Воспитание и саморазвитие личности, их методы и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.

Файлы: 1 файл

Психология кр.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Институт  законоведения и управления ВПА»

 

КАФЕДРА ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ                       

                                         ДИСЦИПЛИН

 

 

                       КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                                по дисциплине

_____________________Психология_____________________

Тема: «Воспитание и  саморазвитие личности, их методы и  средства»

 

 

 

 

 

                                                               Выполнил

                                                               студент группы ____2106____________

                                                              заочной формы обучения

                                                               Направление: «Управление персоналом»

                                                               Ф.И.О. ___Дроздова Т. В.____________

 

                                                          Проверил

                                                          Преподаватель: __Музыченко Л. С.______

                                                          Оценка (зачтено\незачтено)_____________

                                                          Подпись преподавателя________________

 

 

 

 

 

 

                                                  Тула 2013 г.

 

                                                                  1

                                                 Введение.

  Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению  самовоспитания. Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.  

 Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих  поколений посредством внутренних  душевных факторов, обеспечивающих развитие. 

  Самовоспитание - это  деятельность человека, направленная  на изменение своей личности  в соответствии с сознательно  поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания).

   Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две  стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это  система внутренней самоорганизации  не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

 

                                                                 2

     В понятиях "самовоспитание", "самообразование", "самообучение " педагогика описывает внутренний  духовный мир человека, его способность  самостоятельно развиваться. Внешние  факторы - воспитание, образование,  обучение - лишь условия, средства  их пробуждения, приведения в  действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно  в душе человека заложены движущие силы его развития.

   Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           3

                                    Воспитание личности.

     Процессы и  результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям  в  развитии  общества,  жизненным обстоятельствам,  тормозящим развитие его индивидуальности.  Так, нередко встречаются люди настолько социализированные,  фактически растворенные в социуме,  что оказываются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных  принципов.  В значительной степени это зависит от типа воспитания.  
     Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой,  рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та,  и другая социализация имеют ряд различий в разные  периоды развития личности.  Одно из самых существенных различий,  имеющих место во всех периодах возрастного развития личности,  - это  то, что  воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. 
    В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.  В соответствии  с этими  функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации,  придать ей гуманистическую ориентацию,  востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. 
    Типы (модели)  воспитания  обусловлены  уровнем развития обществ,  их  социальной  стратификацией  (соотношением  социальных групп  и  слоев) и

                                                                   4

социально-политическими  ориентациями.  Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и  демократическом  обществах.          В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности. 
     Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.  В связи с этим возникает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. 
     А. В. Мудрик условно выделил три  группы  задач,  решаемых  на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

     Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального  развития,  которое  характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных  условиях  (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).  
     Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные,  ценностно-смысловые задачи,  которые специфичны для  каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. 
Они определяются обществом в целом,  региональным и ближайшим окружением человека. 
     Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения. 
     Решение названных задач в процессе воспитания вызвано  необходимостью  развития  личности. Если какая-либо группа задач или

                                                                    5

наиболее значимые из нее остаются нерешенными  на  том  или  ином этапе  социализации,  то  это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. (Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие)

     Наиболее значительным в развитии личности является семейное воспитание. Целью домашнего воспитания является формирование таковых свойств и параметров личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную мишень домашнего воспитания.

     Определенный  педагогический опыт есть у каждого, т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от собственных родителей, от бабушек и дедушек. Все самые принципиальные процессы начального воспитания происходят в семье - все начинается с раннего детства.

      Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала либо конца. Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для дитя ту модель жизни, в которую он включается. Встречается много не плохих семей, сознающих эту высокую родительскую цель. Влияние родителей на собственных детей обязано обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет собственных родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Конкретно дети несут в себе заряд той социальной

среды, в которой живет семья. (Агафонова А. Практика по общей педагогике. - СПб. Питер, 2003).

                                                                    6

     Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели, воздействуют на других людей – воспитанников, с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

      Средствами воспитания  могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение. 

      Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

  

                                                                      7

      В жизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воздействие расширяет возможности воспитания. Данное средство, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок еще не понимает обращенную к нему речь. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания является персональная и временная ограниченность его применения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.

     Косвенное воспитательное  воздействие, осуществляемое через книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуждая человека вновь и вновь обращаться к материальным источникам воспитательных влияний. Но такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обладает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на другого. Кроме того, такое средство воздействия имеет и возрастные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже владеющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного.

     Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недостаток - тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем

 

                                                                    8

осознанное, но его достоинства  и недостатки практически трудно оценить по причине недостаточной  контролируемости сознанием.

      Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку большинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

     Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Информация о работе Воспитание и саморазвитие личности, их методы и средства