Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:53, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности
Введение 3
I глава: Теоретические основы внимания как психологического
процесса. 4-5
1.1.Физиологические основы внимания. 5-8
1.2.Внимание как высший психологический процесс. Свойства, характеристика. 8-13
1.3. Развитие внимания в онтогенезе. 13-18
1.4. Выводы. 18-19
II глава. Экспериментальное изучение процесса внимания. 19-26
III. Заключение. 26-27
IV. Список литературы. 28
По мере того как расширяется круг интересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, продолжает развиваться произвольное и непроизвольное его внимание. Но сначала и в школе ещё приходится сталкиваться со значительной отвлекаемостью детей. В школьном возрасте произвольное внимание развивается и совершенствуется.
К десяти – двенадцати
годам наблюдается заметный
Как мы видим, развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду.
Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что педагог с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер.
Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности. Если у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью, но привлекающие своим внутренним содержанием, ставящие перед человеком какую-то проблему, вызывающие работу мысли. Иногда старшие школьники бывают более внимательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно.
Старший школьник настолько развит, что требует, как говорится, пищи для ума, а где, как мы уже сказали, есть мысль, там необходимо присутствует и внимание.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы внимания как психологического процесса. Мы считаем, что если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение во всем психическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большей способностью к обучению; круг его интересов, как правило, шире, чем у человека невнимательного.
Внимательность, проявляемая не вообще ко всему, а к определенным предметам и явлениям, говорит о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность характеризует до некоторой степени человека в целом как личность. Если мы видим, что один человек любознателен, быстро все схватывает, находчив, другой, наоборот, сосредоточен на чем-то строго определенном, третий увлекается то тем, то другим, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.
Это может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
II глава. Экспериментальное изучение процесса внимания.
Предлагаются некоторые методики оценки переключения внимания, определения объема внимания, оценки устойчивости внимания.
Данные методики предполагают использовать как в группе, так и индивидуально. Так как методики универсальны и могут быть использованы в дошкольном и младшем школьном возрасте, педагоги рекомендуют организовать их как игру.
Для выяснения уровня развития внимания у детей были проведены эксперименты. Базой для исследования послужил детский сад «Солнышко».
В эксперименте участвовало 13 ребятишек старшей группы.
Данное положение подтверждается
игрой-экспериментом в вопросы и ответы
по типу игры «фанты с запретами»: «„Да"
и „нет" не говорите, белого и черного
не берите!» Детям задавались вопросы:
«Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета
стол?»; «Любишь ли ты играть?». Ребенок
должен был ответить как можно скорее
и вместе с тем выполнять инструкцию: не
называть оговоренных цветов; не называть.
Дважды один и тот же цвет и т.д.
Успешное выполнение задания, проведенного
в форме экспериментальной игры, требовало
от детей постоянного напряженного внимания,
и поэтому большинство детей не справилось
с ним. Тогда детям предложили набор цветных
карточек, которые являлись внешним вспомогательным
средством для интенсивного сосредоточения
на правилах игры. Дети откладывали в сторону
карточки, окрашенные в запрещенные инструкцией
цвета, а в процессе игры пользовались
оставшимися карточками. Такой способ
организации игровой деятельности позволил
детям успешно справиться с поставленной
перед ними задачей.
Мы решили провести на детях следующую методику: определения объема внимания удобна в использовании, то есть с ее помощью можно исследовать как с большой группой испытуемых, так и с несколькими детьми.
Объем внимания определяется количеством информации, на которую дети могут обратить внимание. Средний объем внимания старшего дошкольника - 4-6 единиц информации. Итак, детям семи лет медленно продиктовали 10 слов, Ира, Лена и Денис запомнили 6 слов, Ваня и Лиза 4 слова. Затем поочередно показали 10 картинок, они рассказали об изображении на 4-6 картинках. Детям предложили не рассказывать о картинках, а найти их в большом количестве других. Проделав предложенные упражнения с детьми, мы узнали о развитии объема внимания детей.
Далее в исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста. Было обследовано 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек).
Детям предъявляется поиграть пара предметных картинок и предлагается назвать ту, которую показали.
Обследование проводится на материале картинок, которые содержат: далекие и близкие картинки: крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, ложки- рожки, колобок - коробок, коза- коса, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, ком-дом, зуб-суп, трава - дрова.
Рассмотрев результат выполнения задания мы провели эксперимент исследования:
Низкий уровень (дети допустили 3 ошибки) у 1 девочки и 1 мальчика. Средний уровень (2 ошибки) у 3 девочек и 4 мальчиков.
Высокий уровень – у 3 девочек и 2 мальчиков.
Методика
«Времена года» предназначена
для детей в возрасте от 3 до
4 лет. Ребенку показывают рисунок
и просят, внимательно посмотрев
на этот рисунок, сказать, какое
время года изображено на
Оценка результатов
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между взрослыми. Самостоятельно сделать это ребенок не может. Лишь подготовленное педагогом ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. На этой основе возникает игра, и ребенок, реализуя взятую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а также значение своей роли и своих действий.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с учением. У детей создается бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Для выяснения уровня развития внимания у младших школьников были проведены эксперименты со вторым классом школы № 1, 20 человек.
Целью данной методики является изучение устойчивости внимания и способности к его концентрации.
Для проведения этой работы
потребуется на каждого учащегося бланк
с буквами русского алфавита, в том числе
буквы «К» и «И», секундомер и шариковая
ручка. Исследование необходимо проводить
индивидуально. Испытуемому предлагается,
прослеживая строку за строкой, отыскивать
буквы «К» и «И» и зачеркивать их. По сигналу
педагога (одновременно включается секундомер)
испытуемый начинает вычеркивать заданные
буквы. По истечении каждой минуты педагог
ставит вертикальную черту в том месте
бланка, где ученик остановился. Общая
длительность проведения опыта 3 минуты.
Полученные результаты условно можно
разделить на три уровня:
высокий уровень - испытуемый, приняв задание
во всем объеме, работает самостоятельно,
внимательно проверяет сделанное; если
допускает ошибки, то замечает их и исправляет
самостоятельно;
средний уровень - испытуемый, полностью приняв задание, работает самостоятельно, но по ходу допускает немногочисленные ошибки: по 1-2 пропущенных и неправильно зачеркнутых букв, но самостоятельно не замечает и не устраняет их;
низкий уровень - испытуемый, в полном объеме приняв инструкцию, до конца занятия может ее не сохранить; в процессе работы допускает ошибки: по 6-8-10 пропущенных или неправильно зачеркнутых букв, но не замечает и не исправляет их.
Рассмотрев результат выполнения задания мы провели эксперимент исследования: 6 учащихся из 20 справились с задание на высоком уровне. Эти школьники сосредоточенно и самостоятельно в течение определенного времени работали и не допустили ни единой ошибки. Для них выполнение одновременно двух заданий становится более доступным. Ученица Даша Л. (8 лет) зачеркивала не те буквы, затем это понимала, стирала и делала правильно. Следовательно, необходима работа по развитию устойчивости и концентрации внимания.
На среднем уровне задание выполнили
9 учеников из 20. При выполнении задания
учащиеся работали самостоятельно, но
не замечали и не устраняли допущенные
немногочисленные ошибки. Ученица Аня
Е. (7 лет) и ученик Сережа Р. (8 лет) при
выполнении задания допустили единичные
ошибки.
С ними также необходимо проводить работу
по развитию устойчивости и концентрации
внимания.
Часть учащихся показали низкий уровень: 5 человек из 20. Эти дети не проявили интереса, ошибки не исправляли, так как не видели их вообще. Ученицы Катя П., Марина С. (8 лет) и ученик Женя В. (7 лет) на вопрос взрослого, правильно ли выполнено задание, отвечали утвердительно, оставаясь при этом полностью довольными своими результатами Следовательно, необходимо проводить работу по развитию устойчивости и концентрации внимания.
Из 20 испытуемых можно выделить
6 человек, которые комфортно чувствуют
себя во время выполнения задания, они
реагируют на замечания педагога, в большинстве
случаев с интересом относятся к предъявленному
заданию, стараются самостоятельно достигнуть
результата, легко идут на контакт с педагогом,
умеют общаться со сверстниками, помогают
своим товарищам.
9 испытуемых во время проведения эксперимента
большой активности в ходе выполнения
задания не проявляли, к некоторым заданиям
имели интерес, другие выполняли неохотно.
Умеют пользоваться помощью взрослого,
постоянно ждут похвалы. Не всегда
реагируют на замечания педагога. У некоторых
школьников наблюдается быстрая утомляемость.
В основном учащиеся хорошо идут на контакт
с педагогом, умеют общаться со сверстниками.
5 человек из 20 младших школьников практически
не проявили интереса к выполнению задания.
Не умеют пользоваться помощью педагога,
неохотно вступают в контакт, часто отказываются
общаться.