Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:06, контрольная работа
Внутриличностные конфликты затрагивают все стороны деятельности человека, включая профессиональную деятельность, систему социальных отношений, определяют особенности личностного и профессионального роста, полноту самореализации. Более того, внутренние противоречия часто рассматриваются как движущая сила развития личности. Например, Карл Юнг пишет: "Явно невыносимый конфликт есть доказательство правоты нашей жизни. Жизнь без внутреннего противоречия - это либо только полжизни или же жизнь загробная, та, которая предназначена только ангелам.
1. Социальная сущность внутриличностного конфликта. Его отличие от других критических ситуаций в жизни человека…………………………………………….………...3
2. Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения. Методика самоанализа и правила самооценки……………………………………………….……………5
3. Симптомы и следствия внутриличностных конфликтов: -профилактика деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения……………………..…………………………………………………………….....20
Список литературы……………………………………………………………………..
Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам представляется наиболее важной, поскольку именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику. Поэтому в учебнике основное внимание уделено именно названным типам конфликтов.
2. Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения. Методика самоанализа и правила самооценки
Средство повышения самооценки
и самоуважения, достижения самоутверждения.
Стремление к высокой и устойчивой самооценке
представляет собой один из ведущих мотивов
поведения как в норме, так и при алкоголизме.
Вследствие разных причин, таких, как преморбидные
особенности характера, неправильное
воспитание, нерешенность задач самоопределения,
неблагополучные в психологическом аспекте
семейные отношения, неудовлетворяющий
больного социальный статус, а также последствия
злоупотребления алкоголем в виде укоренившегося
в структуре личности чувства вины, больные
алкоголизмом имеют резко сниженный уровень
самооценки и самоуважения. В свою очередь,
алкогольное опьянение значительно повышает
самооценку и уменьшает патогенное для
личности рассогласование между реальным
и идеальным «Я» (Бокий, Цыцарев, 1986; Berg,
1971; Clarke, 1974; McLachlan е. а., 1979). Эффективное,
хотя и непродолжительное восстановление
психологического благополучия в сфере
самосознания составляет одну из главных
детерминант влечения к алкоголю. Поэтому
низкая или неустойчивая самооценка может
выступать в качестве самостоятельного
мотива обращения к алкоголю в период
формирования алкоголизма, в его развернутой
стадии и во время ремиссии.
Важным механизмом, участвующим в снижении
самооценки в ремиссии, является так называемая
выученная беспомощность. Повторение
однотипных ситуаций, в которых человек
переживает собственную некомпетентность
(в семье, на работе, в учебе, в интимных
отношениях и иных сферах общения), достоверно
чаще приводит к обращению к алкоголю
не только больных алкоголизмом, но и здоровых
(Noel Lissman, 1980). Появление переживания беспомощности
снижает самооценку и запускает описанный
выше механизм влияния самооценки на влечение
к алкоголю.
Однако не только экстремальное снижение
самооценки может способствовать актуализации
влечения к алкоголю. При определенных
условиях она может произойти и в период
переживания больным «всесильности» или
«грандиозности», т. е. при завышенной
самооценке, которая у больных алкоголизмом,
как правило, сочетается с ростом анозогнозии,
с появлением в периоды воздержания от
алкоголя и более или менее хорошего самочувствия
убеждения в отсутствии у них алкоголизма
как болезни и, следовательно, допустимости
употребления алкоголя. Поскольку переживание
грандиозности, как показано в работе
Ш. Зимберга (Zimberg, 1978), носит компенсаторный
характер, а поэтому никакой рост самооценки
не может действительно удовлетворить
больного, то и в данном случае в обращении
к алкоголю реализуется привычный стереотип
поиска в опьянении позитивных сдвигов
в представлении о себе.
Основными чертами психологического портрета
больных этой группы были робость, неуверенность,
зависимость, чувствительность, склонность
к формированию чувства вины, сочетающиеся
с гиперкомпенсаторной тенденцией самоутвердиться
за счет высокомерия, деланной раскованности
и бравады в поведении (факторы Н и Q2). Это
люди с характерной для больных алкоголизмом
слабостью «Я», которая, помимо самосознания,
проявляется и в эмоциональной сфере низким
самоконтролем над эмоциями, импульсивностью.
Однако часть больных этой группы характеризовалась
иным сочетанием индивидуальных особенностей.
Они обнаруживали повышенный самоконтроль,
хорошее осознание и безоговорочное выполнение
социальных требований и стандартов, высокую
мотивацию достижения поставленных целей.
На пути к своим целям в преморбидный период
у больных этой подгруппы отмечались критические,
иногда кризисные состояния, в результате
которых реализация имевшейся у них программы
прерывалась. Нормативность и связанная
с ней ригидность (негибкость) оборачивались
своей оборотной стороной — переживанием
неудовлетворенности и несостоятельности
перед лицом требований, которые не могут
быть выполнены. В эти жизненные периоды
злоупотребление алкоголем служит средством
ослабления острого и трудноразрешимого
конфликта между реальным и идеальным
«Я». Наряду с этим осознание самого факта
пьянства, как правило, осуждаемого лицами
этого типа, приводит к еще более тягостному
переживанию своего бессилия, малоценности,
вины, способствует возникновению депрессивных
и суицидных тенденций и еще более массивному
пьянству (Красильников, Цыцарев, 1983).
Если в результате психотерапии у больных
данной группы не происходит существенной
коррекции отношения к себе и, в частности,
сближения уровня притязаний и достижений
с самооценкой, то в периоды ремиссии актуализация
влечения к алкоголю происходит в любых
условиях, хотя бы минимально затрагивающих
личностные позиции, самолюбие и самоуважение
больных.
Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio — обращение назад, отражение) — самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями — понятие «самоанализ» в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.
Самоанализ является неотъемлемой частью любой психотерапии. Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные изменения в психике гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических воздействий и стабильность их результатов. Клиент, как объект такого воздействия, являясь одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей целостности. В процессе психотерапии самоанализ клиента обычно соответствует концепции, которой придерживается психотерапевт.
Все нам известно какое огромное значение имеет формирования самооценки у детишек еще в раннем возрасте. Такую самооценку стоит уметь формировать у ребенка еще в дошкольный период и только тогда она будет адекватной.Ведь только адекватная самооценка способна отыграть значимую роль в формировании личности ребенка.Детишки не появляются на свет уже с определенным отношением к себе. Вот поэтому качества формирования личности родители вкладывают самооценку ребенку вместе с его воспитанием. Вот именно поэтому родителям очень важно знать основные правила формирования адекватной самооценки и непременно следовать им.
Мы предлагаем вам 7 правил формирования адекватной самооценки у ребенка, которые помогут со временем вашему малышу четко понять,кто он и какое место он занимает в окружающем мире. Помните, что детишки приходят к нормальной самооценке при помощи осознания и ощущения того, что их ценят и бескорыстно любят самые близкие люди – родители. Вот поэтому родителям, в первую очередь, необходимо создать для своего чада атмосферу любви и взаимопонимания. Только после этого ребенок, когда вырастет, сможет не бояться высказывать свои мысли, принимать ответственные решения и без всяких трудностей справляться с жизненными трудностями. Итак, перед вами семь ступеней к формированию положительной, объективной, здоровой самооценки.
3. Симптомы и следствия внутрилич
Внутриличностный конфликт представляет собой состояние структуры личности, в которой одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.
Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов /3/.
Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека, прежде всего сексуальными и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др. /14/.
З. Фрейд первый рискнул сказать правду людям о тех конфликтах, которые они носят в себе. Сейчас без психоанализа сложно вообразить современную психологию. Все это происходит потому, что внутриличностные конфликты человек не может разрешить в одиночестве, для этого ему нужна помощь, причем помощь специалиста.
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890 - 1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации:
. Человек находится
между двумя положительными
. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания.
. На человека одновременно
действуют две
Вместе с тем изучением внутриличностного конфликта занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс и многие другие.
Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
М. А. Робер, Ф. Тильман обращают внимание на три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:
. «Конфликт потребностей».
Его основание заключается в
том, что наши потребности
. «Конфликт между потребностью
и социальной нормой». Очень
сильная потребность может
. «Конфликт социальных
норм». Сущность этого
Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:
. «Мотивационный конфликт». Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).
. «Нравственный конфликт»,
который часто называют
. «Конфликт нереализованного
желания», или комплекса неполноценности.
. «Ролевой конфликт».
Он выражается в переживаниях,
связанных с невозможностью
. «Адаптационный конфликт».
Этот конфликт имеет два
. «Конфликт неадекватной
самооценки» возникает из-за
. «Невротический конфликт»
результат сохраняющегося в
Преодоление внутриличностного конфликта по 3. Фрейду, Ф. Бассину обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита это нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения /6/.
Такие исследователи
как Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-Тенберг,
И. Стоиков считают
Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее:
. «Не замечай это».
Отрицание - один из онтогенетически ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.
. «Обвини это».
Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.
Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия на этом фоне.