.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Информация о работе Влияние типов темперамента на профессиональную деятельность