Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержание работы

Глава I. Введение..................2
Глава II. Понятие, виды и функции воображения.......5
1.Понятие воображения................5
2.Виды воображения..................7
3.Функции воображения...............9
Глава III. Воображение в жизни человека........11
1.Роль воображения в художественном творчестве....11
2.Роль воображения в литературном творчестве......12
3.Воображение и научное творчество..........13
4.Фантазия и реальность................15
Глава IV.
1.Воображение и эмоции......17
2. Воображение и интересы.............19
3. Воображение и талантливость.........19
Глава V. Заключение..................23
Литература.....................27

Файлы: 1 файл

курсовая-воображение.docx

— 78.57 Кб (Скачать файл)

интуитивна.

2.   Пассивное  воображение заключается в том,  что его образы возникают

спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может  быть

непреднамеренным  и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение

возникает при  ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической

деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном

воображении человек произвольно формирует  образы ухода от

действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить

несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы.

Этот вид  воображения свидетельствует о  глубоком внутриличностном конфликте.

3.   Продуктивное  воображение – отличается тем,  что в нем

действительность  сознательно конструируется человеком, а не просто механически

копируется  или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески

преобразуется. Этот вид воображения лежит в  основе художественной,

литературной, музыкальной, конструкторской и  научной деятельности. Результатами

творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы.

Существенный  критерий данного вида воображения - социальная ценность его

результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности,

акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4.   Репродуктивное  воображение – при его использовании  ставится

задача воспроизвести  реальность в том виде, какова она  есть, и хотя здесь также

присутствует  элемент фантазии, такое воображение  больше напоминает восприятие

или память, чем творчество. С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.

В искусстве  источником любого направления может  быть только жизнь, она же выступает  в качестве первичной базы для  фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В  связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже  не удовлетворяют реалистические, а  тем более натуралистические  средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.

Поэтому с  продуктивным воображением в искусстве  мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" . Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего  творческий процесс в искусстве  связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ  на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем  воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает  творца, что он утрачивает связь  со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.

Реже импульсом  творческого процесса становится пассивное  воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной  работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные  в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения  в художественном творчестве. Так, Франц  Кафка исключительную роль в своем  творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных  произведениях.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как  правило, с волевого усилия, т.е. с  акта воображения, постепенно настолько  захватывает автора, что воображение  становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют  и управляют художником, и он подчиняется  их логике.

Работа человеческого  воображения не ограничивается литературой  и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и  другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

 

3.Функции  воображения и его развитие

 

Разум человека не может находиться в бездеятельном  состоянии, поэтому люди

так много  мечтают. Мозг человека продолжает функционировать  и тогда, когда в

него не поступает  новая информация, когда он не решает никаких проблем.

Именно в  это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек

по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить

воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение  выполняет ряд специфических

функций ,первая из которых состоит в том, чтобы представлять

действительность  в образах и иметь возможность  пользоваться ими, решая

задачи. Эта  функция воображения связана  с мышлением и органически  в него

включена.

Вторая функция  воображения состоит в регулировании  эмоциональных состояний

. При помощи  своего воображения человек способен  хотя бы отчасти удовлетворять

многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно

важная функция  особенно подчеркивается и разрабатывается  в таком направлении

психологии, как психоанализ.

Третья функция  воображения связана с его  участием в произвольной регуляции

познавательных  процессов и состояний человека. С помощью искусно

создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события,

посредством образов он получает возможность  управлять восприятием,

воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана

действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование

деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса

реализации.

С помощью  воображения человек может управлять  многими психофизиологическими

состояниями организма, настраивать его на предстоящую  деятельность. Известны

факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем

человек может  влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания,

частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в

основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов  можно развивать воображение. В

творческих  видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и т.п.,

развитие  воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами

деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат  достигается путем

специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли

научиться расслаблять  отдельные группы мышц, например мышцы  рук, ног, головы,

туловища, произвольно  повышать или понижать давление, температуру  тела,

употребляя  для этого упражнения на воображение  тепла, холода.

 

 

При помощи специальных упражнений и приемов  можно развивать воображение. В  творческих видах труда – наука, литература, искусство, инженерия и  т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем  специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием  воли научиться расслаблять отдельные  группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру  тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода

Глава III. Воображение в жизни человека.

 

1. Роль воображения в художественном  творчестве.

По мнению Э.В.Ильенкова: «В форме искусства развивалось и развивается та

самая драгоценная  способность, которая составляет необходимый  момент

творчески-человеческого  отношения к окружающему миру, - творческое

воображение или фантазия».

С  феноменом  воображения  в  практической деятельности  людей  прежде  всего

связан процесс  художественного творчества.

Так,   с  репродуктивным  воображением  может  быть  соотнесено  направление

в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно,

что по  картинам  И.И.Шишкина  ботаники могут изучать  флору русского леса,

так как все  растения  на  его  полотнах выписаны с «документальной»

точностью. Работы художников-демократов  второй половины XIX в.

И1ё.Крамского, И.Репина, В.Петрова при  всей  их  социальной  заостренности

также  являют  собой  поиски  формы, максимально  приближенной  к

копированию  действительности. Источником любого направления  в  искусстве

может быть только жизнь, она же выступает в  качестве первичной  базы  для

фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести  нечто такое,  что

человеку  не  было  бы известно. В связи  с этим именно реальность становится

основой  творчества  ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии

уже  не  удовлетворяют реалистические, а  тем более натуралистические  средства

выражения.   Но  эта  реальность  пропускается  через  продуктивное

воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом,

цветом, наполняя  свои  произведения  вибрацией  воздуха  (импрессионизм),

прибегая  к точечному  изображению  предметов  (пуантилизм  в живописи и

музыке), разлагая объективный  мир  на  геометрические  фигуры (кубизм) и

т.д. Даже произведения абстракционизма,  ставшего  основой  современного

авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения.

Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо  «Герника»  -  это не

хаотическое нагромождение геометризованных тел  или  их  частей,  а прежде

всего отражение  трагических событий войны в  Испании 1936-1939  гг.  Если

рассматривать  и  попытаться трактовать каждую отдельную  деталь  этой

картины,  то  за  абстрактной формой возникает  вполне конкретный образ,

конкретная   мысль.  Таким  образом,  с  продуктивным  воображением в

искусстве  мы  встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание

действительности  реалистическим  методом  художника не  устраивает.  Его

мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные

реалии.

Чаще  всего  творческий  процесс  в  искусстве  связан  с активным

воображением: прежде чем запечатлеть  какой-либо  образ  на  бумаге,  холсте

или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому

сознательные  волевые усилия. Нередко  активное  воображение настолько

захватывает творца, что он утрачивает связь  со своим временем, своим «я»,

«вживаясь»  в создаваемый им образ.  Реже импульсом творческого процесса

становится  пассивное  воображение,  так как  «спонтанные», независимые от

воли художника  образы чаще всего являются продуктом  подсознательной работы

творца, скрытой  от  него  самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим

процессом, описанные  в  литературе,  дают  возможность  привести примеры

роли пассивного воображения  в художественном творчестве. Так, Франц Кафка

исключительную  роль в  своем  творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их

в своих фантастически  мрачных   произведениях.   Кроме  того,  творческий

процесс,  начинаясь,  как правило, с  волевого  усилия,  т.е.  с  акта

воображения, постепенно настолько захватывает  автора, что воображение

Информация о работе Воображение