Воля, волевые качества и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение воли и особенности волевых качеств.

Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы к изучению воли в психологии;
2. Разработать психологические рекомендации развития воли.

Содержание работы

1.Введение
2.Актуальность темы
3.Цель исследования
4.Задачи исследования
5. Метод исследования
6.Результаты и обсуждения
7.Вывод
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

АО.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция . Оцените степень готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

(+) 2 балла —  полностью согласен, безусловное  «да»,

(+) 1 балл —  скорее «да», чем «нет»,

0 баллов —  ни «да», ни «нет»,

(–) 1 балл —  скорее «нет», чем «да»,

(–) 2 балла  — совершенно не согласен, безусловное  «нет».

Вопросы теста (некоторые вопросы оригинального текста нами заменены на сходные по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в нашей стране).

•  Превысили бы вы скорость, установленную ГАИ, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

•  Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

•  Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

•  Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 километров в час?

•  Прыгнули бы вы в воду с 5-метровой вышки?

•  Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

•  Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он вернет вам деньги?

•  Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при заверениях, что это безопасно?

•  Могли бы вы залезть на высокую фабричную трубу?

•  Могли бы вы, не умея управлять парусной лодкой, отправиться на ней на прогулку?

•  Рискнули бы вы схватить за уздечку мчащуюся лошадь?

•  Могли бы вы скатиться на лыжах с очень крутой горы?

•  Могли бы вы совершить ради интереса прыжок с парашютом?

•  Могли бы вы часто ездить на транспорте «зайцем»?

•  Поехали бы вы на машине, если бы ее вел человек, недавно попавший по своей вине в авто-аварию?

•  Могли бы вы спрыгнуть на пожарный тент с третьего этажа?

•  Могли бы вы пойти на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни?

•  Могли бы вы спрыгнуть с подножки поезда, идущего со скоростью 50 километров в час?

•  Могли бы вы зайти в переполненный лифт, зная, что из-за перегрузки лифт может надолго застрять между этажами?

•  Могли бы вы перебежать улицу на красный свет, если невдалеке стоит милиционер, а вам нужно сесть на подходящий к остановке автобус?

•  Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили?

•  Могли бы вы войти во двор дачи, несмотря на надпись: «Осторожно, злая собака»?

•  Согласны ли вы с утверждением, что «Риск — благородное дело»?

•  Хватает ли у вас духу возражать начальству?

•  Посадили бы вы к себе в машину незнакомых мужчин, «голосующих» на дороге?

 

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+»   или «–»).

Выводы. Если опрашиваемый набирает меньше 20 баллов, то у него имеется слишком большая осторожность, если от —10 до +10 баллов — средняя осторожность, а свыше +20 баллов — большая склонность к риску.

 

Результаты  тестирования:

тестировалось 32 человек, из них:

 

8 человек

слишком большая осторожность(меньше 20 баллов)

13 человек

средняя осторожность(от 10 и выше)

11 человек

большая склонность к  риску(выше 20 баллов)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Социальная смелость»

Данная методика является фрагментом методики многофакторного  исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

1. При общении  с людьми я:

а) с готовностью вступаю  в разговор;

б) нечто среднее;

в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

2. Я чувствую  себя немного не по себе, если  неожиданно оказываюсь в центре  внимания группы людей:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

3. Я всегда  рад оказаться среди людей,  например в гостях, на танцах, на какой-либо коллективной встрече:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

4. Обычно я  молчу в присутствии старших  по возрасту, опыту и положению:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

5. Мне трудно  говорить или декламировать перед  большой группой людей:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

6.Волнение  перед выступлением в присутствии  многих людей я испытывал:

а) довольно часто;

б) иногда;

в) почти никогда.

7.Когда я  нахожусь в большой группе  людей, то я предпочитаю молчать  и предоставляю слово другим:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

8.Мне легко  вступить в контакт с людьми  во время различных общественных  мероприятий:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

9.Когда требуется  немного дипломатии и умения  убедить людей что-либо сделать,  об этом обычно просят меня:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

10.Я считаю  себя открытым общительным человеком:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

11.В общении  я:

а) свободно проявляю свои чувства;

б) нечто среднее;

в) держу свои переживания  «про себя».

12.Мне не  очень нравится, когда смотрят,  как я работаю:

а) да;

б) нечто среднее;

в) нет.

13.Я отношусь  к типу энергичных людей, которые  всегда заняты:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

 

Обработка данных опроса . За ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» — 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13 и ответы «нет» по пунктам 3, 5, 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Выводы. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

 

Результаты  тестирования:

тестировалось 36 человек, из них:

 

16 человек 

социально смелые (экстраверты)

7 человек

наблюдается средний  уровень социальной смелости

13 человек 

социально не смелые люди (интроверты)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение произвольного самоконтроля

Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере , деятельности и поведении ( социальный самоконтроль )

Методика разработана  Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и  С. В. Фирсовой. Инструкция . Прочтите утверждения опросника и выскажите свое отношение к каждому из них, зачеркнув одну из букв.

1. Меня считают вспыльчивым, невыдержанным человеком:

а) да (0);

б) не уверен (1);

в) нет (2).

2. Я уступаю  место в городском транспорте  пожилым людям и пассажирам  с маленькими детьми:

а) в любом случае (2);

б) иногда (1);

в) только, если на этом настаивают (0).

3. Я склонен  следить за проявлением своих  чувств:

а) всегда (2);

б) иногда (1);

в) редко (0).

4. Если в  полученном задании что-то остается  для меня непонятным, я:

а) всегда уточняю все  неясности до выполнения задания (2);

б) поступаю так иногда (1);

в) уточняю неясности уже по ходу дела (0).

5. Я проверяю  свои действия во время работы:

а) постоянно (2);

б) от случая к случаю (1);

в) редко (0).

6. Прежде чем  выдвигать какой-либо аргумент, я  предпочитаю подождать, пока не  буду убежден, что прав:

а) всегда (2);

б) обычно (1);

в) только если целесообразно (0).

7. Считаю, что  каждая конкретная ситуация требует  определенного стиля в одежде:

а) согласен (2);

б) отчасти (1);

в) не согласен (0).

8. Обычно я  высказываю свое мнение после  старших по возрасту и положению:

а) да (2);

б) не всегда (1);

в) нет (0).

9. Мне нравится  работа, требующая добросовестности, точных навыков:

а) да (2);

б) нечто среднее (1);

в) нет (0).

10. Если я  краснею, я всегда чувствую  это:

а) да (2);

б) иногда (1);

в) нет (0).

11. В процессе работы я стараюсь проверить правильность ее выполнения:

а) всегда (2);

б) от случая к случаю (1);

в) только когда уверен, что допустил ошибки (0).

12. Если у  меня возникают сомнения в  том, правильно ли я понял  смысл про читанного служебного текста, то я:

а) еще раз перечитываю  неясное место в тексте (2);

б) поступаю так иногда (1);

в) не придаю этому значения, перехожу к очередному этапу работы (0).

13. По окончании  работы привожу свое рабочее  место в порядок, готовлю его  к следующему рабочему дню:

а) обычно (2);

б) иногда (1);

в) редко (0).

14. Я довольно  требовательный человек и всегда  настаиваю на том, чтобы все  делалось, по возможности, правильно:

а) да (2);

б) нечто среднее (1);

в) нет (0).

15. В своих  поступках я всегда стараюсь  тщательно придерживаться принятых в обществе правил поведения:

а) да (2);

б) не уверен (1);

в) нет (0).

16. Я не бываю  груб даже с теми людьми, которые  мне очень неприятны:

а) верно (2);

б) не всегда (1);

в) неверно (0).

17. Если при  чтении инструкции я встречаю  какие-либо неясности, то я:

а) не обращаю на них  внимания, продолжаю читать дальше (0);

б) поступаю так иногда (1);

в) пытаюсь в них  разобраться (2).

18. Часто я  слишком быстро начинаю сердиться  на людей:

а) да (0);

б) иногда (1);

в) нет (2).

19. В общественных  местах я стараюсь не говорить  громко:

а) всегда следую этому правилу (2);

б) иногда следую этому  правилу (1);

в) редко следую этому  правилу (0).

20. Ошибки в  выполненной работе следует исправлять:

а) только в тех случаях, если кто-нибудь на них укажет (0);

б) нечто среднее (1);

в) не дожидаюсь, пока другие укажут на них (2).

21. Когда я  сильно переживаю по какому-то  поводу, то перестаю следить за  своими действиями:

а) почти всегда (0);

б) иногда (1);

в) редко (2).

22. Когда я  планирую свою деятельность, то  предусматриваю время на проверку выполненной работы:

а) всегда (2);

б) иногда (1);

в) редко (0).

23. При выполнении  задания я удовлетворяюсь только  тогда, когда должное внимание  уделено всем мелочам:

а) правильно (2);

б) не уверен (1);

в) неправильно (0).

24. Выступая  перед аудиторией, я стараюсь  следить за своим голосом и жестами:

а) всегда (2);

б) иногда (1);

в) редко (0).

25. Не приступаю  к работе, пока не буду убежден,  что все необходимое для это го уже лежит на своем месте:

а) обычно (2);

б) иногда (1);

в) редко (0).

26. Уходя из  дома, я не имею привычки проверять, выключил ли я свет, газ, утюг, воду:

а) согласен (0);

б) не уверен (1);

в) не согласен (2).

27. В общении  я:

а) свободно проявляю свои чувства (0);

б) нечто среднее (1);

в) не выражаю своих  чувств (2).

28. Если я  невольно нарушил правила поведения, находясь в обществе, то я скоро забываю об этом:

а) да (0);

б) нечто среднее (1);

в) нет (2).

29. Иногда мне  говорят о том, что в моем  голосе и манерах излишне проявляется возбуждение:

а) да (0);

б) не уверен (1);

в) нет (2).

30. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а) да (2);

б) нечто среднее (1);

в) нет (0).

31. Я — человек  пунктуальный и обычно никуда  не опаздываю:

а) верно (2);

б) не всегда (1);

в) неверно (0).

32. Под влиянием  момента я редко говорю вещи, о которых потом очень сожалею:

а) правильно (2);

б) не уверен (1);

в) неправильно (0).

33. Мне говорят,  что когда я слишком увлеченно  что-то рассказываю, моя речь  становится несколько сбивчивой:

а) верно (0);

б) отчасти (1);

в) неверно (2).

34. Я ем с таким удовольствием, что бываю при этом не всегда аккуратен, как другие:

а) правильно (0);

б) не уверен (1);

в) неправильно (2).

35. Когда я  расстроен, я слежу за тем,  чтобы скрыть свои чувства:

а) правильно (2);

б) нечто среднее (1);

в) неправильно (0).

36.При разговоре  я предпочитаю:

а) высказывать мысли  так, как они приходят мне в  голову (0);

б) нечто среднее (1);

в) сначала сформулировать мысль получше (2).

 

О выраженности склонности к самоконтролю в эмоциональной  сфере свидетельствуют ответы по пунктам 1, 3, 10, 18, 21, 24, 27, 29, 32, 33, 35.

О выраженности склонности к самоконтролю в деятельности — ответы по пунктам 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 20, 22, 23, 25. При этом вопросы 4, 12, 25 направлены на выявление степени выраженности предварительного (антиципирующего) контроля, а вопросы 5, 11, 23 — текущего, т. е. самоконтроля, включенного уже в процесс выполняемой деятельности.

О выраженности склонности к социальному самоконтролю свидетельствуют ответы по пунктам 2, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 26, 28, 30, 31, 34, 36.

Степень выраженности склонности к самоконтролю (по видам и общей) определяется набранной суммой баллов (в соответствии с набранными по каждому ответу — от 0 до 2).

 

Результаты  тестирования

Тестировалось 50 человек, из них:

 

23 человек

Выражены склонности к самоконтролю в эмоциональной сфере

14 человек

Выражены склонности к самоконтролю в деятельности

13 человек

Выражены склонности к социальному самоконтролю


 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Воля, волевые качества и их развитие