Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья.
Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности

Содержание работы

Введение 3
I глава: Теоретические основы внимания как психологического
процесса. 4-5
1.1.Физиологические основы внимания. 5-8
1.2.Внимание как высший психологический процесс. Свойства, характеристика. 8-13
1.3. Развитие внимания в онтогенезе. 13-18
1.4. Выводы. 18-19
II глава. Экспериментальное изучение процесса внимания. 19-26
III. Заключение. 26-27
IV. Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая внимание.docx

— 219.07 Кб (Скачать файл)

Наблюдения за учащимися  в процессе обучения показывают, что у них имеются определенные потенциальные возможности развития внимания и целенаправленной деятельности.

Таким образом, мы видим, что на этапе экспериментального исследования большинство учащихся показали средний уровень развития внимания. Из этого следует, что у младших школьников страдает внимание. Нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большой степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

Анализ количественных данных (числа учащихся, безошибочно выполнивших работу, допустивших определенное количество ошибок) дает информацию о качестве устойчивости внимания школьников.

Методика «Найди 10 отличий». Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Игра "найди 10 отличий" (усложненный вариант). Когда дети легко справляются с игрой найди отличия (10 отличий). Им предлагается   усложненный вариант с картинками  с большим количеством мелких деталей. В качестве состязания детей: вдвоем или в команде (если в команде, то каждый участник должен находить по одному отличию и передавать эстафету другому).

Старшие дошкольники уже могут концентрировать внимание достаточно долго и такая игра, где приходится подумать только больше затянет и привлечет.

Заключение.

Наша  работа была ориентирована на выявление оптимальных условий развития внимания детей. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. 
В связи с поставленной целью в первой главе рассмотрены теоретические основы внимания как психологического процесса, физиологические основы внимания, а также рассмотрены виды внимания и их свойства, особенности развития внимания у детей, рассмотрен процесс развития внимания, особенности формирования внимания, борьба с рассеянностью у детей и приемы активизации внимания на уроках.

Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по развитию внимания и его свойств – устойчивость, концентрации, переключаемость и объем. Использовались диагностические методики по развитию внимания, методики на переключаемость и методики на выявление объема внимания.

Проведены эксперименты в садике «Солнышко» и в школе. При прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей был приблизительно одинаков. Анализ результатов эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов.

Применяемый тестовый материал и подходы к анализу данных позволят изучать умственную работоспособность ребенка, свойства внимания и уровень учебной мотивации школьников. Данные методики рекомендуется использовать для индивидуального и группового обследования детей. И чтобы достичь хороших результатов в своей работе важно помнить пожелание Б. Никитина «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, сообразительным, спокойным. Это зависит от вас, от того когда начнете и как будете развивать его способности».

В работе мы определили цели внимания у школьников  и дошкольников и выяснили, что развитие внимания является одним из главных компонентов обучения. Мы рассмотрели все поставленные нами задачи: изучили теоретические основы внимания, предложили методики, возрастные особенности внимания школьников, организацию внимания школьника. У разных возрастных групп школьников внимание развивается по разному. Внимание младшего школьника носит избирательный характер, т.е. направляется на то, что особенно для него значимо. Для учеников младших классов обычно значимо то, на что их внимание обращает учитель. Удерживать внимание на одном объекте бывает непросто.

Развитие внимания у школьников сдерживают такие качества, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности. 
Применение игровых методик на занятиях способствует развитию внимания у учащихся, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний.

Проблемы развития внимания у детей школьного возраста определяются, прежде всего, тем, что именно в школьном возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста, и вызывает у него различные реакции. Поэтому успех деятельности учителя зависит от того, в какой мере учитель знает своих учеников, учитывает их индивидуальные и возрастные особенности.

 

Список литературы.

1. Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., Знание, 1992.

2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

3. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника. - Киев, 1993.

4. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

5. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В.И. Ленина. - М., 1958.

6. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., Просвещение, 1987.

7. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? - М., 1980.

8. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. - М., 1950.

9. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1975.

10. Немов Р.С. Психология: В 2 тт. - М., Просвещение, 1995.

11. Практикум по общей  психологии /Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1990.

12. Практические занятия  по психологии /Под ред. А.В. Петровского. - М., Просвещение 1972.

13. Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

14. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 1988.

15. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. Леонтьева А.Н. - М., МГУ, 1979.

 


Информация о работе Внимание