Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:06, курсовая работа
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Введение
Глава 1. Понятие воображения
1.1 Определение воображения. Виды воображения………...…..4
1.2 Функции воображения. "Техника" воображения………..…15
Глава 2. Воображение в творчестве
2.1 Понятие творчества. Воображение в творчестве………..…17
2.2 Механизм творческого воображения. Особенности воображения у детей…………………………………………………………..…..24
2.3 Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста……………………...26
Заключение……………………………………………………..…...34
Список использованных источников………………………………32
Первый такой способ - агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование - это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентирование - это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способ создания образов воображения - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются.
Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.
Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.
Глава 2. Воображение в творчестве
2.1 Понятие творчества. Воображение в творчестве
Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Однако одной лишь констатации такого несоответствия явно недостаточно. Правильнее, не сводя суть дела к логическим несообразностям, постараться увидеть в представлениях об "абсолютном" (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.
Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества и соответствующие им социальные нормы и действия правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества. Если иллюзорные представления, как правило, возникают стихийно, то их преодоление - в своей основе сознательный, целенаправленный процесс.
Демистификация творчества есть органическая часть процесса познания и преобразования мира. Апробированные в других областях науки и практики методологические принципы имеют первостепенное значение и для разгадки "тайны" творчества. Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости (откуда непосредственно следует невозможность creatio ex nihilo), ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи. Подобный подход, присущий как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву), можно назвать "панкреацианизмом" (по аналогии с понятиями пантеизма, панпсихизма и др.). При такой широкой трактовке термина "творчество" наука о творчестве была бы неосуществимой, так как охватывала бы все сущее. Продолжающиеся споры по данному вопросу свидетельствуют о необходимости обогащения теоретико-методологической базы эвристических исследований и более детального выяснения объективных предпосылок творчества, возможно, и в форме своеобразного "предтворчества".
Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу.
Бытующее выражение "творчество природы" лишь метафора. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития.
Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики. Сущность творческого отношения человека к миру наиболее адекватно выражена в знаменитых ленинских афоризмах: "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его". Здесь совершенно определенно указывается на взаимосвязь, но не тождественность отражения и творчества. Важно подчеркнуть два аспекта во взаимоотношении этих понятий:
1) отражение присуще всей материи, творчество же сугубо социальное явление;
2) сущность
отражения состоит в возможно
более полном и точном
Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.
Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий "продуктивное - репродуктивное". Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции.
Значение репродуктивной деятельности нельзя недооценивать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Например, такой вид репродуктивной деятельности, как воспроизводство общественных отношений, чрезвычайно важен для формирования человека и общества, а подражание, как заметил еще французский социолог Г. Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальных ценностей. И все же необходимо подчеркнуть ведущую роль продуктивной деятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от репродуктивной, которую в принципе можно передать машине или животному.
Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) - отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычурным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так, например, чернильница с пробкой снизу наверняка была бы весьма оригинальной, но она совершенно неприемлема с практической точки зрения. Разнообразие хаотически сменяющих друг друга всегда незавершенных реформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания, невольно заставляет вспомнить народное изречение: "Все по-новому да по-новому, когда же по-доброму?" Резюмируя изложенное, можно принять следующее определение: творчество - это человеческая деятельность, порождающая новые материальные и духовные ценности.
Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу.
Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего "слышат" своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.
Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя.
Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.
Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного "я" в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.
У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа.
У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.