Воображение и индивидуальное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие воображения
1.1 Определение воображения. Виды воображения………...…..4
1.2 Функции воображения. "Техника" воображения………..…15
Глава 2. Воображение в творчестве
2.1 Понятие творчества. Воображение в творчестве………..…17
2.2 Механизм творческого воображения. Особенности воображения у детей…………………………………………………………..…..24
2.3 Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста……………………...26
Заключение……………………………………………………..…...34
Список использованных источников………………………………32

Файлы: 1 файл

воображение и пр.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.

Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать "от себя" в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение "обстоятельств действия". Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность.

Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, "живет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правде", он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем. Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. "Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение" - писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа "я в предлагаемых обстоятельствах". Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого

2.2 Механизм творческого  воображения. Особенности воображения  у детей

Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, "кристаллизованное" воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Как отмечалось выше, воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность - сочетание вымысла и деятельности, "трезвого расчетливого

рассудка";

зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста? До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. В 4 - 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. В 6 - 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно - манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.

2.3 Влияние изобразительной  деятельности в развитии творческого  воображения детей дошкольного  возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое "изобразительная деятельность", или, другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование составляет преимущественный вид творчества ребёнка в раннем возрасте. По разным данным на возраст от 10 до 15 лет падает период спада интереса к рисованию, после чего интерес опять возрастает, но только у одарённых детей. По данным Люкенса, рисунки взрослого человека мало чем отличаются от рисунков ребёнка 8-9 лет.

Г. Кершенштейнер, основываясь на данных по своим систематическим опытам, распределил весь процесс развития детского рисунка на 4 ступени, не учитывая при этом стадию каракулей.

1. Первая ступень. Схема. Для рисунков этого периода характерно:

схематичность: Человек изображается в виде головонога;

рисование по памяти, а не с натуры;

изображение в рисунке деталей, важных, по мнению ребёнка, но не всегда необходимых;

рентгеновский способ изображения;

несообразность и неправдоподобность деталей рисунка.

А. Сели говорит о том, что дети на этой ступени развития рисования больше символисты, чем натуралисты. В своих рисунках дети выделяют только самые главные (на их взгляд) признаки и ограничиваются их изображением. Психологи сходятся к тому мнению, что на это стадии рисунок является графическим рассказом об изображаемом предмете.

2. Вторая ступень. Возникающее чувство формы и линии. Ребёнок постепенно начинает не только перечислять конкретные признаки предмета, но и передавать формальные взаимоотношения частей. Для рисунков этой стадии характерно:

смесь формального и схематического изображений;

большее число подробностей;

более правдоподобные детали;

отсутствие пропусков.

Однако эту ступень нельзя строго отграничить от предыдущей.

3. Третья ступень. Правдоподобное изображение. Здесь схема исчезает, и рисунок приобретает вид силуэта, или контуров. В рисунках ещё отсутствует пластичность, перспектива, но изображение уже реальное. Дальше этой ступени дети редко идут без дополнительного обучения. Это происходит с 11-ти лет, когда начинает выделяться известный процент детей, обладающих определёнными способностями.

4. Четвёртая ступень. Пластичное изображение. Отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи света и тени, появляется перспектива, передаётся движение.

Казалось бы, что рисование по наблюдению должно быть легче, чем по памяти. Но оказалось, после анализа всех 4 ступеней рисунка, что это не так. Исследователь детского рисунка профессор Бакушинсикй объясняет это следующим образом. На первой ступени на передний план в восприятии выходит двигательно-осязательная форма и тот же способ ориентировки. В этот период важнее действие, а не результат и это действие отличается сильной эмоциональной окраской. Роль зрения в овладении миров всё больше возрастает и подчиняет себе двигательно-осязательный аппарат. В новом периоде ребёнка опять интересует процесс, но теперь это процесс созерцания окружающего мира.

Четвёртая ступень развивается у детей, по данным Г. Кершенштейнера, либо одаренных, либо обучаемых, либо живущих в благоприятной среде. И это уже не спонтанная, не стихийно возникающая деятельность детей. Это творчество, связанное с определёнными умениями и навыками.

Выготский подчёркивает, что развитие детского художественного, как и любого другого творчества должно быть свободным, не принудительным и необязательным.

В переходном возрасте ребёнка не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, ему необходимы определённые навыки. Это проблема двояка - с одной стороны, необходимо культивировать творческое воображение, а с другой, в особой культуре нуждается сам процесс воплощения задуманного на бумаге. Всякое искусство требует определённой техники исполнения, и чем эта техника сложнее, тем интереснее она для детей. Таким образом, развивается любовь к труду у детей и подростков.

Детское творчество проявляется везде, где можно направить интерес и внимание детей на новую область, в которой может проявиться творческое воображение человека.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. В начале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок "видит" дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются "головоноги". Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к "навязыванию" ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Информация о работе Воображение и индивидуальное творчество