Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования: выявить и конкретизировать на практике психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом колледже.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа;
- провести исследовательскую работу по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- подобрать методики и занятия по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- исследовать результаты проведенной работы и сделать соответствующие выводы и характеристики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа 6
1.1. Понятие о лидерских качествах 6
1.2. Воспитание лидера в колледже 10
Глава 2. Исследования уровня сформированности лидерских качеств у студентов колледжа 17
2.1. Из опыта работы Белгородского педагогического колледжа по воспитанию лидерских качеств студента 17
2.2. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у студентов 19
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 31
Исследование проводилось в три этапа: 1. подбор и разработка диагностирующих и формирующих методик; 2. внедрение разработанной программы «Школа лидеров» в учебный процесс колледжа; 3. математическо-статистическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе исследования.
Программа проведения нашей исследовательской работы имеет следующую структуру: обоснование необходимости эксперимента; формирование научной гипотезы; обоснование выбора вида эксперимента; выбор и оценка общих условий проведения эксперимента; выбор методов эксперимента; описание проведения основных этапов эксперимента; анализ результатов эксперимента.
Для реализации поставленных целей, чтобы составить общее представление об уровне сформированности лидерских качеств у студентов нами были использованы конкретные методики исследования:
1. модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
2. тест-опросник Е. Жарикова «Лидер или администратор» (прилож. 1);
3. тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера (прилож. 2).
Выбор
методик был определен
Методики Е. Жарикова «Лидер или администратор» и тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера позволяет оценить способность человека быть лидером. Для лидера характерна направленность личности на дело, заинтересованность в решении деловых проблем.
Сравнительная таблица результатов по тесту «Жизненные ценности» (терминальные ценности) студентов исследовательской группы по методике М. Рокича представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная таблица результатов по тесту «Жизненные ценности» студентов
Терминальные ценности
Жизненные ценности
|
Исследовательская группа студентов | |
До начала эксперимента |
После окончания эксперимента | |
Интересная работа |
7 |
8 |
Здоровье |
11 |
6 |
Самореализация |
10 |
11 |
Общественное признание |
14 |
15 |
Счастливая семейная жизнь |
4 |
4 |
Материально-обеспеченная жизнь |
2 |
3 |
Саморазвитие |
8 |
9 |
Уверенность в себе, внутренняя гармония |
5 |
1 |
Наличие хороших и верных друзей |
6 |
5 |
Любовь |
3 |
7 |
Вершинные переживания |
16 |
17 |
Самостоятельность в суждениях и поступках |
9 |
10 |
Активная, деятельная жизнь |
1 |
2 |
Счастье других, совершенствование других |
17 |
18 |
Творчество |
18 |
12 |
Познание |
13 |
14 |
Жизненная мудрость |
12 |
13 |
Развлечения |
15 |
16 |
Сравнительный анализ данных по иерархии жизненных ценностей студентов позволяет сделать вывод, что в результате формирующего эксперимента у студентов экспериментальной группы система педагогических ценностей претерпела значительные преобразования в пользу духовных ценностей. Материально-обеспеченная жизнь остается на третьем месте, а самореализация и саморазвитие – соответственно на одиннадцатом и девятом.
Сравнительная таблица результатов по тесту «Жизненные ценности» (инструментальные ценности) студентов исследовательской группы по методике М. Рокича представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная таблица результатов по тесту «Жизненные ценности» студентов
Инструментальные ценности
Жизненные ценности
|
Исследовательская группа студентов | |
До начала эксперимента |
После окончания эксперимента | |
Эффективность в делах |
14 |
1 |
Образованность |
2 |
2 |
Воспитанность |
11 |
3 |
Аккуратность |
4 |
4 |
Самоконтроль |
5 |
5 |
Независимость |
1 |
6 |
Жизнерадостность, чувство юмора |
6 |
7 |
Ответственность |
10 |
8 |
Исполнительность, дисциплинированность |
8 |
9 |
Смелость в отстаивании взглядов |
9 |
10 |
Честность |
18 |
11 |
Рационализм |
3 |
12 |
Терпимость к мнениям других |
12 |
13 |
Этническая толерантность |
13 |
14 |
Чуткость, заботливость |
15 |
15 |
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
16 |
16 |
Высокие притязания |
17 |
17 |
Твердая воля |
7 |
18 |
Сравнительный анализ данных по иерархии жизненных ценностей студентов позволяет сделать вывод, что в результате формирующего эксперимента у студентов экспериментальной группы система терминальных ценностей претерпела значительные преобразования в пользу духовных ценностей. Материально-обеспеченная жизнь остается на третьем месте, а самореализация и саморазвитие – соответственно на одиннадцатом и девятом.
Соотнесение полученных результатов с первоначальными по иерархии инструментальных ценностей показывает, у студентов исследовательской группы после окончания эксперимента принципиальных изменений в системе инструментальных ценностей не произошло.
Критерии и уровни оценки по тесту «Лидер или администратор» (методика Е. Жарикова) представлены в таблице 3 в данном тестировании приняли участие 12 студентов.
Таблица 3
Критерии и уровни оценки по тесту «Лидер или администратор»
«Лидер» |
«Администратор» | |
1.Грищенко Андрей |
90 |
70 |
2. Белоусова Лена |
90 |
70 |
3. Гашева Ирина |
50 |
50 |
4. Качалкова Юля |
50 |
50 |
5. Батанина Катя |
35 |
70 |
6.Медведева Саша |
90 |
40 |
7. Никулина Лиза |
40 |
80 |
8.Зеленина Лена |
45 |
55 |
9.Емельянова Уля |
50 |
70 |
10.Девятков Илья |
40 |
80 |
11.Горюнова Наташа |
55 |
40 |
12.Казаков Рома |
40 |
80 |
Критерии оценки за «Лидер или администратор»:
- просуммируйте
все баллы по нечетным
- просуммируйте отдельно все баллы по высказываниям, имеющим четные номера (2,4,6 и т.д.).
Как видно по проведенному исследованию в данной группе студентов можно выделить троих лидеров т.к. по шкале «Лидер» они набрали по 90 баллов, а по второй – «Администратор» - 40%. Это означает, что в своей деятельности на 90% они опираются на коллегиальные формы руководства и на 40% - на административно-директивные установки.
Критерии и уровни оценки сформированности самоконтроля в общении (тест М. Скайдера) представлены в таблице 4.
Таблица 4
Критерии и уровни оценки сформированности самоконтроля в общении (тест М. Скайдера)
Ф.И.О. |
Самоконтроль в общении |
1.Грищенко Андрей |
3 |
2. Белоусова Лена |
4 |
3. Гашева Ирина |
4 |
4. Качалкова Юля |
4 |
5. Батанина Катя |
4 |
6.Медведева Саша |
6 |
7. Никулина Лиза |
10 |
8.Зеленина Лена |
5 |
9.Емельянова Уля |
7 |
10.Девятков Илья |
7 |
11.Горюнова Наташа |
8 |
12.Казаков Рома |
10 |
Критерии оценки сформированности самоконтроля в общении:
- по одному баллу начисляется за ответ Н на 1,5 и 7 вопросы;
- за ответ В на все остальные вопросы тоже начисляется по одному баллу.
Как видно по проведенному исследованию в данной группе студентов можно выделить пять студентов набравших по 7-10 баллов и соответственно имеющих высокий коммуникативный контроль и шесть студентов набравших по четыре балла т.е. имеющих средний коммуникативный контроль, а также одного студента имеющего низкий коммуникативный контроль.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в период профессионального обучения студентов в педагогическом колледже за время обучения происходят изменения положительной направленности. Студенты становятся более уверенными в себе, развивают свои способности в профессиональной деятельности, овладевают профессиональным опытом, развиваются творчески, совершенствуют систему ценностных ориентаций. Итогом работы со студентами исследовательской группы по воспитанию лидерских качеств явилось значительное улучшение показателей у студентов по главным критериям, которые мы определили как лидерские в педагогической профессии, а именно: изменение системы ценностных ориентаций: усиление значимости ценности собственной личности, семьи, здоровья, профессионального труда, общественно-полезных ценностей, гуманное отношение к людям, оптимистическое отношение к своему будущему, миролюбие, толерантность и др.; улучшились коммуникативные способности - общение стало более эмоциональным, дружелюбным, тактичным, открытым; улучшились организаторские способности; изменился уровень притязаний – стал более реалистическим; повысилась направленность личности на дело.
Проведенное в
данной работе исследование было посвящено
выявлению социально-
Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в период профессионального обучения студентов в педагогическом колледже за время обучения происходят изменения положительной направленности. Студенты становятся более уверенными в себе, развивают свои способности в профессиональной деятельности, овладевают профессиональным опытом, развиваются творчески, совершенствуют систему ценностных ориентаций. Итогом работы со студентами исследовательской группы по воспитанию лидерских качеств явилось значительное улучшение показателей у студентов по главным критериям, которые мы определили как лидерские в педагогической профессии. Выполненное исследование способствует раскрытию возможностей и интереса для дальнейших научных планов по улучшению развития лидерских качеств студентов педагогического колледжа и их адаптации в социуме. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать изучение возможности подготовки руководящих кадров в системе образования, анализ различных аспектов лидерства в педагогической профессии.
Информация о работе Воспитание лидерских качеств у студентов