Внимание. Его виды и свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

Содержание работы

Введение
1. Внимание и его функции
2. Виды внимания
3. Основные свойства внимания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

внимание.docx

— 48.19 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение

1. Внимание и его функции

2. Виды внимания

3. Основные свойства внимания

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена теме «Внимание. Его  виды и свойства».

Внимание  имеет огромное значение в жизни  человека. Оно – необходимое условие  выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические  процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие  успешной деятельности. Оно может  многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно  считается одной из самых важнейших  и сложных проблем научной  психологии.

Под вниманием  мы понимаем целенаправленный процесс  отбора нужной нам информации, обеспечение  избирательных программ действий и  сохранение постоянного контроля над  их протеканием. Избирательный процесс  нашего сознания, а в частности  определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так  и в двигательных процессах и  в мышлении. Если бы такой избирательности  не существовало, вся поступающая  неотобранная информация накапливалась  с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не может быть возможна, психологические  процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому  нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности

Поэтому я  считаю, что данная тема актуальна для психологии, так как необходим полный анализ условий, при которых внимание будет задействовано в свою полную силу.

Из вышесказанного можно сформулировать цель, которая  заключается в изучении основных видов внимания и свойств, для  того, чтобы проследить как они  влияют на восприятие информации человеком.

Цель курсовой работы определила решение задач:

- рассмотрение  и анализ внимания как психического  процесса.

- выявление  физиологических особенностей и  основ внимания.

1. Внимание и его функции

Внимание — важное и необходимое  условие эффективности всех видов  деятельности человека, прежде всего  трудовой и учебной. Чем сложнее  и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в  его повседневной жизни — в  быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Что же такое  внимание? Для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение  задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов, мы можем сказать, что он внимателен к тому, что он делает, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о  том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность  психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. [3]

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов  является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий  окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту  особенность сознания связывают  с таким его свойством, как  внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого  содержания не имеет, оно — динамическая сторона всех познавательных процессов.

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот  или иной объект, который в них  отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то, что-то себе представляем или  воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и  мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в  каждом из изученных нами до сих  пор процессов всегда имеется  какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но и  смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения  объективной реальности. Внимание —  это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором  она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная  направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность  в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменение  отношения к объекту. А изменение  отношения к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным  и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет  своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в  нем выявляется специфическим образом  взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в  изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Внимание теснейшим образом  связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического  развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как  настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как  мобилизованность на восприятие этого  сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к  действию.

Говорить о внимании, его наличии  или отсутствии можно только применительно  к какой-нибудь деятельности — практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его  деятельности, и оба направления  таким образом совпадают.

В жизни и  деятельности человека выполняет много  различных функций.[4] Рассмотрим основные из них.

- Внимание  фокусируется на определённых  впечатлениях или мыслях и  отвлекает от иных, ненужных в  данный момент, впечатлений и  мыслей. Иными словами, процесс  познания, в котором задействовано  внимание, характеризуется избирательностью, а внимание выполняет функцию отбора. Отбор имеет две стороны, и обе они воплощены в работе внимания. Положительная сторона отбора – выбор чего – то необходимого как для выживания, так и для достижения поставленных самим познающим субъектом целей. Отрицательная сторона – отсекание, отбрасывание ненужного, лишнего, всего того, что может помешать восприятию и осмыслению необходимого.

- Внимание  связано с «концентрацией сознания»,  с сосредоточением на предмете  нашего познания, который мы можем  удерживать в «фокусе» сознания  в течение некоторого времени  и изучать со всех сторон. Здесь  внимание выполняет функцию удержания  тех впечатлений или мыслей, которые  в противном случае сменились  бы иными, более новыми и  сильными впечатлениями. Поддержание  внимания, как правило, сопровождается  субъективным переживанием усилия.

Этим двум функциям соответствует два аспекта  внимания, две его стороны, явленные в разнообразных феноменах внимания: селективный аспект внимания связан с функцией отбора и проявляется  в избирательности актов внимания; интенсивностный аспект внимания связан с функцией удерживания внимания и проявляется в его сосредоточении и в сопутствующем переживании усилия.

 

2. Виды внимания

Внимание  – это разнородное явление. В самых разных жизненных ситуациях, при решении различных задач востребованы разные виды внимания.

В современной  психологической науке принято  выделять несколько основных видов  внимания. Направленность и сосредоточенность  психической деятельности могут  носить непроизвольный или произвольный характер. Когда деятельность захватывает  нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических  процессов носит непроизвольный характер. Когда же мы знаем, что  нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Поэтому по своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

I. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими  и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут  быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.

Новизна может  заключаться в появлении ранее  отсутствовавшего раздражителя, в изменении  физических свойств действующих  раздражителей, в ослаблении или  прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении  раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное. Самые  разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством—новизной, привлекают внимание потому, что реакция  на них не ослаблена в результате привыкания.

Внимание  привлекают сильные раздражители: громкие  звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя, т. е. соотношение раздражителя но силе с другими действующими в этот момент раздражителями.

Однако такое  понимание причин возникновения  непроизвольного внимания весьма упрощенно. Обычно при возникновении непроизвольного  внимания мы имеем дело с целым  комплексом причин. В этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны  друг с другом, но условно их можно  разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице  или в соседней комнате. Но вот  внезапно рядом раздается громкий  стук от упавшей со стола тяжелой  вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение — громкие  звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это  объясняется тем, что их интенсивность  недостаточно велика по сравнению с  интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей  деятельности. В то же время в  других условиях, например, ночью, когда  мы отдыхам, мы можем очень чутко  реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. [17]

Немаловажное  значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести  и такое качество раздражителя, как  его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление  ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств  действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение  раздражителей в пространстве. Таким  образом, к первой группе причин относятся  характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних  раздражителей внутреннему состоянию  человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты. [18]

Третья группа причин связана с общей направленностью  личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том  числе и профессиональных, как  правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник — на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности  в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения, потому что выявление стилистических и  прочих ошибок составляет сферу его  профессиональных интересов и подкреплено  длительной практикой. Следовательно, общая направленность личности и  наличие предшествующего опыта  непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного  внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые  вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную  реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью  сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что  происходит вокруг нас. Такое внимание по праву может быть названо преимущественно эмоциональным. [3]

Выделяют  три разновидности непроизвольного  внимания.

1. Вынужденное  внимание. Оно определяется такими  факторами, как интенсивность  раздражителя, его протяжённость во времени и пространстве во всем, что несёт какую- либо опасность. [5] Научение в этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому её назвали врождённой, естественной. Список характеристик объектов вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекает громкий звук, сильная боль, холод. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды, порхающую бабочку.[1] Вклад субъекта здесь минимален, хотя и не исключён полностью. Например, люди различаются различным восприятием, и стимул, который для одного человека окажется достаточно интенсивным, чтобы привлечь внимание, другим человеком просто не будет замечен. [5]

Информация о работе Внимание. Его виды и свойства