Влияние типов темперамента на профессиональную деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психологической личности и экспериментально проверить влияние темперамента на выбор будущей профессии у подростков.
Объектом исследования данной работы является темперамент, личностные качества подростка и профессиональный выбор.

Содержание работы

Введение 3
1. Учения о темпераменте 5
1.1 Иммануил Кант 6
1.2 П.Ф. Лесгафт 6
1.3 Э. Кречмер. 7
1.4 Учение И.П.Павлова о темпераменте. 9
2. Компоненты темперамента 13
2.1 Темперамент и характер 15
2.2 Темперамент и деятельность 16
3. Учет индивидуально-типологических особенностей студентов в процессе обучения Ошибка! Закладка не определена.
3.1 Психологические портреты учащихся с разными типологическими свойствами 22
3.2. Исследовательская работа 25
3.3 Практическая часть второй группы Ошибка! Закладка не определена.
3.4 Основные характеристики психологического типа Ошибка! Закладка не определена.
Заключение 27
Список использованных источников 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник Айзенка «Определение типов темперамента» 30

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др. /6/.

 

 

2.1 Темперамент и характер

 

 

 

Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально- волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента. Вместе с тем темперамент надо строго отличать от характера.

Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.  Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе нервной высшей деятельности - постепенно ткут узоры. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.       В психологической литературе можно найти всевозможные варианты  соотнесения этих двух понятий характер и личность практически отождествляются, то есть эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как её подструктуры;  наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.   Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смысле позволяет вычленить очень важный аспект бытия человека, который связан с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если рассматривать в качестве изолированного, не социального индивида. Более специальное понимание так же существует.  Характер в узком смысле слова определяется, как совокупность устойчивый свойств индивида в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.      При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразится, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента, по этому темперамент – важное условие, с которым надо считаться  при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей /7,8/.

2.2 Темперамент и деятельность

 

 

Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирование, преобразуя или поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, то есть- проявляя активность. Выступая как всеобщая характеристика  живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и, в силу своей специфичности, получило название «деятельность». Деятельность сложное явление. Результатом человеческой деятельности является определенный продукт. Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь множество других людей, членов данного общества, удовлетворяет потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своем труде опыт других людей, применяя полученные от них знания.   Основной конституирующей характеристикой деятельности является её предметность. При этом предмет выступает двояко: первично -в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично- как образ предмета  как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществятся не может. Психология берет в деятельности тот аспект, который связан с изучением различных форм, видов и уровней субъективного отражения объективной действительности действующим человеком, то есть,  прежде всего, субъективный план деятельности. Что же заставляет человека действовать определенным образом в определенном положении? Источником активности человека являются его потребности, то есть состояния индивида, выражающие его зависимость от конкретных условий его существования и развития. Проблема строения деятельности имеет первостепенное значение, как для развития теории психологии, так и для определения эффективных путей решения многих практических задач.      Деятельность - динамическая система взаимодействий с миром, в процессе которых происходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения - могут осознаваться  не полностью, а так же не верно. Коков бы ни был уровень осознания деятельности, сознавание цели всегда остаётся необходимым её признаком. Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовой деятельности. Совокупность действий, выполняющих определённую общественную функцию, составляет определённый вид трудовой деятельности. Так трудовая деятельность всегда направлена на производство определённого продукта, действие человека всегда направлено на определённый результат. Выполнение предметного действия обеспечивается определённой системой движений. Она зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Движение, посредством которого человек обычно осуществляет то или иное действие, связано с личными установками, с осмыслением разрешаемой движением задачи, отношением к ней. Изменение личностных установок ведёт к изменению двигательной сферы. Действия - более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определённый объект. Действия всегда социальны. Любые действия человека состоят из движений и выполняются сознательно, осознано. Отдельные движения и даже действия ещё не составляют целостной деятельности. Деятельность - это совокупность действий, объединённых единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в мотивах, во имя которых она совершается.         Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности.  Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и трудовой деятельности.        Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.    Ещё Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатам действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провёл исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определённой задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определённого стиля деятельности.    Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, лётчика, боксёра - необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате обучения, тренировки. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддаётся тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции могут быть раздвинуты путём индивидуальной тренировки лишь в определённых пределах.       В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точности оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация т. е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учётом их психофизиологических характеристик испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.  Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частичного перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.         С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы даёт нам В.М.Грановская: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен требовательно и справедливо оценён. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учёбы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключить с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке совершённом меланхоликом, лучше поговорить наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность, волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.          Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.           Однако есть профессии, предъявляющие к определённым свойствам темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.  Таким образом, ни одна сторона личности - её направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не предопределена темпераментом, однако динамические особенности проявления всех свойств - личности в той или иной мере зависит от типа темперамента.    Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента.   В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.          От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания /9,10/.

 

3 Исследовательская работа

 

 

Для реализации поставленной нами цели, мы провели исследование на базе МОУ лицей №1, г. Красноярска. В исследовании принимали участие ученики 10х классов. В рамках исследовательской деятельности мы использовали следующие методики:

1) Айзенка 
2) Йоваши.

В ходе настоящей работы мы получили результаты:

                                                                                                                                                                                

 

 

 

Тест Айзенка:    

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест Йоваши:

 

А- Склонность к работе с людьми

Б- Склонность к умственным видам работ

В- Склонность к работе на производстве

Г- Склонность к эстетике и искусству

Д- Склонность к подвижным видам деятельности

Е- Склонность к планово-экономическим видам работ.

Сангвинический тип: А,Д

Холерический тип : В,Б

Флегматический тип: Г

Меланхолический тип: Б 

Таким образом, из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что людям с более сильной нервной системой (сангвиникам, холерикам) подходят такие профессии как: педагог, врач, журналист, юрист, медицинская сестра. А с более слабой нервной системой: художник, дизайнер, оператор, программист, переводчик, лингвист.

 

 

От темперамента зависит, каким  способом человек реализует свои действия. Темперамент проявляется  особенно наглядно в силе, а так  же скорости, ритме и темпе психомоторики  человека – в его практических действиях, речи, выразительных движениях

  Профессиональный отбор помогает  выделить претендентов с наиболее  подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддаётся тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений

     Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частичного перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов. С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников.

Заключение

 

 

 

В ходе нашего исследования нами были выполнены следующие действия: произведен анализ психологической литературы по теме – влияние типа темперамента на профессиональные качества, изучены основные характеристики типов темперамента.

 

 

 

Список использованных источников

 

 

 

  1. Столяренко, Л.Д. Психология: Учеб. пособие/ Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 448 с.
  2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология/ Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию/ Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2001.- 336 с.
  4. Словарь психолога- практика/ Сост. С. Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2003.- 976 с.
  5. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность/ П. В. Симонов,  П. М. Ершов.- М.: Наука, 1984.- 424 с.
  6. Петровский, А.В. Психология Учеб. пособие/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский.- М.: Изд-ий центр Академия, 2002.- 512 с.
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы обшей психологии/ С. Л. Рубинштейн.-  СПб.: Питер, 2002.- 720 с.
  8. Выготский, Л. С. Психология развития человека/ Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо,  2003.- 1136 с.
  9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность./А. Н. Леонтьев. - М., 1982.- 630 с.
  10. Белоус, В. В. Темперамент и деятельность: Учеб. пособие/ В. В. Белоус.-  Пятигорск, 1990.- 328 с.
  11. Лейтес, Н. С. Об умственной одаренности / Н. С. Лейтес.- М., 1960.- 218с.
  12. Лейтес, Н. С. Опыт психологической характеристики темперамента// Типологические особенности ВНД человека/ Н .С. Лейтес.- М., 1956.- 456 с.
  13. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учеб. пособие/ М. К. Акимова, В. Т. Козлова.- М.: Изд-ий центр Академия, 2002.- 160 с.

 

14. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций первой ступени пед. образования./ Е.И.Рогов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 448с.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы  общей психологии./ С.Л. Рубинштейн - СПб.:Питер, 2002.-720с.:ил. – (Серия «Мастера  психологии»).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опросник Айзенка «Определение типов темперамента»

 

 

Опросник Айзенка позволяет  выявить преобладающий тип темперамента.

 

Ход выполнения задания.

Испытуемым дается бланк  ответов, либо они заготавливают  его сами, записывая числа от 1 до 57, отвечая на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса.

1.Часто ли Вы испытываете  тягу к новым впечатлениям, к  тому, чтобы

«встряхнуться»?

2. Часто ли вы нуждаетесь  в друзьях, которые Вас понимают, могут подбодрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Вам очень трудно  отказать людям?

5. Задумываетесь ли  Вы перед тем, как что-нибудь  предпринять?

6. Если Вы обещаете  что-то сделать, всегда ли сдерживаете  свои обещания?

7. Часто ли у Вас  бывают спады или подъемы настроения?

8. Обычно Вы поступаете  и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли Вы чувствуете  себя несчастным человеком?

10. Сделали бы Вы  почти всё, что угодно, на спор?

11. Возникает ли у  вас чувство робости и ощущение  стыда, когда Вы хотите завести  разговор с симпатичной (ым) незнакомкой (цем)?

12. Выходите ли Вы  иногда из себя, злитесь ли?

13. Часто ли Вы действуете  под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь  из-за того, что сделали или  сказали что-нибудь такое, чего  не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли  Вы обычно книги встречам с  людьми?

16. Легко ли Вас обидеть?

17. Любите ли Вы часто  бывать в компании?

18. Бывают ли у Вас  такие мысли, которые Вы бы  хотели скрыть от других?

19. Верно ли, что Вы  иногда полны энергии, так, что всё горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли  Вы иметь поменьше друзей, но  зато особенно преданных Вам?

21. Часто ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат  Вы отвечаете тем же?

23. Часто ли Вас беспокоит  чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы  дать волю чувствам и вовсю  повеселиться в шумной компании?

26. Считаете ли Вы  себя человеком  возбудимым  и чувствительным?

27. Считают ли вас  человеком живым и весёлым?

28. Часто ли, сделав  какое-нибудь важное дело Вы чувствуете, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите,  когда оказываетесь в обществе  других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31.  Бывает ли, что  Вам не спится из-за того, что  всякие мысли лезут в голову?

32. Если Вы хотите  узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

Информация о работе Влияние типов темперамента на профессиональную деятельность