Волевые качества и близоруксть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить взаимосвязь волевых качеств личности и миопии.
В соответствии с поставленной целью в исследовании определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы выявить классификацию волевых качеств личности и их особенности;
2. Рассмотреть психосоматический аспект близорукости.

Файлы: 1 файл

Курсовая Волевые качества и близорукость.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования

Любая психическая активность человека может носить как непроизвольный, непреднамеренный характер, так и  целенаправленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может быть, например, поведение  человека в состоянии аффекта, транса, других измененных состояниях сознания.

В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключаются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что  воля – это способность человека сознательно и активно управлять  своей деятельностью, преодолевая  препятствия для выполнения поставленной цели и создавая дополнительную мотивацию  к действию, когда уже имеющаяся  мотивация не является достаточной. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень  развития его волевой сферы1.

Воля являются одними из важнейших качеств личности человека. Каждый родитель (или учитель) воспитывает эти качества у своих детей. Именно твердый характер и волевые качества позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление характера и воли является магистральной линией развития личности ребёнка. В этом солидарны практически все классики отечественной психологии2. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчеркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и ее формирования.

Несмотря  на множество исследований в этой области, очевидна научная недоработанность этой проблемы, что отражается на практике воспитания детей. Методические рекомендации, имеющиеся в арсенале педагогов на сегодняшний день, ограничиваются советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но данные советы не содержат конкретных приёмов формирования характера и волевых качеств ребёнка. Несмотря на благие намерения воспитателей, без понимания психологических основ формирования волевых качеств и черт характера, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка.

Исследование волевых процессов личности является актуальной задачей. Ведь человек с сильной волей умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на его пути к достижению поставленной цели, обнаруживая при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость.

Цель исследования:  Выявить взаимосвязь волевых качеств личности и миопии.

Объект  исследования: Люди, принадлежащие к разным половым, этническим и социально-возрастным группам, страдающие миопией и не имеющие ее.

Предмет исследования: Психологические особенности взаимосвязи волевых качеств и состояния зрения.

Гипотеза:

Современная диагностика с помощью специальных  методик, изучение специальной литературы, обработка информации позволяют  выявить уровень способности самоуправления.

В соответствии с поставленной целью  в исследовании определены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы выявить классификацию волевых качеств личности и их особенности;

2. Рассмотреть психосоматический  аспект близорукости.

3. Измерить особенности самоуправления близоруких людей и людей с нормальным зрением.

Методы исследования: Тестирование.

Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический  список литературы (источников) и приложение. Основной текст изложен на 30 страницах  и 3 страницы приложение. Общий объём  курсовой работы 34 страницы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И БЛИЗОРУКОСТИ

 

    1. Волевые качества личности

 

Воля  является одними из важнейших качеств  личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился  воспитать это качество у своих  детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом  собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и  добиваться своего. Можно сказать, что  становление воли является магистральной  линией развития личности. 
  К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям3.

Изучение  воли в историческом аспекте можно  разделить на несколько этапов. Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям. Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии. На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов. На четвёртом – волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели4

Развитие  волевых качеств  поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях: преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; обретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности.       

 Все эти  процессы подсознательно начинаются  с того момента жизни, когда  ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

На данный момент в психологии сложилось несколько  подходов к классификации волевых  качеств личности.

Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность.

В. И. Селиванов  объективным основанием для разграничения  различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения  и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение.

Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:

1) энергия  — динамическая сила — интенсивность;  это качество определяется трудностью достижения цели;

2) мастерство  — контроль — дисциплина; это  качество подчеркивает регулирование  и    контролирование волей других психических функций;

3) концентрация  — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особенное  значение, когда объект воздействия  и задача непривлекательны;

4) решительность  — быстрота — проворность  проявляются в принятии решения;

5) настойчивость  — стойкость — терпение;

6) инициатива  — отвага — решимость на  поступки; это склонность к риску;

7) организация  — интеграция — синтез; воля  выступает здесь как организующее  звено объединения тех средств,  которые необходимы для решения  задачи.

В этой классификации  обращает на себя внимание объединение  качеств, не имеющих отношения к  «силе воли» и порой несовместимых, в триады (например, мастерство —  контроль — дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями  и процессами управления активностью  человека.

Другой  подход к классификации волевых  качеств базируется на высказанной  С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам  волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу  волевого действия, после чего проявляются  самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется  решительность, которую на этапе  исполнения волевого действия сменяют  энергичность и настойчивость.

Идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям.

В.В. Никандров  исходит в своей классификации  волевых качеств из представления  о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность.

Эта классификация  тоже не идеальна, так как многие термины дублируют друг друга (стойкость  — твердость, самостоятельность  — независимость, самообладание  — решительность, отвага — мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах  проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию

Другим  путем в решении проблемы классификации  волевых качеств идет  В. К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.

Вопросы о волевых качествах человека тесно связаны с проблемой волевой регуляции личности. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты5678.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют важнейшие из них: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность — волевое качество, которое проявляется  в способности человека, по своей  инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный  человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность  не исключает использование советов  и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными  самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости  подвержены безвольные люди, которые  не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных  решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний  и мотивов человека.

Негативизм  — отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает  действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди.  
Решительность — одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

Информация о работе Волевые качества и близоруксть