Волевые качества и близоруксть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявить взаимосвязь волевых качеств личности и миопии.
В соответствии с поставленной целью в исследовании определены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы выявить классификацию волевых качеств личности и их особенности;
2. Рассмотреть психосоматический аспект близорукости.

Файлы: 1 файл

Курсовая Волевые качества и близорукость.docx

— 85.65 Кб (Скачать файл)

Если  параллельные лучи, исходящие от бесконечно далеких предметов, преломляются в  близоруком глазу таким образом, что фокус их оказывается впереди  от сетчатки, то мере приближения предмета к глазу будут постепенно принимать  все более и более расходящееся направление, а фокус после их преломления в таком глазу  будет все более и более  приближаться к сетчатке. Наконец при известном положении предмета степень расхождения идущих от него лучей окажется такой, что фокус как раз попадает на сетчатку, при этом на сетчатке, впервые,  образуется ясное, четкое изображение предмета. Это есть дальнейшая точка ясного зрения. Все предметы, лежащие дальше этой точки, близорукий глаз видит в кругах светорассеяния, то есть неясно. Положение этой точки определяет так называется степень близорукости, которую принято выражать в диоптриях. Если дальнейшая точка ясного зрения находится на расстоянии1 м пред глазом, то это будет соответствовать близорукости в 1,0 дптр. При положении этой точки на расстояние 50 см от глаза близорукость будет равняться 2,0 дптр, на расстоянии 25 см – 4,0 дптр и так далее. Таким образом чем выше степень близорукости, тем короче расстояние, в пределах которого близорукий глаз способен видеть ясно14.

Выделяют  два вида близорукости: рефракционную  и осевую.

Помимо  простых статических геометрических аномалий преломляющей системы глаза  существует еще два динамических рефракционных эффекта:

Ночная  близорукость – состояние глаза,  связанное с недостатком света  и контрастности  изображения, при  котором он настраивается на ближнее  расстояние, несмотря на то, что объекты  наблюдения находятся далеко. Она  именуется также  темновым фокусом аккомодации,  тонизирующей аккомодацией, или состоянием относительного покоя аккомодации [16]. Следовательно, измерение рефракции (то есть определение соответствующих очков для  того, чтобы хорошо видеть  отдаленные объекты) должно предусматривать явление ночной миопии.

Во время  чрезмерной работы вблизи, иногда происходит кратковременный спазм или чрезмерное напряжение цилиарной мышцы, что  ведет к расслаблению цинновых связок (при напряжении цилиарной мышцы) острота зрения вдаль при этом ухудшается, появляются признаки близорукости. В этом случае речь идет о ложной, функциональной близорукости, которая  часто предшествует осевой. Чаще всего  ложная близорукость проявляется  у  молодых людей.

К осевой близорукости относится близорукость, при которой длина переднезаднего размера глаза превышает в среднем 24 мм. В этом случае отношение длины глаза (переднезадний размер) к высоте/ширине глаза (поперечный размер) становится  больше, чем 1.0. Увеличение переднезадней длины глаза на 1 мм  соответствует приросту - 3.0 D (диоптриям).

Увеличение  длины глаза, как считают некоторые  исследователи, происходит только днем.

Существует  несколько форм осевой близорукости:

1. Простая близорукость (иногда называемая школьной), начинается в 10- 12 лет, чаще не превышает - 6 диоптрий и стабилизируется к 20 годам. При этой форме отсутствуют какие-либо структурные дефекты глаза.

2. Благоприятная (доброкачественная) форма прогрессирующей близорукости, не превышает 12 диоптрий, часто стабилизируется к 30 годам. При этой форме уже могут быть диагностированы структурные (биохимические) дефекты глаза.

3. Злокачественная форма близорукости - вообще не прекращает прогрессировать. Может достигать 30 диоптрий с серьезными последствиями, приводящими  к слепоте. При этой форме также могут  быть диагностированы структурные (биохимические) дефекты глаза.

4. Патологическая близорукость – форма близорукости, при которой отмечаются патологические изменения в глазу независимо от рефракции15.

Близорукость  принято делить на три группы: слабой степени – 3,0 дптр, средней степени – от 3,0 до 6,0 дптр и высокой степени – от 6,0 дптр и выше. Изредка встречаются случаи близорукости до 20,0 - 30,0 дптр и даже выше. От высокой близорукости следует отличать тяжелую, злокачественную или прогрессирующую, близорукость, при которой имеются те или иные осложнения на дне глаза, в его оболочках. Прогрессирующая близорукость всегда относится к осевой, а не к рефракционной. Поскольку вообще в клинике приходится иметь дело преимущественно с осевой близорукостью, то следует иметь в виду, что удлинение оси глаза на 1 мм влечет за собой  усиление рефракции на 3,0 дптр соответствует удлинению оси глаза на 1/3 мм.

Среди общего числа близоруких наиболее часто встречаются случаи  слабой и средней степени близорукости, более половины известных относятся к близорукости комбинированной. Близорукость высоких степеней, прогрессирующая, сопровождающаяся различными осложнениями, трактуется как патологическое состояние, которое может быть обусловлено врожденной неполноценностью органа или приобретенной при неблагоприятных внешних условиях, вследствие которых стало возможным удлинение переднезадней оси глаза с последующим развитием дегенеративно-атрофических изменений в его тканях и оболочках.

Если рассматривать психосоматику, как науку о телесных и душевных болезней, то возникает актуальный вопрос, волнующий людей, о причинах потери зрения, и степенью тревожности  и дискомфорта вследствие миопии.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ БЛИЗОРУКИХ ЛЮДЕЙ И ЛЮДЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ ЗРЕНИЕМ

 

2.1. Методика исследования

 

Методика  Н.М. Пейсахова предназначена для изучения способностей к самоуправлению. Основополагающим методом исследования является тестирование. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Методика «Способность самоуправления» разработана в  лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета под руководством Н. М. Пейсахова.

Развитие способности самоуправления проходит две стадии. На первой стадии происходит формирование горизонтальной ее структуры. Прежде чем начнет складываться система самоуправления, должна возникнуть потребность в ней. Такая нужда действительно возникает, когда привычные, ранее сложившиеся способы и средства общения, поведения, деятельности не «срабатывают», не приводят к успеху. У человека появляется чувство неудовлетворенности своими поступками и действиями, недовольства собой. Человек начинает действовать методом «проб и ошибок», перебирает известные и неизвестные подходы, приемы. Когда и они не приводят к успеху, то возникает необходимость перейти к рациональному анализу сложившегося положения, к анализу ситуации, к выработке цели и к целенаправленному изменению (самоуправлению) его. С этого момента и начинается собственно формирование системы самоуправления, включающей в себя восемь последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества, принятия решения к действию, контроль, коррекция.

Эти циклы повторяются до тех пор, пока не исчезнет потребность в совершенствовании отдельных звеньев, этапов процесса самоуправления, пока не произойдет переход к саморегуляции, т. е. к привычным поступкам и действиям, совершаемым на основе найденных целей, планов, критериев оценки качества.

Создание  вертикальной организации системы  самоуправления является целью второй стадии развития. Человек должен научиться  сознательно и целенаправленно  изменять всю иерархию форм своей  активности: общение, поведение, деятельность, переживания. Это можно осуществить  последовательно, начиная с нижнего  этажа, с чувств и эмоций. Возможны и другие пути, например, можно начинать совершенствование способности  управлять собой с того, что  лучше получается, к чему есть устойчивый интерес.

Способность самоуправления оценивается  по данной методике на основе обработки результатов анкеты.

Предлагаема анкета даёт возможность  узнать о способностях владеть собой в различных ситуациях. В анкете приведены две группы утверждений:

1. Утверждения,  требующие обращения к опыту,  например, п. 5. Если вы действительно  часто оцениваете свои действия  и поступки, стараетесь найти  ответ на поставленный вопрос, то смело отвечайте «да», а  если вы это делаете редко,  то отвечайте «нет».

2. Утверждения, характеризующие  ваши отношения к общепринятому  мнению, например, п. 28. Если вы согласны  с мнением, то отвечайте «да», а если не согласны, то отвечайте  «нет». Ответ «да» обозначен  «+», ответ «нет» - знаком  «-»   (минус).

 

 

 

 

 

Таблица 1

Образец контрольной карточки

 

 

Результат, баллы

Наименование этапов самоуправления

Оценка уровня самоуправления по шкале

Да

Нет

1

17

33

9

25

41

Σ = 1+2=3

Анализ противоречий

средний

2

18

34

10

26

42

Σ = 2+0=2

Прогнозирование

Ниже среднего

3

19

35

11

27

43

Σ = 3+2=5

Целеполагание

Выше среднего

4

20

36

12

28

44

Σ = 1+2=3

Планирование

средний

5

21

37

13

29

45

 

Критерий оценки качества

 

6

22

38

14

30

46

 

Принятие решения

 

7

23

39

15

31

47

 

Самоконтроль

 

8

24

40

16

32

48

 

Коррекция

 
           

Общая сумма

Общая способность самоуправления

 

 

Таблица 2

Психодиагностическая  шкала

 

Показатели

Уровни способности самоуправления

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Мужчины Σобщ.

0 – 13

14 – 22

23 – 31

32 – 40

41

Женщины Σобщ.

0 – 11

12 – 21

22 – 30

31 – 39

40

Σi - этапы

0 – 1

2

3 – 4

5

6


 

Для определения  общей способности к самоуправлению необходимо:

Σобщ. = Σ1 + Σ2 + Σ3 + … Σ8;

Затем Σобщ.  сравниваем с психодиагностической шкалой, учитывая свою половую принадлежность.

Если  результаты анкетирования лежат  в правой части шкалы, то в целом  система самоуправления у данного  человека имеется, однако в этом случае существует опасность того, что данный человек слишком расчётлив и  рационален, что ему не хватает  эмоций. Об этом стоит подумать, следует  понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки  зрения уравновешивания рационального  и эмоционального.

Если  результаты анкетирования легли  в зоне низких оценок, то у данного  человека ещё нет целостной системы  самоуправления, а сформированы, лишь отдельные звенья. Скорее всего, такой  человек сильно переживает свои неудачи, но дальше этого не идёт. У него эмоциональная  оценка преобладает над рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом случае даже не начинается, а  поэтому и не формируется.

Чтобы лучше  узнать о сформированности отдельных  этапов системы управления, сравните свои результаты с цифрами, приведёнными в шкале (см. «Этапы») и определите степень развития каждого из восьми звеньев процесса самоуправления. Все они оцениваются по одной шкале от 0 до 6 баллов.

 

2.2 Анализ и интерпретация полученных  результатов

 

Обработка информации позволила выявить уровень способности самоуправления, как у близоруких, так и у людей с нормальным зрением. У тех и других общий уровень способности самоуправления – средний. Для выявления связи между близорукостью и способности самоуправления было проведено сравнение соответствующих подгрупп по Т – критерию Стьюдента. Статистически значимые различия между близорукими и людьми с нормальным зрением обнаружены по параметру «критерий оценки качества» (на уровне значимости 0,05) (см. табл. 3).

Информация о работе Волевые качества и близоруксть