Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:30, курсовая работа
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Глава I. Введение..................2
Глава II. Понятие, виды и функции воображения.......5
1.Понятие воображения................5
2.Виды воображения..................7
3.Функции воображения...............9
Глава III. Воображение в жизни человека........11
1.Роль воображения в художественном творчестве....11
2.Роль воображения в литературном творчестве......12
3.Воображение и научное творчество..........13
4.Фантазия и реальность................15
Глава IV.
1.Воображение и эмоции......17
2. Воображение и интересы.............19
3. Воображение и талантливость.........19
Глава V. Заключение..................23
Литература.....................27
становится спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и
управляют художником, и он подчиняется их логике.
2.
Роль воображения в
Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором
удельный вес творческого воображения особенно велик. Творческий успех
писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая
воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко,
ясно представит себе автор то, что и во имя чего желает он сказать читателю.
На этом начальном этапе работы могут быть определены только основные вехи и,
в первую очередь, идейный замысел произведения. От замысла литературно-
художественного произведения зависит его содержание и литературная форма.
Выбор литературной формы - ответственный момент в работе, он в известной мере
определяет успешное выполнение замысла. Художественное произведение всегда
затрагивает ум и сердце читателя, тат как оно насыщено яркими образами и
сравнениями, эпитетами, аллегориями.
Создание образов литературных персонажей является одним из центральных
моментов творчества писателя. Для того чтобы создать типический образ в
литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления общественной
жизни, стремится проникнуть во внутренний мир человека. Создаваемый писателем
образ будет впечатляющим, если в нём гармонически сливаются в единое целое
типические и индивидуальные черты.
Личность литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём
раскрываются через деятельность, систему поступков, в которых выражаются
отношения героя к окружающим и жизни. Поэтому писателю чрезвычайно важно
найти, определить такие жизненные ситуации, в которых наиболее чётко выступит
та или иная сторона личности или черта характера героя.
Сила творческого воображения писателя – в создании литературных образов,
отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.
3.Воображение и научное творчество.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается
литературой и искусством.
Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что
фантазия необходима только поэту. «Даже в математике она нужна, даже открытие
дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без
фантазии».
В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом видах
творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по-новому
представить себе картину протекания изучаемых явлений. Творческое воображение
– необходимый компонент умственной деятельности на всех этапах научного
творчества.
ü При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня
развития, можно убедиться, что на ранних стадиях развития эта наука насквозь
была пронизана фантастическими допущениями, так как слишком много тогда ещё
оставалось
неизвестным и дополнялось
ü Творческое воображение необходимо в период разработки
экспериментальной ситуации – определения условий намечающейся серии опытов,
которые должны подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы.
ü При конструировании новой экспериментальной установки или нового
прибора также приходится прибегать к экспериментальному моделированию.
ü На следующем этапе исследования – этапе накопления исходных данных,
необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее существенное
значение. На этом этапе очень важно по мере накопления фактов представить себе,
что кроется за малозаметными на первый взгляд случайными отклонениями в
изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть, какие изменения необходимо
внести в экспериментальную ситуацию, которые позволят подтвердить или уточнить
полученные данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и
показать их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы
воображения – важные средства познания того нового, что ещё только в самой
зачаточной форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.
ü На заключительном этапе научного исследования роль творческого
воображения сводится к тому, что завершается преобразование ранее имеющихся у
исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются новые
представления – образы.
4.Фантазия и реальность.
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно
оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что
если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы,
то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы
не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем
произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы
видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект
нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного
воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания
известных элементов, включая изменение их пропорций. Существуют
индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со
спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может
преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне
выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов
говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению,
он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других
отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами,
понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга). Воображение
человека
выступает как отражение
состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его
содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел
широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических
личностных методик.
ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ
Воображение
тесно связано с эмоциями. Активная
работа фантазии вызывает богатую эмоциональную
картину состояния детей. Общеизвестно,
как дети воспринимают сказки. Они
переполнены эмоциями, по силе не уступающими
эмоциональной картине взрослых
в самые значимые моменты жизни.
А детская игра? Она просто теряет
смысл для ребенка, если у нее
отсутствует яркий
Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.
Итак, мы можем
сделать следующий вывод: используя
богатство эмоциональных
ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ
Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.
Интересы
имеют большое значение в жизни
человека. Поскольку интересы проявляются
в положительных эмоциях
Для развития
ребенка очень важно
Ему «интересно
все». Такая любопытствующая
ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ
Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая
деятельность развивает чувства
детей. Осуществляя процесс
Все дети, особенно
старшие дошкольники и
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.