Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Введение
1. Внимание и его функции
2. Виды внимания
3. Основные свойства внимания
Заключение
Список литературы
План
Введение
1. Внимание и его функции
2. Виды внимания
3. Основные свойства внимания
Заключение
Список литературы
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме «Внимание. Его виды и свойства».
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Избирательный процесс нашего сознания, а в частности определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так и в двигательных процессах и в мышлении. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не может быть возможна, психологические процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности
Поэтому я считаю, что данная тема актуальна для психологии, так как необходим полный анализ условий, при которых внимание будет задействовано в свою полную силу.
Из вышесказанного можно сформулировать цель, которая заключается в изучении основных видов внимания и свойств, для того, чтобы проследить как они влияют на восприятие информации человеком.
Цель курсовой работы определила решение задач:
- рассмотрение
и анализ внимания как
- выявление
физиологических особенностей
1. Внимание и его функции
Внимание — важное и необходимое
условие эффективности всех видов
деятельности человека, прежде всего
трудовой и учебной. Чем сложнее
и ответственнее труд, тем больше
требований предъявляет он к вниманию.
Внимательность необходима человеку в
его повседневной жизни — в
быту, в общении с другими людьми,
в спорте. Внимание учащихся является
одним из основных условий успешной
организации учебно-
Что же такое
внимание? Для того чтобы ответить
на этот вопрос, представьте себе школьника,
выполняющего домашнее задание по математике.
Он целиком углублен в решение
задачи, сосредоточен на ней, обдумывает
ее условия, переходит от одного вычисления
к другому. Характеризуя каждый из этих
эпизодов, мы можем сказать, что он
внимателен к тому, что он делает,
что он обращает внимание на те предметы,
которые он выделяет из других. Во всех
этих случаях можно говорить о
том, что его психическая
Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно — динамическая сторона всех познавательных процессов.
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.
Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
За вниманием всегда стоят интересы
и потребности, установки и направленность
личности. Они вызывают изменение
отношения к объекту. А изменение
отношения к объекту выражается
во внимании — в изменении образа
этого объекта, в его данности
сознания: он становится более ясным
и отчетливым, как бы более выпуклым.
Таким образом, хотя внимание не имеет
своего особого содержания, проявляясь
в других процессах, однако и в
нем выявляется специфическим образом
взаимосвязь деятельности и образа.
Изменение внимания выражается в
изменении ясности и
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности — практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления таким образом совпадают.
В жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.[4] Рассмотрим основные из них.
- Внимание
фокусируется на определённых
впечатлениях или мыслях и
отвлекает от иных, ненужных в
данный момент, впечатлений и
мыслей. Иными словами, процесс
познания, в котором задействовано
внимание, характеризуется
- Внимание
связано с «концентрацией
Этим двум
функциям соответствует два аспекта
внимания, две его стороны, явленные
в разнообразных феноменах
2. Виды внимания
Внимание – это разнородное явление. В самых разных жизненных ситуациях, при решении различных задач востребованы разные виды внимания.
В современной
психологической науке принято
выделять несколько основных видов
внимания. Направленность и сосредоточенность
психической деятельности могут
носить непроизвольный или произвольный
характер. Когда деятельность захватывает
нас, и мы занимаемся ею без каких-либо
волевых усилий, то направленность
и сосредоточенность
I. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.
Новизна может заключаться в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством—новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания.
Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, т. е. соотношение раздражителя но силе с другими действующими в этот момент раздражителями.
Однако такое
понимание причин возникновения
непроизвольного внимания весьма упрощенно.
Обычно при возникновении
Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей деятельности. В то же время в других условиях, например, ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. [17]
Немаловажное значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.
Вторая группа
причин, вызывающих непроизвольное внимание,
связана с соответствием
Третья группа
причин связана с общей
В качестве
четвертой самостоятельной
Выделяют
три разновидности
1. Вынужденное внимание. Оно определяется такими факторами, как интенсивность раздражителя, его протяжённость во времени и пространстве во всем, что несёт какую- либо опасность. [5] Научение в этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому её назвали врождённой, естественной. Список характеристик объектов вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекает громкий звук, сильная боль, холод. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды, порхающую бабочку.[1] Вклад субъекта здесь минимален, хотя и не исключён полностью. Например, люди различаются различным восприятием, и стимул, который для одного человека окажется достаточно интенсивным, чтобы привлечь внимание, другим человеком просто не будет замечен. [5]