Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа
Цель исследования: изучение воли и особенности волевых качеств.
Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы к изучению воли в психологии;
2. Разработать психологические рекомендации развития воли.
1.Введение
2.Актуальность темы
3.Цель исследования
4.Задачи исследования
5. Метод исследования
6.Результаты и обсуждения
7.Вывод
8.Список литературы
Инструкция . Оцените степень готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
(+) 2 балла — полностью согласен, безусловное «да»,
(+) 1 балл — скорее «да», чем «нет»,
0 баллов — ни «да», ни «нет»,
(–) 1 балл — скорее «нет», чем «да»,
(–) 2 балла — совершенно не согласен, безусловное «нет».
Вопросы теста (некоторые вопросы оригинального текста нами заменены на сходные по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в нашей стране).
• Превысили бы вы скорость, установленную ГАИ, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
• Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
• Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
• Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 километров в час?
• Прыгнули бы вы в воду с 5-метровой вышки?
• Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
• Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он вернет вам деньги?
• Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при заверениях, что это безопасно?
• Могли бы вы залезть на высокую фабричную трубу?
• Могли бы вы, не умея управлять парусной лодкой, отправиться на ней на прогулку?
• Рискнули бы вы схватить за уздечку мчащуюся лошадь?
• Могли бы вы скатиться на лыжах с очень крутой горы?
• Могли бы вы совершить ради интереса прыжок с парашютом?
• Могли бы вы часто ездить на транспорте «зайцем»?
• Поехали бы вы на машине, если бы ее вел человек, недавно попавший по своей вине в авто-аварию?
• Могли бы вы спрыгнуть на пожарный тент с третьего этажа?
• Могли бы вы пойти на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни?
• Могли бы вы спрыгнуть с подножки поезда, идущего со скоростью 50 километров в час?
• Могли бы вы зайти в переполненный лифт, зная, что из-за перегрузки лифт может надолго застрять между этажами?
• Могли бы вы перебежать улицу на красный свет, если невдалеке стоит милиционер, а вам нужно сесть на подходящий к остановке автобус?
• Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили?
• Могли бы вы войти во двор дачи, несмотря на надпись: «Осторожно, злая собака»?
• Согласны ли вы с утверждением, что «Риск — благородное дело»?
• Хватает ли у вас духу возражать начальству?
• Посадили бы вы к себе в машину незнакомых мужчин, «голосующих» на дороге?
Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+» или «–»).
Выводы. Если опрашиваемый набирает меньше 20 баллов, то у него имеется слишком большая осторожность, если от —10 до +10 баллов — средняя осторожность, а свыше +20 баллов — большая склонность к риску.
Результаты тестирования:
тестировалось 32 человек, из них:
8 человек |
слишком большая осторожность(меньше 20 баллов) |
13 человек |
средняя осторожность(от 10 и выше) |
11 человек |
большая склонность к риску(выше 20 баллов) |
Методика «Социальная смелость»
Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).
1. При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю в разговор;
б) нечто среднее;
в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
2. Я чувствую
себя немного не по себе, если
неожиданно оказываюсь в
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
3. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо коллективной встрече:
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
4. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению:
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
5. Мне трудно
говорить или декламировать
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
6.Волнение
перед выступлением в
а) довольно часто;
б) иногда;
в) почти никогда.
7.Когда я
нахожусь в большой группе
людей, то я предпочитаю
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
8.Мне легко
вступить в контакт с людьми
во время различных
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
9.Когда требуется
немного дипломатии и умения
убедить людей что-либо
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно.
10.Я считаю
себя открытым общительным
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
11.В общении я:
а) свободно проявляю свои чувства;
б) нечто среднее;
в) держу свои переживания «про себя».
12.Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю:
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
13.Я отношусь
к типу энергичных людей,
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
Обработка данных опроса . За ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13 и ответы «нет» по пунктам 3, 5, 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.
Выводы. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.
Результаты тестирования:
тестировалось 36 человек, из них:
16 человек |
социально смелые (экстраверты) |
7 человек |
наблюдается средний уровень социальной смелости |
13 человек |
социально не смелые люди (интроверты) |
Изучение произвольного
Вопросник для выявления
Методика разработана Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой. Инструкция . Прочтите утверждения опросника и выскажите свое отношение к каждому из них, зачеркнув одну из букв.
1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:
а) да (0);
б) не уверен (1);
в) нет (2).
2. Я уступаю место в городском транспорте пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми:
а) в любом случае (2);
б) иногда (1);
в) только, если на этом настаивают (0).
3. Я склонен следить за проявлением своих чувств:
а) всегда (2);
б) иногда (1);
в) редко (0).
4. Если в
полученном задании что-то
а) всегда уточняю все неясности до выполнения задания (2);
б) поступаю так иногда (1);
в) уточняю неясности уже по ходу дела (0).
5. Я проверяю свои действия во время работы:
а) постоянно (2);
б) от случая к случаю (1);
в) редко (0).
6. Прежде чем
выдвигать какой-либо аргумент, я
предпочитаю подождать, пока
а) всегда (2);
б) обычно (1);
в) только если целесообразно (0).
7. Считаю, что
каждая конкретная ситуация
а) согласен (2);
б) отчасти (1);
в) не согласен (0).
8. Обычно я
высказываю свое мнение после
старших по возрасту и положени
а) да (2);
б) не всегда (1);
в) нет (0).
9. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков:
а) да (2);
б) нечто среднее (1);
в) нет (0).
10. Если я краснею, я всегда чувствую это:
а) да (2);
б) иногда (1);
в) нет (0).
11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:
а) всегда (2);
б) от случая к случаю (1);
в) только когда уверен, что допустил ошибки (0).
12. Если у меня возникают сомнения в том, правильно ли я понял смысл про читанного служебного текста, то я:
а) еще раз перечитываю неясное место в тексте (2);
б) поступаю так иногда (1);
в) не придаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0).
13. По окончании работы привожу свое рабочее место в порядок, готовлю его к следующему рабочему дню:
а) обычно (2);
б) иногда (1);
в) редко (0).
14. Я довольно
требовательный человек и
а) да (2);
б) нечто среднее (1);
в) нет (0).
15. В своих поступках я всегда стараюсь тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:
а) да (2);
б) не уверен (1);
в) нет (0).
16. Я не бываю груб даже с теми людьми, которые мне очень неприятны:
а) верно (2);
б) не всегда (1);
в) неверно (0).
17. Если при чтении инструкции я встречаю какие-либо неясности, то я:
а) не обращаю на них внимания, продолжаю читать дальше (0);
б) поступаю так иногда (1);
в) пытаюсь в них разобраться (2).
18. Часто я
слишком быстро начинаю
а) да (0);
б) иногда (1);
в) нет (2).
19. В общественных местах я стараюсь не говорить громко:
а) всегда следую этому правилу (2);
б) иногда следую этому правилу (1);
в) редко следую этому правилу (0).
20. Ошибки в
выполненной работе следует
а) только в тех случаях, если кто-нибудь на них укажет (0);
б) нечто среднее (1);
в) не дожидаюсь, пока другие укажут на них (2).
21. Когда я сильно переживаю по какому-то поводу, то перестаю следить за своими действиями:
а) почти всегда (0);
б) иногда (1);
в) редко (2).
22. Когда я
планирую свою деятельность, то
предусматриваю время на
а) всегда (2);
б) иногда (1);
в) редко (0).
23. При выполнении
задания я удовлетворяюсь
а) правильно (2);
б) не уверен (1);
в) неправильно (0).
24. Выступая перед аудиторией, я стараюсь следить за своим голосом и жестами:
а) всегда (2);
б) иногда (1);
в) редко (0).
25. Не приступаю к работе, пока не буду убежден, что все необходимое для это го уже лежит на своем месте:
а) обычно (2);
б) иногда (1);
в) редко (0).
26. Уходя из дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, воду:
а) согласен (0);
б) не уверен (1);
в) не согласен (2).
27. В общении я:
а) свободно проявляю свои чувства (0);
б) нечто среднее (1);
в) не выражаю своих чувств (2).
28. Если я
невольно нарушил правила повед
а) да (0);
б) нечто среднее (1);
в) нет (2).
29. Иногда мне
говорят о том, что в моем
голосе и манерах излишне
а) да (0);
б) не уверен (1);
в) нет (2).
30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:
а) да (2);
б) нечто среднее (1);
в) нет (0).
31. Я — человек пунктуальный и обычно никуда не опаздываю:
а) верно (2);
б) не всегда (1);
в) неверно (0).
32. Под влиянием момента я редко говорю вещи, о которых потом очень сожалею:
а) правильно (2);
б) не уверен (1);
в) неправильно (0).
33. Мне говорят,
что когда я слишком увлеченно
что-то рассказываю, моя речь
становится несколько
а) верно (0);
б) отчасти (1);
в) неверно (2).
34. Я ем с таким удовольствием, что бываю при этом не всегда аккуратен, как другие:
а) правильно (0);
б) не уверен (1);
в) неправильно (2).
35. Когда я расстроен, я слежу за тем, чтобы скрыть свои чувства:
а) правильно (2);
б) нечто среднее (1);
в) неправильно (0).
36.При разговоре я предпочитаю:
а) высказывать мысли так, как они приходят мне в голову (0);
б) нечто среднее (1);
в) сначала сформулировать мысль получше (2).
О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере свидетельствуют ответы по пунктам 1, 3, 10, 18, 21, 24, 27, 29, 32, 33, 35.
О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности — ответы по пунктам 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 20, 22, 23, 25. При этом вопросы 4, 12, 25 направлены на выявление степени выраженности предварительного (антиципирующего) контроля, а вопросы 5, 11, 23 — текущего, т. е. самоконтроля, включенного уже в процесс выполняемой деятельности.
О выраженности склонности к социальному самоконтролю свидетельствуют ответы по пунктам 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.
Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу — от 0 до 2).
Результаты тестирования
Тестировалось 50 человек, из них:
23 человек |
Выражены склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере |
14 человек |
Выражены склонности к самоконтролю в деятельности |
13 человек |
Выражены склонности к социальному самоконтролю |