Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности

Содержание работы

Введение 3
I глава: Теоретические основы внимания как психологического
процесса. 4-5
1.1.Физиологические основы внимания. 5-8
1.2.Внимание как высший психологический процесс. Свойства, характеристика. 8-13
1.3. Развитие внимания в онтогенезе. 13-18
1.4. Выводы. 18-19
II глава. Экспериментальное изучение процесса внимания. 19-26
III. Заключение. 26-27
IV. Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая внимание.docx

— 219.07 Кб (Скачать файл)

Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается. Для того чтобы у ребенка формировалось это свойство внимания, он должен обладать достаточной степенью устойчивости внимания. Развитию концентрации внимания в дошкольном детстве будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредотачивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания.

Важное свойство внимания — его объем, измеряемый количеством объектов, которые человек способен воспринять, охватить при их одномоментном предъявлении. Ребенок к началу младшего школьного возраста уже может одновременно воспринимать не один предмет (как это было в 4-5 лет), а даже три, и с достаточной полнотой. При этом не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в 3-4 года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте внимание ребенка часто привлекают внешне ничем не примечательные объекты. Внимание детей на занятиях все чаще может пробудить загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые привлекали его раньше, шестилетний ребенок замечает и больше, и иное, чем раньше. Его внимание все больше привлекает сам человек, его деятельность. В облике человека, его поведении, одежде ребенок уже замечает детали.

Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание ребенка с тем, чтобы использовать эту информацию.

Старшие дошкольники привыкают быстрее переключаться с отдыха на работу и с одного вида деятельности на другой.

Объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания.

 Устойчивость внимания  дает возможность детям последовательно  познавать предметы внешнего  мира, не соскальзывая на посторонние  связи, несущественные характеристики. Недостаточная устойчивость внимания  затрудняет внутреннюю психическую  деятельность ребенка. Наличие устойчивого  внимания, направленного на внутреннюю  психическую деятельность и сосредоточенного  на собственных образах, мыслях  и их связях, является необходимым  условием формирования внутреннего  плана действия. Способность к  внутреннему плану действий дает  возможность ребенку оперировать  в уме образами, понятиями, схемами. В начальной школе на этой способности основано формирование навыка решения арифметических задач, написание творческих текстов, создание композиционно сложных рисунков.

Устойчивость внимания у старших дошкольников выражена слабо и присутствует как бы в своей противоположности – неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у старших дошкольников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на занятии. Нужно заметить, что многие недостатки внимания исчезают в результате правильно организованной учебной работы. Сосредоточенность дошкольников становится устойчивей, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Также одной из причин невнимательности, рассеянности ребёнка является общее слабое состояние здоровья. Невнимательными бывают нервные, болезненные дети, страдающие общим истощением нервной системы. Причиной рассеянности может быть и недосыпание или несоблюдение режима дня. Но и здоровые дети, живущие в нормальных условиях, могут проявлять невнимательность. Это может быть обусловлено недисциплинированностью или отсутствием интереса к заданию, игре. Может быть так, что ребёнок, внимательный к одному виду работы, оказывается рассеянным во время другой. В этом случае многое зависит от направленности ребенка и его интересов.

Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. 

Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. Распределенность внимания - направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений.

Если ребенок привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный ребенок реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

 Обладая качеством  объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения, ребенок легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное  внимание. Даже при отсутствии  интереса к учебе внимательный  ребенок может быстро мобилизовать  произвольное внимание, заставить  себя сосредоточиться на трудном  и неинтересном занятии.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид внимания, зависит от качеств раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, педагог может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.

Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.

Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.

 

    1. Развитие внимания в онтогенезе.

Внимание – важный компонент деятельности ребенка, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.  
Развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или по отдельным свойствам – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и расширение объёма. Под развитием внимания понимают переход от более простых к более сложным видам, от врождённых к приобретённым его видам (например, появление у ребенка  социально обусловленного внимания и его использование вместо природного, переход от непроизвольного к произвольному вниманию). Развитие внимания может идти параллельно по разным направлениям, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, а может касаться только отдельных его направлений; может идти естественным путём или происходить целенаправленно (искусственное развитие). Естественное развитие внимания идёт постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта и является сравнительно медленным процессом. Искусственное развитие внимания представляет ускоренный процесс и обычно связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит к его устойчивым изменениям. При искусственном развитии внимание человека не всегда является достаточно устойчивым, в последующем его необходимо закреплять.

 Внимание у человека  формируется с рождения, и в  процессе формирования его происходит  взаимосвязанное развитие памяти, речи, мышления. В своём развитии  внимание проходит через следующие  стадии. Вначале, сразу после рождения, у ребёнка имеется лишь непосредственное  внимание к сильно действующим  раздражителям, которое, проявляется  лишь в форме ориентировочного  врождённого рефлекса. Такой рефлекс  обнаруживается уже у младенцев  в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребёнка вскоре после  его рождения появляются первые  признаки непосредственного и  непроизвольного внимания. Это первая стадия развития внимания. 
    Вторая стадия развития внимания начинается с того момента, когда ребёнок, наблюдая за взрослыми, замечает его действия и начинает реагировать на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, указательный жест, движения головой, движения телом. Реагировать на такие движения взрослого ребёнок начинает приблизительно с 1,5 – 2- месячного возраста, то есть когда он выделяет и особым образом реагирует на лицо и голос матери (комплекс оживления). Данная стадия развития длится от 1,5-2 месяцев до 6-7 месяцев. 

 Первоначально внимание  выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение выделяет из окружающего  мира эмоций, речи человека отличительные  признаки, предметы и действия  с ними. За сосредоточением идёт  развитие познавательного отношения  к окружающему. 
  Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребёнком его собственных телодвижений и произносимых им звуков для управления внимания взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к чему-либо, что в данный момент времени интересует ребёнка, он поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, или протягивает к нему руки. 

  Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. В раннем детстве, от года до трёх, развитие внимания происходит при освоении ходьбы, активном усвоении речи и предметной деятельности. Ребёнок начинает разумно реагировать на обращённые к нему слова, словосочетания, связанные с регуляцией его внимания, а также сам приступает к использованию речи для управления внимания окружающих людей. В развитии внимания у ребёнка можно отметить диффузный, неустойчивый характер. Ребенок, заметив новую игрушку, выпускает из рук ту, которую он держал. В этом возрасте внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, небольшой объём, наблюдаются трудности переключения и распределения. В процессе развития речи, под влиянием речевых инструкций взрослого у ребёнка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действия с ними, на которых сосредоточивается  ребёнок. Развитие произвольного внимания (на втором – третьем году жизни ребёнка) является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием волевых качеств. Это четвёртая стадия развития внимания.  Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребёнок начинает использовать речь для управления собственным вниманием. На этот период развития внимания приходится появление у ребёнка особой формы речи, эгоцентричной, и начало процесса формирования внутренней речи, которая служит средством регуляции собственного мышления и внутреннего внимания ребенка. 
  В дошкольном возрасте условия жизни ребёнка расширяются от семьи до пределов улицы, города, страны. Своё внимание ребёнок организует на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте возрастает концентрация,  устойчивость внимания, оно становится опосредованным, складываются элементы произвольности в управлении, появляются элементы после произвольного внимания. Внимание связано с интересами ребёнка к деятельности, игре.  Шестая стадия развития внимания ребёнка характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное внимание, регулируемое с помощью достаточно развитой внутренней речи. Это происходит в возрасте от 5-6 лет, перед поступлением в школу.   

 В развитии внимания  существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе  умственного развития: внимание, опирающееся  сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные  связи. В результате расширяется  объём внимания ребёнка. Развитие  объёма внимания находится в  теснейшей связи с общим умственным  развитием ребенка.  

 Доказано, что в среднем  взрослый человек сосредотачивает  свое внимание не более чем  на семи объектах. К шести годам  ребенок способен одновременно  воспринять не один предмет (как  это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной  полнотой и детализацией. Но объем  внимания сужается, если ребенок  воспринимает одновременно несколько  незнакомых ему предметов или, же предметов, которые близко  расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой  площади. Например, если ребенку  предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых  объектов.  

 К шести годам не  только увеличивается количество  объектов, которые ребенок способен  одновременно воспринять, изменяется  и круг предметов, которые привлекают  внимание детей. Если в три-четыре  года внимание ребенка привлекали  яркие, необычные предметы, то в  шестилетнем возрасте - внешне ничем  не примечательные объекты. Интерес  ребенка все чаще может вызвать  загадка, вопрос. Да и в тех  объектах, которые нравились ребенку  раньше, он начинает замечать  иное. Его все больше интересует  сам человек, его деятельность, а  не столько внешне яркие, необычные  предметы. В облике человека, его  поведении, одежде ребенок замечает  детали. 
  Развитие устойчивости детского внимания изучали Гетцер и Бейрль. Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различные возрасты. Так от года до двух игра ребёнка может длиться двадцать одну минуту и одну секунду. От двух лет до трёх продолжительность игры составляет двадцать семь минут.  

Максимальная длительность игры: от трёх до четырёх – пятьдесят минут; от четырёх до пяти – восемьдесят три минуты, три секунды; от пяти до шести – девяносто шесть минут.  

 По результатам исследования  Бейрля, мы видим быстрый рост  устойчивости внимания после  трёх лет, а к шести годам  высокий уровень – на грани  школьного возраста.   

 В младшем школьном  возрасте (от 6-7 до 9-11 лет) дети способны  концентрировать внимание, но у  них ещё преобладает непроизвольное  внимание. Внимание активизируется, но ещё не стабильно. Развитие  внимания  происходит  к  9  годам.  Удержание внимания возможно  благодаря волевым усилиям и  высокой мотивации. 

Информация о работе Внимание