Волевые качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с развитием волевых качеств в деятельности;
– исследовать психологические условия развития волевых качеств личности в деятельности;
– на основе фактических данных проанализировать и оценить уровень развития волевых качеств студентов-психологов;
– разработать практические рекомендации по оптимизации развития волевых качеств личности в психологической деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Психологическая структура волевого действия
1.1 Понятие воли и волевого действия
1.2 Волевые качества личности и условия их развития
Глава 2. Определение профессионально важных качеств
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Диагностика волевых качеств личности
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Волевые качества .docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психологическая структура волевого действия

1.1 Понятие воли и волевого действия

1.2 Волевые качества личности и условия их развития

Глава 2. Определение профессионально важных качеств

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Диагностика волевых качеств личности

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены  на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие  непроизвольных действий состоит в  том, что они осуществляются под  контролем сознания и требуют  со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно  поставленной цели. Все отдельные  действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Проблему воли принято рассматривать  в числе наиболее сложных и  дискуссионных вопросов современной  психологии. Данной проблемой в разные периоды занимались многие отечественные  и зарубежные исследователи: В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калин, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, И.М. Сеченов, А. Ассаджиоли, Р. Мэй и др.

Вместе с тем необходимо признать, что, несмотря на предпринимаемые усилия, создание непротиворечивой теории воли, а также средств формирования, развития и коррекции волевой  сферы личности по-прежнему остаётся насущной задачей психологической  науки. Методы психодиагностики волевого потенциала человека в отечественной  психологии разрабатываются недостаточно, а потребность практики в них  велика: без надёжных диагностических  методов практический психолог беспомощен. Следует признать, что совершенствование  приемов оценки уровня развития волевых качеств остается по-прежнему актуальным для практической психологии.

Имеющиеся в настоящее время  научные работы, посвященные анализу  методик диагностики волевых  качеств (Акатов Л.И., 1971; Александрова Н.И., Шульга Т.И., 1987; Бжалава И.Т., 1961; Божович Л.И., Славина Л.С, Ендовицкая Т.В., 1976; Высоцкий А.И., 1979; Ермошкаев И.Н., 1972; Игнатьев Е.И., 1960;. Ильин Е.П, 1986; 2004; Калин В.К., 1968; 1970; Махлах Е.С, Рапопорт И.А., 1976; Селиванов В.И., 1986; Семин В.Н., 1974; Торнтон Г, 1939 и др.), ориентированы преимущественно на выявление их у школьников и студентов, и как исключение - у спортсменов и военнослужащих. К сожалению, практически нет исследований посвященных развитию волевых качеств в педагогической деятельности. Эта работа представляет собой теоретико-библиографический обзор психологических условий развития волевых качеств в педагогической деятельности.

Актуальность проведенного исследования определяется, прежде всего, тем большим  значением, которое играет проблема воли, волевого потенциала в развитии личности профессионала.

В процессе деятельности и взаимодействия у человека формируются устойчивые волевые качества, влияющие на его  поведение и на эффективность  его деятельности в тех или  иных условиях социальной среды. В связи  с этим проблема воли приобретает  не только теоретическое, но и большое  практическое значение: изучение структурных  особенностей, волевых качеств личности имеет своим следствием научное  психологическое обоснование средств  и методов развития этих качеств.

В настоящее время ощущается  необходимость комплексных исследований, посвященных анализу выполнения профессиональной деятельности в особых, нестандартных условиях (в частности, при дефиците времени, информации, физической нагрузке и др.), в том числе  и психодиагностике волевых качеств профессионалов.

Целью курсовой работы является изучение психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности.

Для достижения поставленной цели в  работе ставятся следующие задачи:

– рассмотреть основные теоретические  аспекты, связанные с развитием  волевых качеств в деятельности;

– исследовать психологические  условия развития волевых качеств  личности в деятельности;

– на основе фактических данных проанализировать и оценить уровень развития волевых  качеств студентов-психологов;

– разработать практические рекомендации по оптимизации развития волевых  качеств личности в психологической  деятельности.

Объектом исследования является процесс формирования волевых качеств в деятельности.

Для реализации поставленных задач  используются следующие методы:

– анализ научной и методической литературы;

– диагностика уровня развития волевых  качеств личности;

– методы описательной статистики, коэффициент  корреляции Пирсона.

Исследование состоит из 5 этапов:

Подготовительный этап. На данном этапе:

- определен общий исследовательский  замысел, сформулирована проблема  и основная исследовательская  цель;

- определена база исследования;

- поставлены наиболее общие  исследовательские задачи.

Теоретический этап. На этом этапе:

- осуществлен поиск и качественный  анализ научных источников по  исследуемой проблеме;

- определена и научно обоснована  методологическая база исследования процесса формирования волевых качеств личности в деятельности;

- выявлены и проанализированы  сущностные характеристики воли  как психологического феномена  и научной категории; 

Экспериментально-подготовительный этап. На данном этапе было реализовано  следующее:

- определены принципы и научно  обоснованы перспективы организации  и осуществления исследовательской  работы по развитию волевых  качеств личности в деятельности;

Исследовательский этап. На данном этапе  было:

- осуществлено констатирующее  исследование первоначального состояния сформированности волевых качеств личности у студентов психологов.

Описательно-аналитический этап. На данном этапе

- были окончательно оформлены  результаты осуществленного исследования  в текстовой форме, в контексте необходимых требований.

Базой исследования является БГПУ им. М. Танка, выборку из 22 человек составили  студенты 4 курса (47 группа) факультета психологии.

 

Глава 1. психологическая структура  волевого действия

 

1.1 Понятие воли  и волевого действия

 

В историческом аспекте можно выделить несколько  этапов понимания воли.

I этап —  «Воля как произвольная мотивация»  — связан с пониманием воли  как механизма осуществления  действий, побуждаемых разумом человека, помимо или даже вопреки его желаниям. Действия и поступки, осуществляемые по решению самого человека, Аристотель называл произвольными.

II этап - «Воля  как волюнтаризм». Термин «волюнтаризм»  (от лат. voluntas, atis - воля) был введен в научный обиход в 1883 году немецким социологом Ф. Тенниесом. Идеи этого идеалистического течения в философии, провозгласившего волю первоосновой всего сущего, утверждавшего, что волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов и поведения личности, восходят к далекому прошлому. Блаженный Августин (354-430) полагал, что действиями души и тела управляет воля. Иоганн Дуне Скотт (1265-1308) подчеркивал примат воли, ее приоритет над интеллектом. Этого направления придерживались многие психологи XIX-XX вв., среди них В. Вундт, X. Мюнстенберг и др.

III этап - «Воля  как свободный выбор» характеризуется  отрицанием идеалистического учения  о свободе воли. Воля связывалась  с проблемой выбора и борьбой  мотивов. Б. Спиноза понимал  волю как осознание внешней  детерминации, которая субъективно  воспринимается как собственное  добровольное решение, как внутренняя  свобода. Волю как выбор одного  из побуждений или как решение  конфликта мотивов рассматривали  Г.И. Челпанов, Л.С. Выготский, В.М. Аллахвердов, X. Хекхаузен. В. Франкл отмечал, что именно субъективные основания определяют выбор человека. Но свобода выбора - это не «свобода от...», а «свобода для...». Человек не свободен от внешних и внутренних условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним.

Волю как  долженствование рассматривал Д.Н. Узнадзе, подчеркивая, что источником поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто иное, иногда даже противоречащее актуальной потребности.

IV этап - «Воля  как произвольная мотивация» - определяется  пониманием воли как механизма  преодоления препятствий и трудностей, встречающих на пути к достижению  цели. Это привело к возникновению  двух главных противоборствующих  течений в вопросе о природе  воли.

Первое - мотивационное - подменяет волю мотивами и мотивацией, пренебрегая изучением волевых  качеств (поскольку сила воли заменяется силой потребности). Воля - сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения  и деятельности человека.

Второе течение  связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, практически исключая мотивацию из волевой активности чело (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия). Воля выступает характеристикой личности, чертой характера.

Изложенные  выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные ее стороны, функции и вовсе не противоречат друг другу. Воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремленностью  человека, с преднамеренностью его  поступков и действий (т. е. с мотивацией), с другой стороны, наиболее ярко она  проявляется при преодолении  препятствий.

В отечественной  психологии существует несколько теорий, рассматривающих природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой  в основном реакции на различные  внутренние и внешние стимулы, и  задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы и выявить их связь  с реакциями. Согласно другой концепции, поведение человека понимается как  изначально активное, а сам человек  наделен способность к сознательному  выбору его форм. Эта точка зрения подтверждается исследованиями Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина.

На основании  приведенных выше концепций очевидно, что в зависимости от выбора концепции  определение понятий воля и волевые  качества будет изменятся. На данным момент активно используются следующие определения понятия воли.

Воля - «...деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя  того или другого, и часто наперекор, даже чувству хранения...», - писал  И.М. Сеченов [цит. по 6, с. 8-9], способность человека сознательно и произвольно контролировать свою деятельность и активно управлять ею, преодолевая препятствия и сознательно подчиняя ее поставленной цели. Это сознательное управление человеком своими действиями и поступи ей деятельностью и поведением, мыслями и переживаниями.

Воля - способность  человека действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая  при этом объективные и субъективные препятствия.

Преодоление препятствий требует сознательной рефлексии деятельности на разных уровнях:

-1-й уровень  - осознание субъектом своих способов  действий, своего состояния, режима  и направленности активности;

- 2-й уровень  - активное изменение функционирования  психики, выбор необходимого преобразования  способа деятельности.

Воля, как  все психические явления - одна из форм отражения. Отражаемым объектом в  волевом процессе является объективная  цель деятельности, но не сама по себе, а в соотношении с фактически выполняемой собственной деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели.

Являясь важным компонентом психики, воля обеспечивает выполнение двух взаимодополняющих  функций - побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью  субъекта, когда он заставляет себя сделать что-либо, несмотря на препятствия. Активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью. Не менее часто, благодаря воле, приходится удерживаться от выполнения действия или совершения поступка. В этом и заключается  тормозная функция воли. Часто  волевой тормоз не менее сложное  действие, чем активизация деятельности.

Для возникновения  волевого процесса необходимым условием является наличие преград, препятствий, трудностей. Препятствия могут быть:

- объективными (внешними), не зависящими от субъекта деятельности (время, пространство, противодействия людей, физические свойства вещей). В спорте это трудности, специфические для конкретного вида спорта, одинаковые по своему характеру и качеству для всех спортсменов, представителей этого вида спорта.

- субъективными  (внутренними), основу которых составляет  личное (субъективное) отношение человека  к объективным особенностям (в  спорте - отношение к его специфике,  условиям проведения занятий,  тренировок, соревнований). К этим препятствиям относятся отношения и установки субъекта, неблагоприятные эмоциональные состояния (усталость, лень, страх), неуверенность в своих силах, болезненное состояние и т. д. Отличительная особенность этих трудностей состоит в наличии астенизирующих состояний, обусловливающих снижение работоспособности и результативности.

Под препятствием понимаются не только внешние объективные  трудности, но и внутренние субъективные переживания.

Внешние и  внутренние препятствия, отражаясь  в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый  тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. При  этом внешние трудности отражаются сознанием как отрицательные  для целей мотивы, которые в  волевом акте могут быть преодолены только положительными мотивами. Сила внутренних противодействий не всегда соответствует объективной значимости внешних препятствий, вызвавших их. Например, студент, проявлявший сильную волю при серьезных усложнениях умственной работы, может испытывать непреодолимые трудности при публичном выступлении.

Информация о работе Волевые качества