Внутриличностные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:06, контрольная работа

Описание работы

Внутриличностные конфликты затрагивают все стороны деятельности человека, включая профессиональную деятельность, систему социальных отношений, определяют особенности личностного и профессионального роста, полноту самореализации. Более того, внутренние противоречия часто рассматриваются как движущая сила развития личности. Например, Карл Юнг пишет: "Явно невыносимый конфликт есть доказательство правоты нашей жизни. Жизнь без внутреннего противоречия - это либо только полжизни или же жизнь загробная, та, которая предназначена только ангелам.

Содержание работы

1. Социальная сущность внутриличностного конфликта. Его отличие от других критических ситуаций в жизни человека…………………………………………….………...3
2. Принципы самооценки, самоуважения и самоутверждения. Методика самоанализа и правила самооценки……………………………………………….……………5
3. Симптомы и следствия внутриличностных конфликтов: -профилактика деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения……………………..…………………………………………………………….....20
Список литературы……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

конфликтология.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотренная типология конфликтов по их субъектам  представляется наиболее важной, поскольку  именно субъекты конфликта, вступающие в противоборство, главным образом и определяют характер конфликта, его содержание и динамику. Поэтому в учебнике основное внимание уделено именно названным типам конфликтов.

2. Принципы самооценки, самоуважения  и самоутверждения. Методика  самоанализа и правила самооценки

Средство повышения самооценки и самоуважения, достижения самоутверждения. Стремление к высокой и устойчивой самооценке представляет собой один из ведущих мотивов поведения как в норме, так и при алкоголизме. Вследствие разных причин, таких, как преморбидные особенности характера, неправильное воспитание, нерешенность задач самоопределения, неблагополучные в психологическом аспекте семейные отношения, неудовлетворяющий больного социальный статус, а также последствия злоупотребления алкоголем в виде укоренившегося в структуре личности чувства вины, больные алкоголизмом имеют резко сниженный уровень самооценки и самоуважения. В свою очередь, алкогольное опьянение значительно повышает самооценку и уменьшает патогенное для личности рассогласование между реальным и идеальным «Я» (Бокий, Цыцарев, 1986; Berg, 1971; Clarke, 1974; McLachlan е. а., 1979). Эффективное, хотя и непродолжительное восстановление психологического благополучия в сфере самосознания составляет одну из главных детерминант влечения к алкоголю. Поэтому низкая или неустойчивая самооценка может выступать в качестве самостоятельного мотива обращения к алкоголю в период формирования алкоголизма, в его развернутой стадии и во время ремиссии. 
Важным механизмом, участвующим в снижении самооценки в ремиссии, является так называемая выученная беспомощность. Повторение однотипных ситуаций, в которых человек переживает собственную некомпетентность (в семье, на работе, в учебе, в интимных отношениях и иных сферах общения), достоверно чаще приводит к обращению к алкоголю не только больных алкоголизмом, но и здоровых (Noel Lissman, 1980). Появление переживания беспомощности снижает самооценку и запускает описанный выше механизм влияния самооценки на влечение к алкоголю. 
Однако не только экстремальное снижение самооценки может способствовать актуализации влечения к алкоголю. При определенных условиях она может произойти и в период переживания больным «всесильности» или «грандиозности», т. е. при завышенной самооценке, которая у больных алкоголизмом, как правило, сочетается с ростом анозогнозии, с появлением в периоды воздержания от алкоголя и более или менее хорошего самочувствия убеждения в отсутствии у них алкоголизма как болезни и, следовательно, допустимости употребления алкоголя. Поскольку переживание грандиозности, как показано в работе Ш. Зимберга (Zimberg, 1978), носит компенсаторный характер, а поэтому никакой рост самооценки не может действительно удовлетворить больного, то и в данном случае в обращении к алкоголю реализуется привычный стереотип поиска в опьянении позитивных сдвигов в представлении о себе. 
Основными чертами психологического портрета больных этой группы были робость, неуверенность, зависимость, чувствительность, склонность к формированию чувства вины, сочетающиеся с гиперкомпенсаторной тенденцией самоутвердиться за счет высокомерия, деланной раскованности и бравады в поведении (факторы Н и Q2). Это люди с характерной для больных алкоголизмом слабостью «Я», которая, помимо самосознания, проявляется и в эмоциональной сфере низким самоконтролем над эмоциями, импульсивностью. 
Однако часть больных этой группы характеризовалась иным сочетанием индивидуальных особенностей. Они обнаруживали повышенный самоконтроль, хорошее осознание и безоговорочное выполнение социальных требований и стандартов, высокую мотивацию достижения поставленных целей. На пути к своим целям в преморбидный период у больных этой подгруппы отмечались критические, иногда кризисные состояния, в результате которых реализация имевшейся у них программы прерывалась. Нормативность и связанная с ней ригидность (негибкость) оборачивались своей оборотной стороной — переживанием неудовлетворенности и несостоятельности перед лицом требований, которые не могут быть выполнены. В эти жизненные периоды злоупотребление алкоголем служит средством ослабления острого и трудноразрешимого конфликта между реальным и идеальным «Я». Наряду с этим осознание самого факта пьянства, как правило, осуждаемого лицами этого типа, приводит к еще более тягостному переживанию своего бессилия, малоценности, вины, способствует возникновению депрессивных и суицидных тенденций и еще более массивному пьянству (Красильников, Цыцарев, 1983). 
Если в результате психотерапии у больных данной группы не происходит существенной коррекции отношения к себе и, в частности, сближения уровня притязаний и достижений с самооценкой, то в периоды ремиссии актуализация влечения к алкоголю происходит в любых условиях, хотя бы минимально затрагивающих личностные позиции, самолюбие и самоуважение больных.

Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio — обращение назад, отражение) — самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями — понятие «самоанализ» в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.

Самоанализ  является неотъемлемой частью любой психотерапии. Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы. Только осознанные изменения в психике гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических воздействий и стабильность их результатов. Клиент, как объект такого воздействия, являясь одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе. Любая информация, вступающая в противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей целостности. В процессе психотерапии самоанализ клиента обычно соответствует концепции, которой придерживается психотерапевт.

Все нам известно какое огромное значение имеет формирования самооценки у детишек еще в раннем возрасте. Такую самооценку стоит уметь формировать у ребенка еще в дошкольный период и только тогда она будет адекватной.Ведь только адекватная самооценка способна отыграть значимую роль в формировании личности ребенка.Детишки не появляются на свет уже с определенным отношением к себе. Вот поэтому качества формирования личности родители вкладывают самооценку ребенку вместе с его воспитанием. Вот именно поэтому родителям очень важно знать основные правила формирования адекватной самооценки и непременно следовать им.

Мы предлагаем вам 7 правил формирования адекватной самооценки у ребенка, которые  помогут со временем вашему малышу четко понять,кто он и какое  место он занимает в окружающем мире. Помните, что детишки приходят к нормальной самооценке при помощи осознания и ощущения того, что их ценят и бескорыстно любят самые близкие люди – родители. Вот поэтому родителям, в первую очередь, необходимо создать для своего чада атмосферу любви и взаимопонимания. Только после этого ребенок, когда вырастет, сможет не бояться высказывать свои мысли, принимать ответственные решения и без всяких трудностей справляться с жизненными трудностями. Итак, перед вами семь ступеней к формированию положительной, объективной, здоровой самооценки.

3. Симптомы и следствия внутриличностных конфликтов: -профилактика деструктивных конфликтов личности. Требования к целям личности и средствам их достижения.

Внутриличностный конфликт представляет собой состояние структуры  личности, в которой одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт это состояние  внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов /3/.

Научное изучение внутриличностного  конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь  с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека, прежде всего сексуальными и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др. /14/.

З. Фрейд первый рискнул  сказать правду людям о тех  конфликтах, которые они носят  в себе. Сейчас без психоанализа сложно вообразить современную психологию. Все это происходит потому, что  внутриличностные конфликты человек не может разрешить в одиночестве, для этого ему нужна помощь, причем помощь специалиста.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта  внес немецкий психолог Курт Левин (1890 - 1947), который определил его как  ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации:

. Человек находится  между двумя положительными силами  примерно равной величины.

. Человек находится  между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания.

. На человека одновременно  действуют две разнонаправленные  силы примерно равной величины  и в одном и том же месте  /14/.

Вместе с тем изучением  внутриличностного конфликта занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, В. Франкл, А. Маслоу, К. Роджерс и многие другие.

Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации  конфликтов вообще, имеются различные  основания и для выделения  видов внутриличностных конфликтов.

М. А. Робер, Ф. Тильман  обращают внимание на три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:

. «Конфликт потребностей».  Его основание заключается в  том, что наши потребности могут  противостоять друг другу и  побуждать нас к различным  действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

. «Конфликт между потребностью  и социальной нормой». Очень  сильная потребность может столкнуться  внутри нас с принудительным  императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой  потребности, ситуация становится конфликтной.

. «Конфликт социальных  норм». Сущность этого конфликта  заключается в том, что человек  испытывает равнозначное давление  двух противоположных социальных  норм» /21/.

Более полная классификация  внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:

. «Мотивационный конфликт». Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).

. «Нравственный конфликт»,  который часто называют моральным  или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.

. «Конфликт нереализованного  желания», или комплекса неполноценности.  Это конфликт между желаниями  личности и действительностью,  которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.

. «Ролевой конфликт».  Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно  реализовать несколько ролей  (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием  требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войну убивать.

. «Адаптационный конфликт».  Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

. «Конфликт неадекватной  самооценки» возникает из-за расхождения  между претензиями личности и  оценкой своих возможностей. Результатом  этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.

. «Невротический конфликт»  результат сохраняющегося в течение  длительного времени обычного  внутриличностного конфликта, характеризуется  высшим напряжением и противоборством  внутренних сил и мотивов личности /1/.

Преодоление внутриличностного  конфликта по 3. Фрейду, Ф. Бассину  обеспечивается образованием и действием  механизмов психологической защиты. Психологическая защита это нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения /6/.

Такие исследователи  как Ф. Василюк, Э. Киршбаум, В. Рот-Тенберг, И. Стоиков считают психологическую  защиту непродуктивным средством решения  внутреннего конфликта. Они полагают, что защитные механизмы ограничивают развитие личности, ее «собственную активность». Но, так или иначе, в трудных ситуациях мы ими пользуемся, и в любом случае будет лучше, если мы будет пользоваться ими квалифицированно и максимально разнообразно /10/.

Рассмотрим механизмы  психологической защиты подробнее:

. «Не замечай это».

Отрицание - один из онтогенетически  ранних и наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с  целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в  трудную ситуацию. Отрицание подразумевает  инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельства ми. Их игнорированием.

. «Обвини это».

Проекция - сравнительно рано развивается в онтогенезе для  сдерживания чувства неприятия  себя из-за неспособности справиться с трудностями.

Проекция предполагает приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как  рациональную основу для его неприятия  и самопринятия на этом фоне.

Информация о работе Внутриличностные конфликты