Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель исследования: выявить и конкретизировать на практике психологические основы развития лидерских качеств студентов, обучающихся в педагогическом колледже.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа;
- провести исследовательскую работу по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- подобрать методики и занятия по формированию уровня лидерских качеств у студентов колледжа;
- исследовать результаты проведенной работы и сделать соответствующие выводы и характеристики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания лидерских качеств у студентов колледжа 6
1.1. Понятие о лидерских качествах 6
1.2. Воспитание лидера в колледже 10
Глава 2. Исследования уровня сформированности лидерских качеств у студентов колледжа 17
2.1. Из опыта работы Белгородского педагогического колледжа по воспитанию лидерских качеств студента 17
2.2. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у студентов 19
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 31
Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений. Межличностные контакты в такой компании, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию и потому остаются поверхностными. Качество совместного времяпрепровождения может быть разным, но часто невысоко. Таких компаний, к сожалению, много, причем некоторые из них перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки - к пьянству, от веселого озорства - к хулиганству).
Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. Молодежная преступность является, как правило, групповой, и истоки ее часто лежат именно в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся так называемые трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности перерождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. В большинстве случаев наблюдалось, что направленность антисоциальной группы создается в основном за счет характера личности лидера, то есть здесь в большей степени влияет лидер на группу, чем группа на лидера[1].
Положение индивида в группе
и его отношение к ней зависят
от многих факторов, куда входят как
свойства индивида, так и свойства
группы. Психологи принципиально разграничивают
коллективистическое самоопределение
личности, которая сознательно идентифицируется
с коллективом, принимая его нормы и ценности
в качестве своих собственных, и конформность,
т. е. склонность индивида уступать психологическому
давлению группы, изменять свое мнение
в угоду большинству.
Процесс влияния личности на коллектив
выражается в таких явлениях как авторитет,
руководство, лидерство. Под авторитетом
личности понимают признание коллективом
личности человека, соответствия его субъективных
качеств объективным требованиям деятельности
коллектива. Явление авторитета во многом
зависит от личных качеств и свойств человека.
Жизненный опыт, знания, профессиональные
навыки, умения- все это выделяет человека
среди других людей в коллективе. Авторитетный
человек занимает высокое положение в
межличностных отношениях, в коллективе
к нему прислушиваются, обращаются за
советом, считаются с его мнением, согласны
принять его точку зрения. Однако не только
личные качества лежат в основе этого
явления. Мнение коллектива, его ценности,
особенности его деятельности, как правило,
способствуют формированию авторитета
того или иного человека или, наоборот,
благодаря этому авторитет члена коллектива
может, быть низвергнут.
Обычно авторитет выше у тех людей, которые проявляют бескорыстное стремление помочь людям. Авторитет выше тогда, когда ценность человека в достижении групповых целей представляется для всех безусловной. Иногда возникают ситуации, при которых человек стремится завоевать авторитет, во что бы то ни стало, используя знания других людей, их достижения, приписывая себе те свойства, которыми он реально не обладает, или те знания, которых он не имеет. Такой человек может завоевать авторитет среди своих коллег, однако на непродолжительный срок. Авторитет дает человеку возможность полнее раскрыть свои особенности, умения, навыки, способности, дает основания его самоутверждению, самоуважению, внутренней стабильности. Авторитетная личность не обязательно должна занимать высокое место в системе формальных отношений, то есть быть руководителем. Авторитет состоит в способности оказывать влияние, организовав необходимое поведение, необходимую деятельность людей, тогда как приказать, подчинить, заставить следовать определенным нормам поведения, может и неавторитетный руководитель, который опирается исключительно на санкции, связанные с наказанием, с инструкциями, с требованиями. Авторитет- явление сложное. Он включает в себя и социальный, основанный на проявлении власти, и социально- психологический аспект: чувство доверия, преданности лицу, обладающему авторитетом. Если мы доверяем человеку, то он для нас авторитетен, если мы ему не доверяем, то это прежде всего ставит под сомнение его авторитет[3].
Руководство- это составная часть управления, связанная с оказанием целенаправленного воздействия на людей, с регулированием их поведения. Поведение руководителя регламентировано нормами, предписаниями, должностными инструкциями, преломившимися через его личность. Поэтому стиль руководства определяется влиянием индивидуальности на деятельность и поведение, связанные с реализацией должностных обязанностей и норм.
Влияние личности на коллектив выражается и в таком явлении, как лидерство. Руководство и лидерство отличаются друг от друга. Руководитель, как правило, представляет формальную структуру отношений, а лидер - неформальные отношения внутри коллектива.
Лидерство и руководство- это в принципе различные явления, отражающие влияние личности на группу. Лидерство - не только проявление личностных свойств и качеств человека в групповом поведении, но и отчасти результат тех социально- психологических процессов, которые происходят в группе.
Природа лидерства сложна. В психологии чаще всего явление лидерства понимают с точки зрения ролей, которые принимает на себя человек или личность в групповой деятельности, то есть лидер- это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные. Каждая специфическая сфера деятельности (общественно- полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего лидера, то есть, нет универсального лидера, проявляющего себя во всех сферах жизни.
В условиях коллектива жизнь человека, личности становится полнокровной. Воздействие коллектива на личность идет по нескольким направлениям.
Во-первых, в условиях коллектива личность приобщается к его идейным, моральным и эстетическим ценностям, а поскольку коллектив несет в себе цели, задачи, характерные для всего общества, то через конкретный коллектив личность приемлет идейные, моральные и иные ценности общества[1].
Во- вторых, воздействие коллектива на личность осуществляется посредством воспитательной работы в коллективе. Социально зрелый человек во многом сам себя создает. Однако его ценностные ориентации, его роли, его статус, его мотивация, общественное поведение- все это выступает объектом воздействия со стороны коллектива[1].
Коллективное
мнение, убеждения, разъяснения, критика,
соревнование служат мерами, средствами, способами
воздействия коллектива на личность.
Влияние коллектива на личность зависит
от уровня развития коллектива. Коллективы,
только что сформированные и находящиеся
на невысоком уровне развития, межличностных
отношений, ролевой структуры, воздействуют
на личность совсем не так, как высокоразвитые,
имеющие традиции, большой опыт совместной
деятельности.
Так как лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно узнать какое значение для юноши или подростка имеет общество сверстников.
Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
В-третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием[1].
Так как «неформальные» лидеры выявляются в процессе межличностных взаимоотношений, то, как пример можно привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах часто бывает так, что вожаком является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных группах становятся чаще всего юноши не нашедшие применения своим организаторским способностям в колледже. И.С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальных лидеров в тех группах колледжа, где они учатся. Выяснилось, что в старших группах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем ниже он в официальном коллективе своей группы.
Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.
Поступая в колледж или вуз, молодой человек (как юноши, так и девушки) оказывается в новой социальной позиции - студент. Этот социальный статус требует от студента освоения новых ролей, определяющих его активную позицию в обществе, и большей ответственности - как за собственное образование, так и за саморазвитие. Личность студента это целостная самоорганизующаяся достаточно устойчивая система. Однако считать ее законченной и полностью сформировавшейся еще рано, т.к. психосоциальное развитие студента продолжается.
Образование в этом процессе играет значительную роль, но является не единственным побудителем развития. У студента появляется много потребностей и интересов, соответствующих его возрасту: желание встретить партнера, стать лидером, создать семью, воспитывать детей, получить определенный социальный статус, осознать себя как уникальную личность, быть важным и нужным в кругу людей и др.
Всем известно, что лидер - человек, способный повести за собой, вызвать интерес к делу. Очень немногие люди обладают такими способностями. Однако в любом случае, даже в малейшей степени проявления в юношеском коллективе непременно и стихийно выделяются ребята по талантам (лучше всех поёт, танцует, самый сильный, компьютерный гений, генератор идей, самый ответственный и т.д.) От педагогов требуется содействие тому, чтобы доверие к ребятам, вера в то, что они смогут принимать правильные решения и отвечать за них, ответственно отнестись к какому-либо делу. Возможно, даже при неумении на первых порах того кого вести это дело. Педагогам необходимо укрепить истинный авторитет таких ребят в глазах одногруппников и учителей. Прежде всего авторитет личности, а не власти, которую та представляет.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются студенты Белгородского педагогического колледжа.
Прежде чем провести диагностику уровня сформированности лидерских качеств у студентов данного колледжа, был проведен опрос преподавателей колледжа по воспитанию лидерских качеств студента. В данном опросе приняли участие преподаватели следующих специальностей:
050709.52 «Преподавание в начальных классах»
- Склонность к лидерству проявляется у большинства людей как потребность и как качество, являющее средством самоутверждения личности. Деятельность лидера можно охарактеризовать известным выражением М.Ганди: «быть тем, что ты хочешь изменить». Лидерство может функционировать только на основе доверия. Обязанность лидера- развивать доверие к себе и окружающим. Это и должно быть основной целью педагога-куратора при воспитании лидерских качеств студентов.
050719.52 «Коррекционная
педагогика в начальном
- Опыт работы преподавателей показывает, что если личность и не обладает яркими лидерскими качествами, но постоянно активно работает вместе со всеми, если в группе решения принимает не один лидер – учитель или ученик, а это совместное решение. То в изменившейся ситуации ученик, не задумываясь, возьмет на себе ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, примет решение. Это, на наш взгляд, самое главное.
Ведь еще в начале ХХ века была установлено, что когда студент попадает в иные условия, то его могут признать, а могут и не признать лидером. А вот умение принимать решения, действовать останется с ним навсегда. И работа в органах ученического самоуправления любого уровня – классного, школьного или муниципального, дает такие именно навыки.
050704.52 «Дошкольное образование»
- Вопросы лидерства волнуют педагогов уже очень давно. В нашем педагогическом коллективе часто идут споры - лидером рождаются или становятся? С точки зрения некоторых педагогов - рождаются. И в чем то они правы. Ведь зачастую в лидерах, активистах у нас ходят одни и те же ребята. Но это, наверно, больше наши учительские издержки.
Лидером может стать каждый ребенок. Лидера можно воспитать. В колледже мы проводим «азбуку лидера». В городе есть «академия лидерства» - это ежемесячные встречи представителей органов ученического самоуправления.
Лидерству можно и нужно учить. Хотя с этим многие не согласны. Но когда мы смотрим в горящие глаза ребят, примчавшихся с какой то новой сногсшибательной идеей, мы понимаем, что они счастливые люди. А разве это не наша задача воспитать счастливого человека?
Таким образом, лидерство нужно воспитывать и развивать, подпитывать идеями, как растение влагой. Без правильного воспитания и установки некоторые детки, явно обладающие качествами лидера, превращаются просто в классных «клоунов».
Исследования уровня сформированности лидерских качеств у студентов были проведены в Белгородском педагогическом колледже среди студентов 3-го курса, во время проведения исследования присутствовало 30 студентов.
Информация о работе Воспитание лидерских качеств у студентов