Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 08:29, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологических условии разрешения внутриличностного конфликта.
Обьект исследования: студенты 1 курса СГИ
Предмет исследования - являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.
Задачи исследования :
• овладеть понятием внутриличностного конфликта опираясь на исследования учёных;
• изучить характеристики и виды внутриличностных конфликтов;
• изучить причины и последствия внутриличностного конфликта;
• изучить способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов;
• изучить способы и методы разрешения внутриличностных конфликтов
Введение……………………………………………………………………..………..3
I раздел: Внутриличностный конфликт.
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов ……………………………….5
1.1. Основные научные концепции внутриличностного кон¬фликта …………5
1.2. Характеристики внутриличностного конфликта……………………….….11
1.3. Виды внутриличностных конфликтов ……………………………………...12
2. Причины и последствия внутриличностных конфликтов
2.1. Причины возникновения внутриличностных конфликтов………………..16
2.2 Социальная природа внутриличностных конфликтов……………………..19
2.3. Последствия внутриличностных конфликтов………………………….. ….21
3. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
3.1 Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов……24
3.2. Механизмы преодоления внутриличностных конфликтов………………..26
II раздел: План эмпирического исследования:
1. Цели и задачи исследования………………………………………………....28
2. Самооценка характера по методике Р. Кэттела…………………………….28
3. Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера…………….28
4. Методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга……………..29
5. Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты»…………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….….32
Используемая литература…………………………………………………..….…....35
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви;
4) потребность в уважении;
5) потребность в
Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта. [16]
Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром В.Франклом , создавшим новое направление в психотерапии – логотерапию (от гр. logos − мысль, разум и гр. therapeia − лечение). Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах»
По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.[9]
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А. Р. Лурию, В. Н. Мясищева, B. C. Мерлина и других. Но прежде всего хотелось бы обратить внимание на деятелъностный подход А. Н. Леонтьева , который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.
Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь детерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом.[14]
В различные периоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях у личности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующих мотивационную сферу или, как сегодня принято говорить, мотивационное поле.
Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.
Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.
Таким образом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуре личности,– нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами.[14]
1.2. Характеристики внутриличностного конфликта.
Внутриличностный конфликт можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. [1]
Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт – это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться.
Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:
1) внутриличностный конфликт
2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
3) внутриличностный конфликт
4) любой внутренний
конфликт сопровождается
5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
• противоречивыми позициями сторон;
• противоположными мотивами, целями и интересами сторон;
• противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель – победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе – «не убий»);
• отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.
Следует также добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.
В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.
• Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
• Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
• Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
• Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.
1.3. Виды внутриличностных конфликтов
Внутренний конфликт – сложное явление, трудно поддающееся классификации. Для выделения видов внутриличностных конфликтов имеются различные основания.
Так, Робер М.А. и Титман Ф, в своей работе «Психология индивида и группы» различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов :
1. Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2. Конфликт между
потребностью и социальной
3. Конфликт социальных
норм. Сущность этого конфликта
зак¬лючается в том, что
Более полная классификация
внутриличностных конфликтов содержится
в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова,
которые предложили взять за основу
классификации ценностно-
1. Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).
2. Нравственный
конфликт, который часто называют
моральным или нормативным
3. Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.
4. Ролевой конфликт.
Он выражается в переживаниях,
связанных с невозможностью
• Конфликт «Я -
роль» (или личностно-ролевой
• Межролевой конфликт – несовместимость разных ролевых позиций личности (и соответственно требуемого ими ролевого поведения). Наиболее распространенным межролевым конфликтом является противоречие между профессиональной и семейной ролями: чем больше уделяешь времени работе, тем больше страдает семья, в то же время отказ от работы чреват ухудшением материального положения все той же семьи.
5. Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле – как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).
6. Конфликт неадекватной самооцен
К указанным видам внутренних конфликтов можно добавить невротический конфликт отличающийся от обычного интенсивностью и длительностью существования и сопровождающийся выраженной непродуктивной нервно-психической напряженностью. Типология невротических конфликтов была предложена В.Н.Мясищевым[17]:
• истерический конфликт – бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний и возможностями (между «хочу» и «могу»);
• неврастенический конфликт-противоречие, отражающее завышенные требования к себе, превышающее возможности личности (между «должен» и «могу»);
• обессивно-психастенический конфликт как невозможность сделать выбор между влечениями и нормативными представлениями (между «должен» и «хочу»)
Невротический конфликт – результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию.
2. Причины и последствия внутриличностного конфликта
2.1. Причины внутриличностного конфликта
Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.
Многообразные отношения, в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.
При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:
• внутренние причины, коренящиеся
в противоречиях самой
• внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
• внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.
Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.