Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:59, дипломная работа
Целью курсовой работы является изучение психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с развитием волевых качеств в деятельности;
– исследовать психологические условия развития волевых качеств личности в деятельности;
– на основе фактических данных проанализировать и оценить уровень развития волевых качеств студентов-психологов;
– разработать практические рекомендации по оптимизации развития волевых качеств личности в психологической деятельности.
Введение
Глава 1. Психологическая структура волевого действия
1.1 Понятие воли и волевого действия
1.2 Волевые качества личности и условия их развития
Глава 2. Определение профессионально важных качеств
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Диагностика волевых качеств личности
Заключение
Список использованных источников
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели – конечной цели всей его жизни и деятельности.
Таким образом, в психологии воля понимается как самодетерминация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. В настоящее время существуют различные теории воли, в рамках которых рассматриваются соответствующие формы поведения личности (теории бихевиоризма), личные конфликты и способы их преодоления (психологии мотивации), волевые характеристики личности (психологии личности).
Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем, что делает человек, во всех его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.
Исследование с целью определения психологических условий развития волевых качеств личности в деятельности на примере педагогической деятельности было проведено в ноябре 2008 года. В исследовании приняли участие 22 студента БГПУ им. М. Танка, факультета психологии, из них 20 девушек и двое юношей. Исследование проводилось в 5 этапов:
Этап |
Содержание этапа |
Методы |
Участники | ||||
Подготовительный этап |
- определение общего -формулирование проблемы и основной исследовательской цели; - определение базы исследования; |
||||||
Теоретический этап |
- осуществление поиска и - определение и научное
обоснование методологической - выявление и анализ сущностных характеристик воли как психологического феномена и научной категории; |
Теоретико-библиографический |
|||||
Экспериментально- |
- определение принципов и |
||||||
Исследовательский этап |
осуществление констатирующего исследования
первоначального состояния |
- опросник для самооценки терпеливости Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; - опросник для оценки своего упорства Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; - опросник для оценки своей настойчивости Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко; - методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильин (теппинг-тест) |
Студенты ф-та психо-логии | ||||
Описательно-аналитический этап |
оформление результатов |
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Слабоволие,
с которым педагог сталкивается
в повседневной работе, обусловлено,
как правило, неправильным воспитанием,
вполне устранимо в результате направленного
формирования личности детей и подростков.
Наиболее типичным проявлением слабой
воли является лень, стремление человека
отказаться от преодоления трудностей,
устойчивое нежелание совершать
волевое усилие. Примечательно, что
многие люди, во всех других случаях
менее склонные признаваться в каких-либо
недостатках, весьма легко признают
за собой этот дефект. Очевидно, за этим
признанием скрывается некое представление
о собственной ценности, которая
не выявляется лишь по причине лени.
В таком освещении лень выглядит
не столько недостатком, сколько
ширмой, которая скрывает какие-то никому
неведомые достоинства
Положительные
качества воли, проявления ее силы обеспечивают
успешность деятельности, с лучшей
стороны характеризуют личность
человека. Перечень подобных волевых
качеств очень велик: мужество, настойчивость,
решительность, самостоятельность, самообладание
и многие другие. Так, решительность
- это индивидуальное качество воли,
связанное со способностью и умением
самостоятельно принимать ответственные
решения и неуклонно
Оценка волевого качества не может быть выражена одной лишь шкалой «сила - слабость». Существенное, если не решающее, значение имеет моральная воспитанность воли. Характеристика проявлений воли, нравственная оценка их зависит от социальной значимости мотивов, положенных в основу осуществления волевого акта.
Для диагностики профессионально важных качеств, а именно волевых были использованы следующие диагностические методики.
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильин (теппинг-тест)
Сила нервных
процессов является показателем
работоспособности нервных
Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на шесть типов:
- выпуклый
тип: темп нарастает до
- ровный тип:
максимальный темп
- нисходящий
тип: максимальный темп
- промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
- подвижный тип: темп работы в течение первых 10-15 сек снижается, затем нарастает, и опять снижается. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему слабой силы;
- вогнутый
тип: первоначальное снижение
максимального темпа сменяется
затем кратковременным
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности. Тестирование производится индивидуально, занимает не более 2 мин.
Для исследования терпеливости был использован опросник предложенный Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [5, с. 231]. Эта методика предполагала самостоятельные ответы испытуемых на соответствующие утверждения (всего было 18 утверждений). Если студент был согласен с данным утверждением, то отвечать нужно было «да», если не согласен, то «нет».
Исследование упорства мы проводили на основе методики, предложенной Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [5, с. 231]. В данной методике испытуемым предлагался рад ситуаций. Им было необходимо представить себя в этих ситуациях и оценить, насколько подобные ситуации для них характерны.
Настойчивость студентов была измеряна на основе методики тех же авторов - Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко [5, с. 232-233]. Принцип организации работы был тот же, что и в предыдущих методиках - учащимся предлагались определённые утверждения, а им нужно было либо согласиться с ними, либо нет.
2.2 Диагностика волевых качеств личности
Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. На это время приходится очень важный этап, характеризующийся вхождением человека в профессию, становлением будущего специалиста, профессионала.
Считается, что
профессия накладывает на человека
неизгладимый след. Профессионал –
это развивающаяся личность, которая
обладает высокой профессиональной
квалификацией и
Согласно
полученным данным описательной статистики
(Приложение 1) в среднем для группы
характерен вогнутый тип работоспособности,
т.е. в среднем в работе группы
наблюдается резкий спад работоспособности,
затем повышение, не доходящее до
изначального уровня, затем незначительный
спад работоспособности: первоначальное
снижение максимального темпа сменяется
затем кратковременным
Если принять в расчет, что левое полушарие (правая рука) соответствует сознательному, а правое – бессознательному, можно предположить, что разница в данных методики характеризует интенсивность прикладываемых волевых усилий. По данным методики на левую руку в группе преобладает средне-слабый тип нервной системы, по данным методики на левую руку – слабый тип нервной системы. Т.е. студенты привыкли прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
При этом группа
характеризуется как
Таким образом,
можно сделать вывод о том,
что у студентов 4 курса развиты
такие волевые качества как упорство,
терпеливость и настойчивость. Оценка
уровня работоспособности показала,
что большинство студентов
Следовательно, волевые качества активно развиваясь в значимой деятельности, затем прослеживаются и в другим, менее значимых видах деятельности.
Как и все
психические процессы, воля развивается
не сама по себе, а в связи с
общим развитием личности человека.
Зачастую достаточно высокий уровень
развития волевых качеств наблюдается
у людей творческого типа, увлеченных
какой-либо деятельностью. Это происходит
потому, что увлеченность каким-нибудь
занятием всегда сопровождается систематическим
трудом и, следовательно, способствует
формированию волевых характеристик,
проявляющихся и в других сферах
жизнедеятельности. Воля в психологии
определяется, как способность человека
действовать в направлении
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены общей линией, насколько твердо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей цели. Это беспринципные люди без четких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все время от времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели – конечной цели всей его жизни и деятельности.