Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:26, курсовая работа
Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психологической личности и экспериментально проверить влияние темперамента на выбор будущей профессии у подростков.
Объектом исследования данной работы является темперамент, личностные качества подростка и профессиональный выбор.
Введение 3
1. Учения о темпераменте 5
1.1 Иммануил Кант 6
1.2 П.Ф. Лесгафт 6
1.3 Э. Кречмер. 7
1.4 Учение И.П.Павлова о темпераменте. 9
2. Компоненты темперамента 13
2.1 Темперамент и характер 15
2.2 Темперамент и деятельность 16
3. Учет индивидуально-типологических особенностей студентов в процессе обучения Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Психологические портреты учащихся с разными типологическими свойствами 22
3.2. Исследовательская работа 25
3.3 Практическая часть второй группы Ошибка! Закладка не определена.
3.4 Основные характеристики психологического типа Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 27
Список использованных источников 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник Айзенка «Определение типов темперамента» 30
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др. /6/.
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально- волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента. Вместе с тем темперамент надо строго отличать от характера.
Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности. Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе нервной высшей деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом. В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий характер и личность практически отождествляются, то есть эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как её подструктуры; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смысле позволяет вычленить очень важный аспект бытия человека, который связан с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если рассматривать в качестве изолированного, не социального индивида. Более специальное понимание так же существует. Характер в узком смысле слова определяется, как совокупность устойчивый свойств индивида в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразится, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента, по этому темперамент – важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей /7,8/.
Все живые существа способны
к самостоятельной силе реагирование, преобразуя или поддерживая жизненно
важные связи с окружающим миром, то есть-
проявляя активность. Выступая как всеобщая
характеристика живого, в человеческом
обществе активность имеет своеобразное
проявление и, в силу своей специфичности,
получило название «деятельность». Деятельность
сложное явление. Результатом человеческой
деятельности является определенный продукт.
Большую часть того, что делает человек,
он делает не для себя, а для общества.
В свою очередь множество других людей,
членов данного общества, удовлетворяет
потребности каждой личности. Но даже
тогда, когда человек делает что-то для
себя лично, он использует в своем труде
опыт других людей, применяя полученные
от них знания. Основной конституирующей характеристикой
деятельности является её предметность.
При этом предмет выступает двояко: первично
-в своем независимом существовании как
подчиняющий себе и преобразующий деятельность
субъекта, вторично- как образ предмета
как продукт психического отражения его
свойств, которое осуществляется в результате
деятельности субъекта и иначе осуществятся
не может. Психология берет в деятельности
тот аспект, который связан с изучением
различных форм, видов и уровней субъективного
отражения объективной действительности
действующим человеком, то есть, прежде
всего, субъективный план деятельности.
Что же заставляет человека действовать
определенным образом в определенном
положении? Источником активности человека
являются его потребности, то есть состояния
индивида, выражающие его зависимость
от конкретных условий его существования
и развития. Проблема строения деятельности
имеет первостепенное значение, как для
развития теории психологии, так и для
определения эффективных путей решения
многих практических задач. Деятельность
- динамическая система взаимодействий
с миром, в процессе которых происходит
возникновение и взаимопонимание в объекте
психического образа. Именно наличие сознаваемой
цели позволяет определить активность
как деятельность. Все остальные стороны
деятельности: мотив, планирование деятельности,
переработка текущей информации, принятие
решения - могут осознаваться не полностью,
а так же не верно. Коков бы ни был уровень осознания деятельности,
сознавание цели всегда остаётся необходимым её признаком.
Специфически человеческое действие сформировалось
в труде как акт трудовой деятельности.
Совокупность действий, выполняющих определённую
общественную функцию, составляет определённый
вид трудовой деятельности. Так трудовая
деятельность всегда направлена на производство
определённого продукта, действие человека
всегда направлено на определённый результат.
Выполнение предметного действия обеспечивается
определённой системой движений. Она зависит
от цели действия, свойств предмета, на который это
действие направлено, и условий действия.
Движение, посредством которого человек
обычно осуществляет то или иное действие,
связано с личными установками, с осмыслением
разрешаемой движением задачи, отношением
к ней. Изменение личностных установок
ведёт к изменению двигательной сферы. Действия - более сложная
часть деятельности. Действия представляют
собой совокупность движений, которые
имеют цель и направлены на определённый
объект. Действия всегда социальны. Любые
действия человека состоят из движений
и выполняются сознательно, осознано.
Отдельные движения и даже действия ещё
не составляют целостной деятельности.
Деятельность - это совокупность действий,
объединённых единой целью. Сущность деятельности
как раз и состоит в тех целях и задачах,
которые реализуются в ней, а также в мотивах, во имя которых она совершается. Динамичес
Для реализации поставленной нами цели, мы провели исследование на базе МОУ лицей №1, г. Красноярска. В исследовании принимали участие ученики 10х классов. В рамках исследовательской деятельности мы использовали следующие методики:
1) Айзенка
2) Йоваши.
В ходе настоящей работы мы получили результаты:
Тест Айзенка:
Тест Йоваши:
А- Склонность к работе с людьми
Б- Склонность к умственным видам работ
В- Склонность к работе на производстве
Г- Склонность к эстетике и искусству
Д- Склонность к подвижным видам деятельности
Е- Склонность к планово-экономическим видам работ.
Сангвинический тип: А,Д
Холерический тип : В,Б
Флегматический тип: Г
Меланхолический тип: Б
Таким образом, из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что людям с более сильной нервной системой (сангвиникам, холерикам) подходят такие профессии как: педагог, врач, журналист, юрист, медицинская сестра. А с более слабой нервной системой: художник, дизайнер, оператор, программист, переводчик, лингвист.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия. Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а так же скорости, ритме и темпе психомоторики человека – в его практических действиях, речи, выразительных движениях
Профессиональный отбор
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частичного перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов. С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников.
В ходе нашего исследования нами были выполнены следующие действия: произведен анализ психологической литературы по теме – влияние типа темперамента на профессиональные качества, изучены основные характеристики типов темперамента.
14. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций первой ступени пед. образования./ Е.И.Рогов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 448с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн - СПб.:Питер, 2002.-720с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Опросник Айзенка позволяет
выявить преобладающий тип
Ход выполнения задания.
Испытуемым дается бланк ответов, либо они заготавливают его сами, записывая числа от 1 до 57, отвечая на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса.
1.Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы
«встряхнуться»?
2. Часто ли вы нуждаетесь
в друзьях, которые Вас
3. Вы человек беспечный?
4. Вам очень трудно отказать людям?
5. Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6. Если Вы обещаете
что-то сделать, всегда ли
7. Часто ли у Вас
бывают спады или подъемы
8. Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком?
10. Сделали бы Вы почти всё, что угодно, на спор?
11. Возникает ли у
вас чувство робости и
12. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?
13. Часто ли Вы действуете
под влиянием минутного
14. Часто ли Вы беспокоитесь
из-за того, что сделали или
сказали что-нибудь такое,
15. Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?
16. Легко ли Вас обидеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас такие мысли, которые Вы бы хотели скрыть от других?
19. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что всё горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно преданных Вам?
21. Часто ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат Вы отвечаете тем же?
23. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли Вы
дать волю чувствам и вовсю
повеселиться в шумной
26. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас человеком живым и весёлым?
28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело Вы чувствуете, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда оказываетесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что всякие мысли лезут в голову?
32. Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
Информация о работе Влияние типов темперамента на профессиональную деятельность