Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: Выявить взаимосвязь волевых качеств личности и миопии.
В соответствии с поставленной целью в исследовании определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы выявить классификацию волевых качеств личности и их особенности;
2. Рассмотреть психосоматический аспект близорукости.
Таблица 3
Статистические данные по Т - критерию Стьюдента
Цикл самоуправления |
Состояние зрения |
Стат. данные | |
1 |
Анализ противоречий |
близорукое |
3,63 |
нормальное |
3,18 | ||
2 |
Прогнозирование |
близорукое |
3,20 |
нормальное |
3,58 | ||
3 |
Целеполагание |
близорукое |
3,93 |
нормальное |
3,83 | ||
4 |
Планирование |
близорукое |
3,55 |
нормальное |
3,13 | ||
5 |
Критерий оценки качества |
близорукое |
3,60 |
нормальное |
3,08 | ||
6 |
Принятие решений |
близорукое |
3,70 |
нормальное |
3,28 | ||
7 |
Самоконтроль |
близорукое |
3,50 |
нормальное |
3,30 | ||
8 |
Коррекция |
близорукое |
3,15 |
нормальное |
2,78 | ||
9 |
Общая способность самоуправления |
близорукое |
28,23 |
нормальное |
26,38 |
У близоруких людей степень выраженности
критерия оценки качества выше, что
позволяет им лучше оценивать
свои успехи в реализации планов; лучше
оценивать сделанное и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты. Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют важнейшие из них: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.
Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях: преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; обретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности.
Психосоматика - одна из отраслей клинической психологии. Использует синтез древних традиций в лечении телесных и душевных болезней и современных научных представлений в области медицины и психологии.
В основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Выдвигают мнение о том, что причина заболевание миопией это бессознательное нежелание пациента что-то видеть, что-то замечать. Плохое зрение – как сигнал (метафора, сообщение) о том, что нужда и потребность не видеть стала непереносимой, а удовлетворить её, нет возможности. Теряя зрение, человек получает «вторичную выгоду», обретая возможность не видеть пристально то, что человек так не хочет видеть. Человек не способен распорядиться так, чтобы раздражитель исчез, так как ослабленное зрения облегчает психологическое переживание (компенсация).
Близорукость – один из видов аномалий рефракции глаза, при котором параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления сходятся в фокусе не на сетчатке, а впереди нее, обусловлено тем, что при этой аномалии рассматриваемый предмет хорошо виден только на близком расстоянии.
Обработка информации позволила выявить уровень способности самоуправления, как у близоруких, так и у людей с нормальным зрением. У тех и других общий уровень способности самоуправления – средний. Статистические значимые различия по Т – критерию Стьюдента обнаружены по критерию оценки качества на уровне значимости 0,05. У близоруких людей критерий оценки качества выше, что позволяет им лучше оценивать свои успехи в реализации планов; лучше оценивать сделанное и анализировать были ли действия и поступки достаточными и необходимыми.
Мы считаем,
что это связано с тем, что
у близоруких людей конверсионные
проявления в психосоматическом
аспекте затрагивают в большей
части произвольную моторику и органы
чувств, в результате чего происходит
невротический конфликт, а именно
конфликт между внешними и внутренними
состояниями, что существенно влияет
на функции организма и
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета по методике теста – Пейсахова «Способность самоуправления».
1. Практика показывает, что я верно определяю свои возможности в любой деятельности.
2. Я предусмотрительный человек.
3. Берусь только за то, что смогу довести до конца.
4. Обычно хорошо представляю, что нужно сделать, чтобы добиться задуманного.
5. Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?».
6. Прежде чем сделать окончательный шаг, я взвешиваю все «за» и «против».
7. Всегда отдаю себе отчет в том, что со мной происходит.
8. Непредвиденные препятствия не мешают мне довести дело до конца.
9. У меня
не хватает терпения долго разбираться
в том, что не
решается сразу.
10. В своих поступках и делах не люблю заглядывать далеко вперед.
11. Редко задумываюсь о главных целях своей жизни.
12. Отсутствие продуманных планов не мешает мне добиваться хороших результатов.
13. Часто затрудняюсь сказать, того ли я достиг, чего хотел.
14. На выбор моих решений влияют не поставленные цели, а настроение в данный момент.
15. Мне часто кажется, что целый час или два исчезли неизвестно куда.
16. Тот, кто считает необходимым исправлять все допущенные промахи, не замечает, как совершает новые.
17. Когда нужно разбираться в сложной обстановке, чувствую прилив энергии и сил.
18. Я четко представляю свои жизненные перспективы.
19. Умею отказываться от всего, что отвлекает меня от цели.
20. В своих поступках и словах следую пословице: «Семь раз отмерь, один — отрежь».
21. Уделяю много времени тому, чтобы понять, с каких позиций надо оценивать свои действия.
22. В своих действиях я успешно сочетаю риск с осмотрительностью.
23. Необходимость проверять самого себя
стала моей второй
натурой.
24. Когда у меня портятся отношения с людьми, могу их изменить.
25. Как правило, мне бывает трудно выделить главное в сложившейся ситуации.
26. Жизнь показывает, что мои прогнозы редко сбываются.
27. Люди, которые всегда четко знают, чего хотят, представляются мне слишком рациональными.
28. Удача сопутствует тому, кто не планирует заранее, а полагается на естественный ход событий.
29. Мне не хватает чувства меры в отношениях с близкими.
30. Меня угнетает необходимость принимать срочные решения.
31. Обычно мало слежу за своей речью.
32. Некоторые свои привычки я охотно бы
изменил, если бы
знал, как это сделать.
33. Что я хочу и что должен делать — вот предмет моих постоянных раздумий.
34. Заранее знаю, каких поступков можно ожидать от людей.
35. Обычно с самого начала четко представляю будущий результат.
36. Пока не сложился в голове четкий, конкретный
план, не
начинаю серьезного разговора.
37. У меня всегда есть точные ориентиры, по которым я оцениваю свой труд.
38. Я всегда учитываю последствия принимаемых мной решений.
39. Внимательно слежу за тем, понимают
ли меня во время
споров.
40. Я готов снова и снова заниматься совершенствованием
уже законченной работы.
41. Сколько ни анализирую свои жизненные трудности, не могу достичь полной ясности.
42. Жизнь так сложна, что считаю, пустой
тратой времени
предвосхищать
ход событий
43. Следование однажды поставленной цели очень обедняет жизнь.
44. Считаю, что планируй, не планируй, а обстоятельства всегда сильнее.
45. В последнее время ловлю себя на том, что придаю большое значение мелочам, забывая о главном.
46. Мне обычно не удаётся найти правильное решение из-за большого количества возможных вариантов.
47. В ссорах не замечаю, как «выхожу из себя».
48. Сделав дело, предпочитаю не исправлять даже явные просчёты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 4
Результаты анкетирования с помощью методики «Способность самоуправления»
Нац. |
Возр. |
пол |
Образ. |
Зр. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |
1 |
татарка |
57 |
ж |
ср. спец. |
0 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
27 |
2 |
татарка |
22 |
ж |
ср. спец. |
0 |
3 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
23 |
3 |
татарин |
29 |
м |
ср. спец. |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
0 |
1 |
0 |
11 |
4 |
татарин |
26 |
м |
ср. спец. |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
14 |
5 |
русская |
26 |
ж |
высш. |
0 |
1 |
3 |
4 |
5 |
3 |
1 |
4 |
1 |
22 |
6 |
русская |
24 |
ж |
н/высш. |
0 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
6 |
4 |
3 |
37 |
7 |
русская |
22 |
ж |
ср. спец. |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
14 |
8 |
русская |
20 |
ж |
н/высш. |
0 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
16 |
9 |
татарин |
20 |
м |
ср. спец. |
0 |
4 |
4 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
33 |
10 |
татарин |
23 |
м |
н/высш. |
0 |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
4 |
27 |
11 |
чуваш |
43 |
м |
ср. спец. |
0 |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
5 |
25 |
12 |
русская |
27 |
ж |
высш. |
0 |
5 |
6 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
32 |
13 |
русская |
19 |
ж |
ср. спец. |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
11 |
14 |
татарка |
34 |
ж |
высш. |
0 |
3 |
6 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
4 |
39 |
15 |
татарка |
39 |
ж |
н/высш. |
0 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
23 |
16 |
татарка |
46 |
ж |
высш. |
0 |
4 |
3 |
6 |
2 |
5 |
4 |
2 |
5 |
31 |
17 |
татарин |
30 |
м |
ср. спец. |
0 |
5 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
23 |
18 |
русская |
38 |
ж |
ср. спец. |
0 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
25 |
19 |
чуваш |
40 |
м |
н/высш. |
0 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
28 |
20 |
башкир. |
25 |
ж |
высш. |
0 |
1 |
5 |
3 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
24 |
21 |
татарка |
28 |
ж |
ср. спец. |
-1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
16 |
22 |
татарка |
27 |
ж |
ср. спец. |
-2,5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
36 |
23 |
татарка |
25 |
ж |
ср. спец. |
-3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
5 |
6 |
4 |
1 |
29 |
24 |
русская |
23 |
ж |
высш. |
-3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
28 |
25 |
татарка |
35 |
ж |
высш. |
-2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
28 |
26 |
татарка |
39 |
ж |
ср. спец. |
-5,5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
4 |
4 |
5 |
3 |
33 |
27 |
татарка |
21 |
ж |
высш. |
-7 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
28 |
28 |
русская |
33 |
ж |
высш. |
-2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
24 |
29 |
татарка |
19 |
ж |
ср. спец. |
-2,5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
28 |
30 |
башкир. |
28 |
ж |
высш. |
-1,5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
29 |
31 |
татарка |
33 |
ж |
высш. |
-1,5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
30 |
32 |
татарин |
20 |
м |
ср. спец. |
-2,5 |
5 |
1 |
4 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
25 |
33 |
русская |
29 |
ж |
н/высш. |
-4 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
0 |
3 |
17 |
34 |
русская |
35 |
ж |
ср. спец. |
-1 |
3 |
2 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
27 |
35 |
башкир. |
32 |
ж |
высш. |
-3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
32 |
36 |
татарин |
27 |
м |
н/высш. |
-2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
1 |
26 |
37 |
татарка |
39 |
ж |
ср. спец. |
-2,5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
5 |
2 |
32 |
38 |
татарка |
45 |
ж |
Высш. |
-1 |
3 |
2 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
28 |
39 |
русский |
48 |
м |
ср. спец. |
-3,5 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
5 |
2 |
27 |
40 |
татарка |
55 |
ж |
высш. |
-2 |
2 |
3 |
3 |
0 |
1 |
3 |
2 |
2 |
16 |