Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержание работы

Глава I. Введение..................2
Глава II. Понятие, виды и функции воображения.......5
1.Понятие воображения................5
2.Виды воображения..................7
3.Функции воображения...............9
Глава III. Воображение в жизни человека........11
1.Роль воображения в художественном творчестве....11
2.Роль воображения в литературном творчестве......12
3.Воображение и научное творчество..........13
4.Фантазия и реальность................15
Глава IV.
1.Воображение и эмоции......17
2. Воображение и интересы.............19
3. Воображение и талантливость.........19
Глава V. Заключение..................23
Литература.....................27

Файлы: 1 файл

курсовая-воображение.docx

— 78.57 Кб (Скачать файл)

становится  спонтанным, и уже не он творит образы. А образы владеют и

управляют художником, и он подчиняется их логике.

2. Роль воображения в литературном  творчестве.

Литературно-художественная деятельность представляет собой процесс, в котором

удельный  вес творческого воображения  особенно велик. Творческий успех

писателя прежде всего зависит от его идейной направленности, которая

воплощена в замысле произведения. Успех зависит от того, насколько чётко,

ясно представит себе автор то, что и во имя  чего желает он сказать читателю.

На этом начальном  этапе работы могут быть определены только основные вехи и,

в первую очередь, идейный замысел произведения. От замысла литературно-

художественного произведения зависит его содержание и литературная форма.

Выбор литературной формы - ответственный момент в работе, он в известной мере

определяет  успешное выполнение замысла. Художественное произведение всегда

затрагивает ум и сердце читателя, тат как  оно насыщено яркими образами и

сравнениями, эпитетами, аллегориями.

Создание  образов литературных персонажей является одним из центральных

моментов  творчества писателя. Для того чтобы  создать типический образ в

литературе, писатель накапливает впечатления, наблюдает явления общественной

жизни, стремится  проникнуть во внутренний мир человека. Создаваемый писателем

образ будет  впечатляющим, если в нём гармонически сливаются в единое целое

типические  и индивидуальные черты.

Личность  литературного персонажа, индивидуальное и типическое в нём

раскрываются  через деятельность, систему поступков, в которых выражаются

отношения героя  к окружающим и жизни. Поэтому  писателю чрезвычайно важно

найти, определить такие жизненные ситуации, в которых  наиболее чётко выступит

та или  иная сторона личности или черта  характера героя.

Сила творческого  воображения писателя – в создании литературных образов,

отличающихся выразительностью, содержательностью, неповторимостью.

3.Воображение  и научное творчество.

Работа  человеческого  воображения,  разумеется,  не ограничивается

литературой и искусством.

Подчёркивая значение воображения, В.И.Ленин назвал предрассудком мысль, что

фантазия  необходима только поэту. «Даже в  математике она нужна, даже открытие

дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без

фантазии».

В не меньшей степени она проявляется в научном,  техническом видах

творчества. Важнейшим условием научного творчества является умение по-новому

представить себе картину протекания изучаемых  явлений. Творческое воображение

– необходимый  компонент умственной деятельности на всех этапах научного

творчества.

ü     При рассмотрении истории какой-либо науки, достигшей высокого уровня

развития,  можно убедиться, что на ранних стадиях  развития эта наука насквозь

была пронизана  фантастическими допущениями, так  как слишком много тогда ещё

оставалось  неизвестным и дополнялось догадками.

ü     Творческое воображение необходимо в период разработки

экспериментальной ситуации – определения условий  намечающейся серии опытов,

которые должны подтвердить или опровергнуть исходные гипотезы.

ü     При конструировании новой экспериментальной установки или нового

прибора также  приходится прибегать к экспериментальному моделированию.

ü     На следующем этапе исследования – этапе накопления исходных данных,

необходимых для решения проблемы, - воображение имеет не менее существенное

значение. На этом этапе очень важно по мере накопления фактов представить себе,

что кроется  за малозаметными на первый взгляд случайными отклонениями в

изучаемых явлениях. Не менее важно также увидеть, какие изменения необходимо

внести в  экспериментальную ситуацию, которые позволят подтвердить или уточнить

полученные  данные, довести их до степени неоспоримо доказанных фактов и

показать  их причинную обусловленность. На этом этапе исследования образы

воображения – важные средства познания того нового, что ещё только в самой

зачаточной  форме начинает выступать в полученных исследователем фактах.

ü     На заключительном этапе научного исследования роль творческого

воображения сводится к тому, что завершается  преобразование ранее имеющихся у

исследователя представлений об изучаемом объекте, формируются новые

представления – образы.

4.Фантазия и реальность.

Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не  бывают  совершенно

оторванными  от реальности, не имеющими с ней ничего  общего.  Замечено,  что

если  любой  продукт  фантазии  разложить  на составляющие  его  элементы,

то  среди  них трудно будет отыскать нечто  такое, чего  в  действительности бы

не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу    мы    подвергаем

произведения   художников-абстракционистов, в составляющих  их  элементах  мы

видим  по  крайней мере  всем  нам знакомые геометрические  фигуры. Эффект

нереальности, фантастичности, новизны продуктов  творческого   и   иного

воображения   достигается  большей  частью  за  счет непривычного  сочетания

известных  элементов, включая изменение их пропорций. Существуют

индивидуальные,  типологические особенности воображения, связанные со

спецификой  памяти,  восприятия  и  мышления человека. У одних людей может

преобладать  конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне

выступает в  богатстве  и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов

говорят, что  они обладают  художественным  типом  мышления. По предположению,

он физиологически связан  с  доминированием правого  полушария мозга. У других

отмечается  большая склонность   к   оперированию   абстрактными   символами,

понятиями  (люди с доминирующим  левым  полушарием  мозга).  Воображение

человека  выступает как отражение свойств  его личности, его психологического

состояния в  данный момент времени.  Известно,  что  продукт  творчества,  его

содержание  и форма хорошо отражают  личность  творца. Данный факт нашел

широкое применение в психологии, особенно  в создании психодиагностических

личностных  методик.

 

ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную  картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они  переполнены эмоциями, по силе не уступающими  эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее  отсутствует яркий эмоциональный  фон и, одновременно, игра целиком  зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется  и у взрослых. Все мы хоть раз  в жизни получали высокое эмоциональное  удовлетворение от мечты. Человек мечтает  о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные  желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения.

Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка  нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно  было замечено учеными. Еще в прошлом  веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским, называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, I рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем  сделать следующий вывод: используя  богатство эмоциональных состояний  ребенка можно успешно развивать  его воображение и, наоборот, целенаправленно  организуя его фантазию, можно  формировать у ребенка культуру чувств.

ВООБРАЖЕНИЕ И ИНТЕРЕСЫ

 

Воображение тесно связано с интересами. Интерес  можно определить как эмоциональное  проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую  особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности.

Интересы  имеют большое значение в жизни  человека. Поскольку интересы проявляются  в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко  сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как  то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что  любой учебный процесс идет тем  успешнее, чем больше интерес к  учебе у ученика.

Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника  вообще характерно познавательное отношение  к миру.

Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный  опыт ребенка, знакомит его с разными  деятельностями, активизирует его различные  способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно  обогащает опыт ребенка, вводит его  в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых  интересов. С помощью фантазии ребенок  попадает в такие ситуации и пробует  такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это  дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В  конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается  с интересом в игре. Именно поэтому  многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно  значительно улучшить успехи ребенка  в интересующей его деятельности. Ниже мы познакомимся с рядом таких  методик.

ВООБРАЖЕНИЕ И ТАЛАНТЛИВОСТЬ

Воображение — это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). У большинства детей чаще всего мы видим продукты творчества второго рода.

Хотя это  не исключает возможность создания детьми и объективных открытий. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет  знания, опыт и интересы ребенка.

Творческая  деятельность развивает чувства  детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму  положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т. д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники  младшего и среднего возраста, любят  заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством  не только независимо от места и  времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием  выступают на сцене, участвуют в  концертах, конкурсах, выставках и  викторинах.

Особое значение творческая деятельность имеет для  одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Информация о работе Воображение