Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования: выявить и конкретизировать на практике психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом колледже.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа;
- провести исследовательскую работу по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- подобрать методики и занятия по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- исследовать результаты проведенной работы и сделать соответствующие выводы и характеристики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа 6
1.1. Понятие о лидерских качествах 6
1.2. Воспитание лидера в колледже 10
Глава 2. Исследования уровня сформированности лидерских качеств у студентов колледжа 17
2.1. Из опыта работы Белгородского педагогического колледжа по воспитанию лидерских качеств студента 17
2.2. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у студентов 19
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 31
Оглавление
Лидерство - это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. Мы можем достичь того уровня развития, который поставили перед собой другие.
В нашем сегодняшний день не хватает лидеров в полном смысле этого слова.
Вопрос, который мы рассматриваем в данной курсовой работе является актуальным в психологии, социологии и педагогике сегодня. Мы хотим проследить, на сколько тесно связаны социальная среда и уровень развития лидерских качеств, учитывая тот факт, что в настоящий момент в городских колледжах обучается очень большой процент юношей и девушек, приехавших из сельской местности.
Действия лидеров напрямую связаны с реальной ситуацией. Лидерство не может быть оторвано от окружающей его среды. Такова одна из главных причин того, почему так трудно оценить лидерство и еще труднее его измерить. Социальная среда определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения в конкретном контексте лидера.
Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить и конкретизировать на практике психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом колледже.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие лидерских качеств у студентов педагогического колледжа будет эффективным, если:
- процесс организации психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств будет выступать как часть целостного педагогического процесса колледжа;
- эффективность процесса развития лидерских качеств определяется особыми условиями, созданными в ходе психолого-педагогического сопровождения;
- реализуется поэтапная работа по программе психолого-педагогического сопровождения развития лидерских качеств.
Объектом нашего исследования являются студенты Белгородского педагогического колледжа.
Предметом исследования является влияние социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом определены задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа;
- провести исследовательскую работу по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- подобрать
методики и занятия по
- исследовать результаты проведенной работы и сделать соответствующие выводы и характеристики.
Теоретико-методологической базой исследования являются положения и принципы отечественной и зарубежной психологии: теории лидерства, системный и личностно-деятельностный подходы, принципы детерминизма и развития. Теоретическая основа исследования определяется поставленными целями и задачами и основывается на разработанной в психолого-педагогической науке теории личности как субъекта творческой деятельности, индивидуальности и ее развития в деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, С.Л. Рубинштейн и др.); теории учебной и профессиональной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев и др.); концепции профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.). Исследование базируется также на научных трудах Н.И.Бирюков, В.В. Бовичев, Е.В. Кудряшова, Э.Б. Воронова, А.Г. Ковалев, Э. Богардус, В.И. Власов, Н.В. Голубева, Н.С. Жеребова, А.Н. Жмыриков, Б.И. Кретов, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Дж. Бернс, М. Макколл, Л. Понди, Р.Стогдилл, Ф. Фидлер и др.
Методы исследования: теоретический анализ темы, педагогической и методической литературы; наблюдения; беседы; педагогический эксперимент; интерпретация и обработка результатов исследования.
База исследования – студенты педагогического колледжа г. Белгорода.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Современное
российское общество характеризуется
существенными преобразованиями во
всех сферах его жизни. В настоящих
условиях политического и социально-
Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы [1].
Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером [12].
В психологической литературе зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены группы будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что деятельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его.
Искусство
руководства - это в известном
смысле и умение
В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в колледже официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту группы. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером группы.
Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться еще и по следующим критериям[4]:
- по содержанию деятельности:
а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
б) лидер-исполнитель,
организатор выполнения уже заданной
программы;
в) лидер, являющийся
одновременно как вдохновителем, так
и
исполнителем.
- по стилю руководства:
а) авторитарный;
б) демократический;
в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
- по характеру деятельности:
а) универсальный,
т.е. постоянно проявляющий свои
качества
лидера;
б) ситуативный,
т.е. проявляющий качества лидера лишь в
определенных, специфических ситуациях.
Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесен только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других.
На протяжении многих лет психологи пытались выделить основные качества лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определенное количество черт личности, их было слишком много или же их определенное количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Рассмотрим некоторые попытки.
К примеру, Р. Столдилл выделил 5 таких черт: ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела.
Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В процессе последующего изучения этого вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностно-деловые.
Но и эти качества не явились гарантом лидерства.
Фрэнк Карделл
не ставил перед собой задачу определить
качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он
предлагает восемнадцать так называемых
«разъединителей». Это черты характера
и привычки, которые «разъединяют» нас
от лидерства. Ниже следует перечень этих
«разъединителей»: низкая самооценка
и отсутствие уважения к себе; чрезмерная
склонность к обману, отговоркам, оправданиям;
внутренние картины в сознании, удерживающие
нас на месте; нежелание простить и отпустить;
недостаточное использование своего воображения;
пренебрежение по отношению к своему творческому
потенциалу; потребность быть всегда правым;
слабые коммуникативные способности:
неумение слушать и говорить; неспособность
примирится со своими страхами; отсутствие
ясных целей; недостаток обязательности;
боязнь риска; неспособность принять ответственность
за свою жизнь; потеря надежды; недостаток
мужества; неумение фантазировать и мечтать;
отсутствие любви к себе; тщеславие[5].
В своем труде Карделл подразделяет первую главу на три части, которые объясняют нам в результате чего у нас появились те или иные «разъединенности» и как они влияют на зарождение лидерства.
Таким образом, лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру) [12].
Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.
Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Как мы уже знаем, статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы в колледже, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Спонтанные группы существуют всегда и везде. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподом. По характеру социальной направленности спонтанные группы можно классифицировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).
Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Члены такой компании не только совместно развлекаются, но и мечтают, спорят, обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решения жизненных проблем.
Информация о работе Воспитание лидерских качеств у студентов