Воображение и индивидуальное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие воображения
1.1 Определение воображения. Виды воображения………...…..4
1.2 Функции воображения. "Техника" воображения………..…15
Глава 2. Воображение в творчестве
2.1 Понятие творчества. Воображение в творчестве………..…17
2.2 Механизм творческого воображения. Особенности воображения у детей…………………………………………………………..…..24
2.3 Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста……………………...26
Заключение……………………………………………………..…...34
Список использованных источников………………………………32

Файлы: 1 файл

воображение и пр.docx

— 60.50 Кб (Скачать файл)

И так, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

В воображении заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

Развитие творческого воображения зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

"Изобразительная деятельность" - одно из первых и наиболее  доступных средств самовыражения  ребенка. Дети рисуют то, о чем  думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое  отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной  деятельности проявляется своеобразие  многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше  узнать ребенка, дает возможность  получить материал, раскрывающий  особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря  уже о том, какую пользу приносят  занятия рисованием, развивая память  и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и  анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Таким образом, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Бальзак "Утраченные иллюзии" Художественная литература. Москва, 1973 г., 608с.

2. Боровик О.В. "Развитие  воображения. Методические рекомендации". - М.: ООО "ЦГЛ "Рон"" 2000г. - 112с.

3. Брунер Д.С. "Психология познания. За пределами непосредственной информации". - М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 - 319с.

4. Выгодский Л.С. Собрание  сочинений: В 6т. - Т.2 - М., 1982 / Воображение  и его развитие в детском  возрасте: 436 - 455с.

5. Выгодский Л.С. Проблемы  возрастной периодизации детского  развития. /Вопросы психологии. 1972. № 2. с.114-123с.

6. Выгодский Л.С. "Развитие  высших психических функций". - Издательство "Просвещение", Москва, 1950 г., 234с.

7. Игнатьев Е.И. "О некоторых  особенностях изучения представлений  и воображения". Вып.76.М., 1956г., 254с.

8. Карандашов Ю.Н. "Развитие представления у детей". Учебное пособие. - Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 - 87с.

9. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения. / Пер. с нем. - М.: Тихомиров, 1915г., 322с.

10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн.1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271с.

 

 


Информация о работе Воображение и индивидуальное творчество