Воспитание лидерских качеств у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить и конкретизировать на практике психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом колледже.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа;
- провести исследовательскую работу по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- подобрать методики и занятия по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- исследовать результаты проведенной работы и сделать соответствующие выводы и характеристики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа 6
1.1. Понятие о лидерских качествах 6
1.2. Воспитание лидера в колледже 10
Глава 2. Исследования уровня сформированности лидерских качеств у студентов колледжа 17
2.1. Из опыта работы Белгородского педагогического колледжа по воспитанию лидерских качеств студента 17
2.2. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у студентов 19
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 31

Файлы: 1 файл

Воспитание лидерских качеств.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Исследование  проводилось в три этапа: 1. подбор и разработка диагностирующих и формирующих методик; 2. внедрение разработанной программы «Школа лидеров» в учебный процесс колледжа; 3. математическо-статистическая обработка эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Программа проведения нашей исследовательской работы имеет следующую структуру:  обоснование необходимости эксперимента;  формирование научной гипотезы;  обоснование выбора вида эксперимента;  выбор и оценка общих условий проведения эксперимента; выбор методов эксперимента; описание проведения основных этапов эксперимента; анализ результатов эксперимента.

Для реализации поставленных целей, чтобы составить общее представление об уровне сформированности лидерских качеств у студентов нами были использованы конкретные методики исследования:

1. модифицированная методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

2. тест-опросник Е. Жарикова «Лидер или администратор» (прилож. 1);

3.  тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера (прилож. 2).

Выбор методик был определен возможностью экспериментального исследования качеств, отмеченных нами как лидерские. Система  ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет ядро мотивации жизненной активности. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей и удобна для статистической обработки. Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств.

Методики Е. Жарикова «Лидер или администратор» и тест на оценку самоконтроля в общении М. Скайдера позволяет оценить способность человека быть лидером. Для лидера характерна направленность личности на дело, заинтересованность в решении деловых проблем.

Сравнительная таблица результатов по тесту  «Жизненные ценности» (терминальные ценности) студентов исследовательской группы по методике М. Рокича представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов по тесту  «Жизненные ценности»  студентов

Терминальные  ценности

Жизненные ценности

 

 

Исследовательская группа студентов

До начала эксперимента

После окончания

эксперимента

Интересная  работа

7

8

Здоровье

11

6

Самореализация

10

11

Общественное  признание

14

15

Счастливая  семейная жизнь

4

4

Материально-обеспеченная жизнь

2

3

Саморазвитие

8

9

Уверенность в  себе, внутренняя гармония

5

1

Наличие хороших  и верных друзей

6

5

Любовь

3

7

Вершинные переживания

16

17

Самостоятельность в суждениях и поступках

9

10

Активная, деятельная жизнь

1

2

Счастье других, совершенствование других

17

18

Творчество

18

12

Познание

13

14

Жизненная мудрость

12

13

Развлечения

15

16


 

Сравнительный анализ данных по иерархии жизненных ценностей студентов позволяет сделать вывод, что в результате формирующего эксперимента у студентов экспериментальной группы система педагогических ценностей претерпела значительные преобразования в пользу духовных ценностей. Материально-обеспеченная жизнь остается на третьем месте, а самореализация и саморазвитие – соответственно на одиннадцатом и девятом.

Сравнительная таблица результатов по тесту  «Жизненные ценности» (инструментальные ценности) студентов исследовательской группы по методике М. Рокича представлена в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная таблица результатов по тесту  «Жизненные ценности»  студентов

Инструментальные  ценности

Жизненные ценности

 

 

Исследовательская группа студентов

До начала эксперимента

После окончания

эксперимента

Эффективность в делах

14

1

Образованность

2

2

Воспитанность

11

3

Аккуратность

4

4

Самоконтроль

5

5

Независимость

1

6

Жизнерадостность, чувство юмора

6

7

Ответственность

10

8

Исполнительность, дисциплинированность

8

9

Смелость в  отстаивании взглядов

9

10

Честность

18

11

Рационализм

3

12

Терпимость  к мнениям других

12

13

Этническая  толерантность

13

14

Чуткость, заботливость

15

15

Непримиримость  к недостаткам в себе и других

16

16

Высокие притязания

17

17

Твердая воля

7

18


 

Сравнительный анализ данных по иерархии жизненных ценностей студентов позволяет сделать вывод, что в результате формирующего эксперимента у студентов экспериментальной группы система терминальных ценностей претерпела значительные преобразования в пользу духовных ценностей. Материально-обеспеченная жизнь остается на третьем месте, а самореализация и саморазвитие – соответственно на одиннадцатом и девятом.

Соотнесение полученных результатов с первоначальными  по иерархии инструментальных ценностей  показывает, у студентов исследовательской группы после окончания эксперимента принципиальных изменений в системе инструментальных ценностей не произошло.

 

Рис.  1. Сравнительные показатели контрольной и экспериментальной групп до и после экспериментального воздействия.

Критерии и  уровни оценки по тесту «Лидер или администратор» (методика Е. Жарикова) представлены в таблице 3 в данном тестировании приняли участие 12 студентов.

 

 

 

Таблица 3

Критерии и  уровни оценки по тесту «Лидер или администратор»

 

«Лидер»

«Администратор»

1.Грищенко Андрей

90

70

2. Белоусова  Лена

90

70

3. Гашева Ирина

50

50

4. Качалкова  Юля

50

50

5. Батанина Катя

35

70

6.Медведева  Саша

90

40

7. Никулина Лиза

40

80

8.Зеленина Лена

45

55

9.Емельянова  Уля

50

70

10.Девятков Илья

40

80

11.Горюнова Наташа

55

40

12.Казаков Рома

40

80


 

Критерии оценки за  «Лидер или администратор»:

- просуммируйте  все баллы по нечетным высказываниям  (1,3,5 и т.д.);

- просуммируйте отдельно все баллы по высказываниям, имеющим четные номера (2,4,6 и т.д.).

Как видно по проведенному исследованию в данной группе студентов можно выделить троих лидеров т.к. по шкале «Лидер»  они набрали по 90 баллов, а по второй – «Администратор» - 40%. Это означает, что в своей деятельности на 90% они опираются на коллегиальные формы руководства и на 40% - на административно-директивные установки.

Критерии и  уровни оценки сформированности самоконтроля в общении  (тест М. Скайдера) представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Критерии и  уровни оценки сформированности самоконтроля в общении  (тест М. Скайдера)

Ф.И.О.

Самоконтроль  в общении

1.Грищенко Андрей

3

2. Белоусова  Лена

4

3. Гашева Ирина

4

4. Качалкова  Юля

4

5. Батанина Катя

4

6.Медведева  Саша

6

7. Никулина Лиза

10

8.Зеленина Лена

5

9.Емельянова  Уля

7

10.Девятков Илья

7

11.Горюнова Наташа

8

12.Казаков Рома

10


 

Критерии оценки сформированности самоконтроля в общении:

- по одному баллу начисляется за ответ Н на 1,5 и 7 вопросы;

- за ответ В на все остальные вопросы тоже начисляется по одному баллу.

Как видно по проведенному исследованию в данной группе студентов можно выделить пять студентов набравших по 7-10 баллов и соответственно имеющих высокий коммуникативный контроль и шесть студентов набравших по четыре балла т.е. имеющих средний коммуникативный контроль, а также одного студента имеющего  низкий коммуникативный контроль.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что  в период профессионального обучения студентов в педагогическом колледже за время обучения происходят изменения положительной направленности. Студенты  становятся более уверенными в себе, развивают свои способности в профессиональной деятельности, овладевают профессиональным опытом,  развиваются творчески, совершенствуют систему ценностных ориентаций. Итогом работы со студентами исследовательской группы по воспитанию лидерских качеств явилось значительное улучшение показателей у студентов по главным критериям, которые мы определили как лидерские в педагогической профессии, а именно: изменение системы ценностных ориентаций: усиление значимости ценности собственной личности, семьи, здоровья, профессионального труда, общественно-полезных ценностей, гуманное отношение к людям, оптимистическое отношение к своему будущему, миролюбие, толерантность и др.;  улучшились коммуникативные способности - общение стало более эмоциональным, дружелюбным, тактичным, открытым; улучшились организаторские способности;  изменился уровень притязаний – стал более реалистическим;  повысилась направленность личности на дело.

 

Заключение

 

Проведенное в  данной работе исследование было посвящено  выявлению социально-педагогических аспектов формирования и развития лидерских  качеств в учебном коллективе. Поставленная в работе цель достигнута и решены основные задачи исследования. Это позволило нам сделать следующие выводы.

Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование. Лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что в период профессионального обучения студентов в педагогическом колледже за время обучения происходят изменения положительной направленности. Студенты  становятся более уверенными в себе, развивают свои способности в профессиональной деятельности, овладевают профессиональным опытом,  развиваются творчески, совершенствуют систему ценностных ориентаций. Итогом работы со студентами исследовательской группы по воспитанию лидерских качеств явилось значительное улучшение показателей у студентов по главным критериям, которые мы определили как лидерские в педагогической профессии. Выполненное исследование способствует раскрытию возможностей и интереса для дальнейших научных планов по улучшению развития лидерских качеств студентов педагогического колледжа и их адаптации в социуме. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать изучение возможности подготовки руководящих кадров в системе образования, анализ различных аспектов лидерства в педагогической профессии.

 

 

 

Информация о работе Воспитание лидерских качеств у студентов