Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.
Введение
1. Внимание и его функции
2. Виды внимания
3. Основные свойства внимания
Заключение
Список литературы
4. Переключаемость внимания
Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом. [20]
Способность к переключению означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.
Легкость переключения у разных людей различна: одни — с легкой переключаемостью — легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.
Известную роль в быстроте переключения
играют и индивидуальные особенности
субъекта, в частности его темперамент.[
5. Объём внимания
Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.
Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объема восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внимания и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зрительного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся. [10]
Объем внимания
— это такая его
Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью. [19]
Большое значение
для изучения характеристик внимания
имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью
обычно называют два разных явления.
Во-первых, часто рассеянностью называют
результат чрезмерного
Совсем другой
вид рассеянности наблюдается в
тех случаях, когда человек не
в состоянии ни на чем долго
сосредоточиться, когда он постоянно
переходит от одного объекта или
явления к другому, ни на чем не
задерживаясь. Этот вид рассеянности
называется подлинной рассеянностью.
Произвольное внимание человека, страдающего
подлинной рассеянностью, отличается
крайней неустойчивостью и
Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.
физиологический
Заключение
Рассмотрев основы внимания, можно утверждать, что оно является продуктом сложнейшего развития. Особое значение имеет произвольность внимания человека, формирование которого открывает пути понимания внутренних механизмов сложной формы организации сознательной деятельности человека, открывающей решающую роль во всей его психической деятельности.
Развитие внимания с целью совершенствования жизненных функций так же важно, как и тренировка любых других физиологических параметров организма. Внимание направлено на более чёткое восприятие картины мира, решение умственных задач, а также на выбор наиболее важных факторов человеческой деятельности. Поэтому необходимо знать, как именно тренировать внимание, чтобы поддержать своё психологическое состояние.
В данной работе были рассмотрены основные тенденции, виды и свойства внимания, влияющие на его формирование. Определены физиологические механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания. [2]
Также внимание
активизирует нужные и тормозит ненужные
в данный момент психологические
и физиологические процессы, способствует
организованному и
Список литературы
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с. С. 5-328.
2. Гипенрсйтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988г.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1.
4. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания Советская педагогика. 1938. — № 8. - С. 12-32.
5. Дормышев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М: Тривола, 1995. — 357 с.
6. Дормашов Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник/ послесловие проф. В.П. Зинченко.- 3-е изд., испр.- М.: Флинта, 2002.- 376с.
7. Дормышев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. — М: Тривола, 1995. — 357 с.
8.Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия.- Спб.: Питер, 2006.- 320с.: ил.- (серия «Мастера психологии»).
18. Страхов В.И. Очерки психологии внимания. Саратов, 1994. Вып. 1—3.
19.Узнадзе Д.Н. Общая психология/ под ред. И.В. Иедадзе.- М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004.- 413 с.: ил.- (серия «Живая классика»).
20. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль, 1979.
Размещено на Allbest.ru