Воспитание и саморазвитие личности, их методы и средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее воспитанием. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.

Файлы: 1 файл

Психология кр.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

     Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определенным образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определенный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

     Поскольку знания, эмоции  и поступки человека взаимосвязаны,  через любое из них можно  оказать влияние на личность  в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата.

 

                                                                     9

Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

                                 

                                       Саморазвитие личности.

    Итак, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

    Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

     Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое

 

                                                                      10

преобразование всех сторон личности. Данные концепции  развития относят к интегративным  концепциям.

     Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

3. Появление инициативности  в противовес чувству вины (примерно  от трех до шести лет).

4. Трудолюбие в противовес  комплексу неполноценности (возраст  от семи до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность  в противовес личностной психологической  изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании  нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность  прожитой жизнью в противоположность  отчаянию (старше 60 лет).

    Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение

                                                                   11

всей жизни. Причем новые  личностные черты, по его мнению, возникают  лишь на основе предыдущего развития.

     В отечественной  психологии принято считать, что  развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек - существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

     Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса - индивидуализации.

      Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья. Именно в семье, в окружении близких людей, закладываются основы личности человека. Очень часто мы можем встретить мнение, что основы личности закладываются в возрасте до трех лет. В этот возрастной период у человека не только происходит бурное развитие психических процессов, но

 

                                                                    12

он также получает первый опыт и навыки социального поведения, которые остаются у него до конца жизни. (Маклаков А. Общая психология).

     Саморазвитие означает, что необратимые качественные изменения в личности наступают по ее собственной воле и, что личность берет в собственные руки ответственность за свое развитие. Но это происходит не сразу, а на определенном этапе развития индивида. Знаменитое «Я сам», которое произносит ребенок, означает старт саморазвития. Но пройдет много времени, прежде чем потребность к саморазвитию превратится в устойчивое качество личности, но может таковым и не стать.

    Опыт творчества ребенка накапливается и функционирует как субъективное образование, как интеграция различных знаний, навыков, умений, состояний, качеств личности, как внутренняя переработка опыта взрослого (путем подражания).  На начальных этапах формирования личности ее активность выражается в готовности воспринимать в процессе общения воздействия, исходящие от взрослых, в определенной восприимчивости к этим воздействиям. Однако, по мере роста личности, эта готовность претерпевает изменения в связи с интенсивностью развития ее самосознания, способного самостоятельно регулировать свое поведение. Процесс саморазвития возникает стихийно, даже когда личность не ставит перед собой такой задачи. Оно подготавливается процессом развития личности и является его необходимым этапом. Развитие и саморазвитие, являясь источниками друг друга, друг друга взаимно обогащают. Саморазвитие, захватывая личность, достигая определенного уровня своих результатов, создает лучшие или худшие предпосылки для дальнейшего развертывания развития под воздействием обучения и воспитания.

      А.А.  Бодалев выдвигает гипотезу о  зоне ближайшего саморазвития  человека. Сущность ее он видит  в том, что, во-первых, потребность  и способность к саморазвитию проявляется и реализуется у человека легче и

                                                                  13

быстрее при осуществлении  определенных целей, в процессе достижения которых у него происходят качественные изменения в личности. Во-вторых, человек, подвергая себя самовоздействиям в определенном направлении, не обязательно делает это сознательно. Он может тянуться к деятельности, настойчиво заниматься ею и тем самым развивать  новые для себя качества. Вместе с тем, это тяготение к занятию определенной деятельностью является показателем потребности в саморазвитии и готовности к нему в совершенно определенном отношении.

     Л.С. Сапожникова отмечает, что развитие личности не может быть достигнуто без глубокой заинтересованности самой личности, без  её собственных усилий, направленных на создание себя. Самосовершенствование личности является показателем и одним из факторов развития личности. Оно возникает на определенном этапе психического развития личности как одна из её потребностей в реализации  активности  и самостоятельности. По мнению автора, собственная активность личности, которая ведёт её к развитию, проявляется сравнительно рано  уже в дошкольном возрасте. Эта активность реализуется в виде самостоятельной постановки перед собой задач определенным способом изменить себя, нахождение своих собственных, соответственных этим задачам способов работы над собой, ведущих к развитию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

     Л.И. Анциферова говорит, что развитие в истинном смысле слова происходит тогда,  когда индивид сам порождает новые цели, новые идеалы, новые критерии своего поступательного движения. Личность, таким образом, творит, создает себя. Личность – это субъект своего собственного развития.

     По мнению Д.И. Фельдштейна становление личности выступает как особый тип развития, имеющий   свои тенденции, перспективы самоопределения, самореализации. Развитие выражает основную потребность человека как универсального родового существа - постоянно

                                                                  14

выводить за свои пределы. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях,  в которые она включается. И хотя нормы этого становления заданы обществом, важнейшее значение имеет способность индивида к самовыражению, саморегуляции, самоутверждению, самоопределению, самоосуществлению.

    Саморазвитие - развитие, обусловленное внутренней активностью личности.

    Когда мы говорим о саморазвитии личности, то по сравнению с процессом развития, можно выделить несколько кардинальных отличий:

- преобразование в  личностной сфере обусловлены  не внешними причинами, а активным  воздействием личности на саму  себя;

- изменение происходит  не только в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной сферах, но и в процессах самопознания, самоопределения, самосовершенствования, саморегуляции, самоуправления.

      Отличительными характеристиками понятия «саморазвитие», во-первых, являются разносторонние процессы личности: педагогические, психологические, социальные, физиологические, философские и другие. Во-вторых, эти процессы имеют в основе созидательную сущность. В-третьих, они обладают количественными и качественными параметрами разрешения имеющихся противоречий, охватывают все сферы личности. «Процесс саморазвития охватывает все сферы личности: и мотивы (потребности), и интеллектуальную, и эмоциональную, и волевую, но самое главное, он (этот процесс саморазвития), базируется, и всякий раз поднимает на новый уровень функционирования, то есть интенсифицирует, процессы «самости»: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческую самореализацию, самосовершенствование и другое» (В.И. Андреев).

     В отличие от саморазвития, развитие происходит спонтанно в результате разрешения внутренних противоречий и, как результат, сопровождается

                                                                   15

изменениями качеств личности, которые ею не осознаются. (Анфисова С. Е. Творческое саморазвитие личности студентов – статья.)

     В настоящее время существует большое множество различных тренингов, методик и техник, посвященных достижению успеха, саморазвитию, поискам себя в жизни. Их объединяют такие методы саморазвития, как визуализация, аффирмации, медитации и постановка целей.

      Аффирмация – это короткая фраза, вербальная формула, повторяя которую многократно человек закрепляет в  своем подсознании определенную установку, которая способствует переменам в жизни в лучшую сторону. Техники, в которых применяются аффирмации, создают в разуме человека позитивные убеждения и очень часто являются эффективными. Идея в том, что наши убеждения влияют на нашу жизнь в целом, и на отношение к тем или иным жизненным вопросам.

     Визуализация – это создание в своем разуме образов неких событий или состояний, которые человеку необходимо привлечь в свою жизнь, закрепление этих зрительных образов. Эта методика схожа с аффирмацией, разница в том, что акцентируются не словесные описания, а визуальные изображения и ощущения.

Информация о работе Воспитание и саморазвитие личности, их методы и средства