Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 08:29, курсовая работа
Цель исследования: изучение психологических условии разрешения внутриличностного конфликта.
Обьект исследования: студенты 1 курса СГИ
Предмет исследования - являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.
Задачи исследования :
• овладеть понятием внутриличностного конфликта опираясь на исследования учёных;
• изучить характеристики и виды внутриличностных конфликтов;
• изучить причины и последствия внутриличностного конфликта;
• изучить способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов;
• изучить способы и методы разрешения внутриличностных конфликтов
Введение……………………………………………………………………..………..3
I раздел: Внутриличностный конфликт.
1. Понятие и виды внутриличностных конфликтов ……………………………….5
1.1. Основные научные концепции внутриличностного кон¬фликта …………5
1.2. Характеристики внутриличностного конфликта……………………….….11
1.3. Виды внутриличностных конфликтов ……………………………………...12
2. Причины и последствия внутриличностных конфликтов
2.1. Причины возникновения внутриличностных конфликтов………………..16
2.2 Социальная природа внутриличностных конфликтов……………………..19
2.3. Последствия внутриличностных конфликтов………………………….. ….21
3. Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов
3.1 Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов……24
3.2. Механизмы преодоления внутриличностных конфликтов………………..26
II раздел: План эмпирического исследования:
1. Цели и задачи исследования………………………………………………....28
2. Самооценка характера по методике Р. Кэттела…………………………….28
3. Самооценка уровня притязаний по методике Шварцландера…………….28
4. Методика определения уровня тревожности Ч.Д.Спилберга……………..29
5. Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты»…………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….….32
Используемая литература…………………………………………………..….…....35
От самооценки зависят и отношение личности к своим успехам и недостаткам, ее самокритичность. Поэтому она прямо влияет на эффективность деятельности и на развитие личности. Можно представить человека, полагающего, что он обладает большими способностями по математике, но занявшего одно из последних мест на олимпиаде по этому предмету. В этой ситуации, во-первых, не избежать внутриличностного конфликта, стресса, а, во-вторых, это может породить полное разочарование в своих способностях и навсегда отбить охоту заниматься этим видом деятельности.
Свое объективное выражение
самооценка получает в том, как человек
оценивает возможности и
Важный способ профилактики внутриличностных конфликтов – формирование стабильного внутреннего мира и характера человека. Для этого следует постоянно обращаться к своему жизненному опыту и соотносить его с опытом других и социальной реальностью. Анализируя свой жизненный опыт и делая вы¬воды на будущее, следует ориентироваться на успех.
Между тем люди, которые ориентируются на успех, как правило, руководствуются реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому ставят перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные задачи. Поэтому анализируя свой опыт, следует задуматься над тем, почему вам сопутствовал успех и в чем причина ваших неудач. Это поможет избежать многих внутренних конфликтов.
Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, потому что неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом.
2.4 Механизмы преодоления внутриличностных конфликтов
Преодоление внутриличностного конфликта – это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достиже¬ние состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.
Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.
Прежде всего, следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует. Способы разрешения внутреннего конфликта, подходящие для мужчин, могут быть не всегда пригодны для женщин.
Однако, несмотря на необходимость
индивидуального подхода к
В работах М. Дойча, одного из основоположников "мотивационной концепции" межличностного конфликта, выделяются способы преодоления внутриличностных конфликтов исходя из особенностей их "сфер реальности" [8].
К сферам реальности относятся:
• объективная конфликтная
• конфликтное поведение, представляющее
способ взаимодействия участников конфликта,
возникающий при осознании
Различают открытые и латентные способы преодоления внутриличностных конфликтов.
Oткрытые, предполагающие:
• принятие решения личностью;
• прекращение колебаний и
• сосредоточение на решении проблемы.
Латентные, предполагающие:
• истерию, симуляцию, страдание;
• сублимацию — перевод психической энергии в другие области деятельности;
• компенсацию — возмещение утраченного путем обретения других целей и результатов;
• уход от действительности — предание мечтам, фантазиям, раздумьям;
• номадизм — изменение места жительства, работы, семейного положения;
• неврастению;
• рационализацию — самооправдание с помощью логических рассуждений, целенаправленного отбора фактов, аргументов;
• идеализацию (абстрагирование), отрыв от реальности;
• регрессию — подавление чувств, устремлений, желаний — обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности;
• эйфорию — показное веселье, радостное и удовлетворенное состояние;
• проекцию — стремление освободиться от негативных качеств путем приписывания их другому;
• дифференциацию — мысленное "разделение" оппонента (отделе¬ние мыслей от автора).
II раздел. План Эмпирического исследования.
1. Цели и задачи эмпирического исследования.
Целью данного исследования является : определение тревожности у студентов первого курса. Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
.
Личностная тревожность - базовая черта личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве и проявляется в состоянии повышенного беспокойства.
При неблагоприятных условиях
тревожность может способствова
В соответствии с целью и задачами исследования был проведен следующии метод
1. «Определение уровни
Методика 1. «Определение уровня тревожности»
Цель: методика предназначена для измерения уровни тревожности
Инструкция: Вам предлагается ознакомиться с набором
высказываний, касающихся черт характера.
Если вы согласны с утверждением, отвечайте
«Да», если не согласны – «Нет». Долго
не задумывайтесь, важен первый пришедший
вам в голову ответ.
Ключ : Подсчитывается количество ответов испытуемого,
свидетельствующих о тревожности.
• Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,
22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38,
39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
• Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11,
12, 13.
Ответы, совпадающие с ключом оцениваются
в 1 балл. Количество баллов суммируется.
Оценка результатов теста
• 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень
высокого уровня тревожности,
• 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
• 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому)
уровне тревожности,
• 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому)
уровне тревожности,
• 0-5 баллов – о низком уровне тревожности.
2.2 Интерпретация полученных данных
В эксперименту участвовало 16 студентов первого
курса СГИ.
Только 50% (8 человек) из них
обладают низким уровнем
Заключение.
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.
Внутриличностный конфликт можно определять как состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.
Подобно тому, как существуют многочисленные
основания классификации
Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное неможет развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации, Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности. При конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида: внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; внешние причины, обусловленные положением личности в обществе. Внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта тесно взаимосвязаны. Так, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляют потенциальную опасность для межличностных отношений в группе.
Внутриличностный конфликт по своим
последствиям может быть как конструктивным
(функциональным, продуктивным), так
и деструктивным (
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
Поскольку внутриличностных конфликтов избежать невозможно, то следует научиться создавать условия, предупреждающие их негативные последствия, использовать многообразные способы их профилактики и вовремя разрешать дисфункциональные конфликты в том случае, если они уже возникли..
Основные из условий и способов предупреждения конфликта, зависят от самой личности. Условие профилактики внутриличностных конфликтов выражено в принципе «Познай самого себя».
Чтобы преодолеть внутриличностный конфликт необходимо принимать меры для его своевременного разрешения. Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует.
Современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности. Среди них основными являются следующие: вытеснение, сублимация, регрессия, рационализация, проекция, замещение, интеллектуализация, идентификация, обособление, воображение (фантазия). Использование различного рода психологических защит при разрешении внутриличностных конфликтов может оказаться как успешным, так и безуспешным. Нередко те механизмы защиты, которые играли положительную роль на определенном этапе формирования личности, становятся неэффективны в более зрелом ее состоянии.
Внутренние противоречия побуждают индивида не только изменять окружающий мир, подстраивая его под свои нужды, но и самосовершенствоваться, наполняя свою жизнь смыслом. Поэтому для психически здорового человека не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна и необходима.
Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа и эмпирического исследования нами была достигнута цель, решены поставленные задачи.
Литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2002.
2. Анцупов А. Я. Системная
3. Адлер А. О нервическом
4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристика и условия достижения. – М, 1998
5. Василюк Ф.Е. Психология
6. Гришина Н.В. Психология
7. Горобец Т.Н. Внутриличностные
конфликты как базальный компон
8. ДонченкоЕ. А., Тшпаренко Т. М. Личность, конфликт, гармония. — К.: Политиздат Украины, 1989.