Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:30, курсовая работа
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Глава I. Введение..................2
Глава II. Понятие, виды и функции воображения.......5
1.Понятие воображения................5
2.Виды воображения..................7
3.Функции воображения...............9
Глава III. Воображение в жизни человека........11
1.Роль воображения в художественном творчестве....11
2.Роль воображения в литературном творчестве......12
3.Воображение и научное творчество..........13
4.Фантазия и реальность................15
Глава IV.
1.Воображение и эмоции......17
2. Воображение и интересы.............19
3. Воображение и талантливость.........19
Глава V. Заключение..................23
Литература.....................27
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды, как мы уже указывали, называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.
Одаренные дети
требуют особого внимания. Однако
это не исключает необходимости
развивать воображение и
Развитая
способность воображения, типичная
для детей младшего школьного
возраста, постепенно теряет свою активность
по мере увеличения возраста. Вместе с
тем теряется живость и свежесть
впечатлений, оригинальность ассоциаций,
остроумие сравнений и многое
другое. Таким образом, очевидно, что
воображение тесно связано с
личностью, ее развитием. В предыдущих
главах мы уже отмечали, что воображение
обогащает интересы и личный опыт
ребенка, через стимулирование эмоций
формирует осознание
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством
(для чего также первоочередным является
воображение) ребенок формирует
у себя такое качество, как одухотворенность.
При одухотворенности воображение
включено во всю познавательную деятельность,
сопровождаясь особо
В подростковом
возрасте, когда личностное развитие
становится доминирующим, особое значение
приобретает такая форма
Подросток мечтает
о том, что доставляет ему радость,
что удовлетворяет его самые
сокровенные желания и
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.
Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.
Почему большинство из нас теряет способность фантазировать, будучи взрослым (вспомните, как трудно бывает придумать новую сказку для своего ребенка). Как сохранить ее, а, еще лучше, развить? Мы уже познакомились с целым рядом специальных методов и упражнений.
Глава 5.
Заключение.
Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной
силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени
связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания
литературных произведений или изобретательства.
Воображение
значительно расширяет и
огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-
то практически, человек изменяет это мысленно.
Л.С.Выготский считал, что фантазия создаёт образы невоспринятых предметов и
разрушение этой функции приводит к паталогии психики. (Цит. по 5, 215).
Прежде всего следует отметить, что существует связь между воображением и
действительностью. Эта связь осуществляется посредством следующих форм:
1. Первая форма заключается в том, что всякое создание
воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и
содержащихся в прежнем опыте человека. С данной формой связан первый самый
закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон
формулируется так: творческая деятельность воображения находится в прямой
зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что
этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий.
2. Второй формой связи фантазии и реальности является другая,
более сложная связь, на этот раз не между этими элементами фантастического
построения и действительностью, а между готовым продуктом фантазии и каким-
нибудь сложным явлением действительности. Продукты воображения состоят из
видоизменённых и переработанных элементов действительности, и нужен большой
запас прежнего опыта для того, чтобы из его элементов можно было построить
эти образы. Такая форма связи становится возможной только благодаря только
чужому или социальному опыту. В этом смысле воображение приобретает очень
важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством
расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не
видел, может представить себе по чужому рассказу и описанию то, чего в его
непосредственном личном опыте не было, он не ограничен узким кругом и узкими
пределами своего собственного опыта, а может выходить далеко за пределы,
усваивая с помощью воображения чужой исторический или социальный опыт. В этой
форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой
умственной деятельности человека.
Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в
первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается
на воображение.
3.Третьей
формой связи между
эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойственным образом. С одной
стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные
образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как бы
способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны тому
настроению, которое владеет нами в данную минуту.
Образы фантазии дают внутренний язык для нашего чувства. Это чувство
подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь,
которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих
образов.
Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию психологи
называют законом общего эмоционального знака. Сущность этого закона сводится
к тому, что впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный запас, то
есть производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию
объединяться между собою, несмотря на то, что никакой связи не по сходству,
ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается
комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее
чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы,
вступившие в связь.
Однако существует ещё и обратная связь воображения с эмоцией. Если в первом
случае чувства влияют на воображение, то в обратном случае воображение влияет
на чувства. Это явление можно было бы назвать законом эмоциональной
реальности воображения. Сущность этого закона формулирует Рибо: «Все формы
творческого воображения заключают в себе аффективные элементы. Это значит,
что всякое построение фантазии обратно влияет на наличие чувства, и если это
построение и не соответствует само себе в действительности, то всё же
вызываемое ими чувство является действительным, реально переживаемым,
захватывающим человека чувством.
3. Четвёртая форма связи между деятельностью воображения и
реальностью одной стороной тесно связана с третьей, но другой – существенно
отличается от неё. Сущность четвёртой формы связи между деятельностью
воображения и реальностью заключается в том, что построение фантазии может
представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не
соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи
воплощено во вне, принавши материальное воплощение, это «кристаллизованное»
воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и
воздействовать на другие вещи.
Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям
для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины.
Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о
причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к
уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и
т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не
опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и
другие предметы.
Велика, но не всегда заметна роль фантазии в практической производственной
деятельности людей. В любом, даже самом обычном предмете (электрической
лампе, авторучке, бутылочке клея, лезвии бритвы.) можно увидеть опредмеченную
воплощённую мечту многих поколений людей, испытавших настоятельную
потребность именно в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она
изменялась, тем больше число человеческих мечтаний в ней запечатлено.
Осуществлённая мечта вызывает новую потребность, а новая потребность
порождает новую мечту. Сначала каждое новое движение производственной
деятельности, новая вещь кажется совершенной, но по мере её освоения,
обнаруживаются недостатки, и люди начинают мечтать о лучших вещах, стимулируя
тем самым процесс их предметного воплощения.
Литература:
1. де Боно Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении: Пер. с англ.-
М.: Прогресс, 1976.- 144с.
2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной
информации.- М., 1877.
3. Брушлинский А.В. субъективное мышление, учение, воображение.-
Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1967.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983.
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-
методические материалы к
272 с.
7. Гегель. Энциклопедия философских наук.- М.: Мысль, 1977. Т.3.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.1: Пер. с франц.-М.:
Мир, 1996.- 496 с.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. Т.2: Пер. с Франц.-М.:
Мир, 1996.-376 с.
10. Дьячено О.М. Об основных направлениях развития воображения
дошкольника.//Вопросы
11. Дьяченко О.М. пути
психологии.-М.: Педагогика, 1987, №1.- с.44-51.
12. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.: Норма-Инфра, 1999.- 624с.
13. Заика Е.В. Комплекс игр
для развития воображения //
М.: Школа-Пресс, 1993,№2.- с.54-62.
14. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий
для развития мышления, воображения
и памяти школьников.//Вопросы
М.: Школа-Пресс, 1995, №1.- с.41-45.
15. Зеньковский В.В. Психология
детства./Под ред. П.В.
Пресс, 1996.- 336с.
16. Ivic I.D. Covek kao animal symbolicum. Beograd.: Nolit,1978.
17. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии.//Вопросы эстетики,
вып.6.-М., 1964.
18. Ильенков И.В. Искусство и комуннистический идеал.- М., 1984.
19. Коршунова Л.С. Воображение
и его роль в познании.-М.,
20. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт
методологического анализа познавательной функции воображения.- М.: 1989.
21. Кравцова Е. Развитие
Просвещение, 1989, №12.-с.37-41.
22. Кудрявцев В.Т. Воображение
ребёнка: природа и развитие.//
журнал. –М.: Наука/Интерпериодика, 2001, №5.- с.57-68.
23. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.45.
24. Маркс К. Капитал, т.1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.
25. Мухина В.С. Детская
1999.- 352с.
26. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. –М.: